Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы - анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и виды социальной реабилитации;
- изучить основные цели и задачи социальной реабилитации;
- рассмотреть принципы социальной реабилитации;
- охарактеризовать основные направления социальной реабилитации;
- рассмотреть особенности социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов.
Введение 3 1. Сущность и содержание социальной реабилитации 5
1.1 Понятие и виды социальной реабилитации 5
1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 8
1.3 Принципы социальной реабилитации 9
2. Основные направления социальной реабилитации 13
2.1 Социально-бытовая адаптация как один из методов социальной
реабилитации 13
2.2 Методы осуществления социально-средовой ориентации 16
3. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов 18
3.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими
нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 18
3.2 Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха 21
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Подводя итоги, можно отметить, что основными организационными формами психиатрической помощи в системе социальной защиты населения считаются психоневрологические интернаты и диспансеры, где оказывается специализированная помощь этой категории инвалидов, что связано с клиническими особенностями психических заболеваний.
3.2 Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха
Окружающая среда с ее многочисленными объектами, восприятие которых осуществляется с помощью слуха, для лиц, страдающих глухотой, является нередко малодоступной. Требуются определенные реабилитационные мероприятия, для того чтобы данная категория инвалидов имела равные возможности жизнедеятельности со здоровыми./12/
Примерно 10% всего населения планеты имеют те или иные нарушения слуха. По оценкам, 500 миллионов человек во всем мире страдают глухотой или имеют проблемы со слухом. 80 % глухих людей и людей с нарушениями слуха живет в странах с низким и средним доходом. Четвертая часть всех нарушений слуха начинается в детстве.
Основные предотвратимые причины нарушений слуха в странах с низким и средним доходом - это инфекции среднего уха, чрезмерный шум, ненадлежащее использование некоторых лекарств, проблемы во время родов и инфекции, предотвратимые с помощью вакцин
Всего в России около 90000 глухонемых, что составляет 112 человек на 100000 жителей.
Существуют различные
классификации по степени потери
слуха, среди которых самая
Таблица 1. Классификация слуховых нарушений.
Уровень слухового нарушения |
Потеря слуха, в дБ |
Степень потери слуха (по ВОЗ) |
Полная потеря слуха |
- |
Глухота |
Глубокое нарушение слуха |
90 и более |
Потеря слуха IV степени |
Тяжелое нарушение слуха |
71 - 90 |
Потеря слуха III степени |
Среднетяжелое нарушение слуха |
56 - 70 |
Потеря слуха II степени |
Среднее нарушение слуха |
41-55 |
Потеря слуха I степени |
Легкое нарушение слуха |
26-40 |
Воспринимается обычная речь |
Социально-средовая реабилитация инвалидов с патологией слуха представляется социальными методами обучения, созданием специальных производственных условий, условий труда. Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха состоит в приведении окружающей среды в соответствие с потребностями инвалидов, в создании условий для доступа инвалидов к информации, которой располагает здоровое общество.
Инвалиды с выраженной патологией слуха испытывают определенные сложности в обучении. Требуются специальные методы в связи с невозможностью получения, а также воспроизведения информации из-за патологии коммуникативных функций. Для этой категории инвалидов существуют специальные школы для глухих и слабослышащих. Чем раньше начато обучение, тем больше вероятности развития речи. Существуют тренажеры для развития слухового, слухо-вибротактильного восприятия, применяется аппаратура для коллективных и индивидуальных занятий.
В целях социально-бытовой и социально-средовой реабилитации инвалидов с нарушениями слуха используется много технических средств. Среди них индивидуальные слуховые аппараты. Для создания максимального комфорта людям с частичной потерей слуха рекомендуется оснащение бытовых и производственных помещений следующей аппаратурой: индикатор телефонного вызова с возможностью подключения комнатного светильника; телефонная трубка с усилителем; световой сигнализатор дверного звонка; будильник со световой, вибрационной индикацией; телефон-принтер с памятью со встроенным экраном.
Специфические ограничения
жизнедеятельности у лиц с
нарушениями слуха заключаются
в затруднении получения
В связи с тем, что в основе причин глухоты лежат вредные условия труда, в реабилитационных целях применяют звукоизоляцию, вибропоглощение, дистанционное управление. Используются и индивидуальные средства защиты: виброгасящие перчатки, обувь, ушные шлемы./15/
Для действенной реализации программ социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха представляется важным осуществления субтитрования общественно значимых информационных и других телепередач, выпуск видеопродукции (с субтитрами), адресованной инвалидам.
Для социальной реабилитации инвалидов с патологией слуха важное значение имеет Всероссийское общество глухих, которое располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией.
В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для лиц, страдающих нарушениями слуха./3/ Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации.
В результате проведенного анализа можно сделать выводы, что для полноценной жизни этой категории инвалидов необходимо создание условий для доступа к информации, которой располагает здоровое общество.
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения
Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90 % информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.
В России, по статистике, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения. От воспалительных заболеваний ежегодно нарушается зрение у 4 млн. россиян. 60 процентов россиян старше 50 лет испытывают серьезные проблемы со зрением, каждый пятый из них страдает глаукомой. Среди основных причин заболеваний органов зрения специалисты называют: воспалительные заболевания (число вызванных ими нарушений зрения в России составляет около 4 млн.); травмы (около 2 млн. заболеваний); близорукость (более 1,5 млн.); глаукома (более 770 тыс.).
В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:
- глубокое нарушение зрения обоих глаз;
- глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;
- среднее нарушение зрения обоих глаз;
- глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.
Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция. Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п./7/
Решающий момент в социальной реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
Особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Инвалиды с патологией
зрения испытывают определенные трудности
при необходимости
Слабовидящий человек
нуждается при пользовании
Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)
- для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)
- для информационного обеспечения, обучения;
- для трудовой деятельности
– тифлосредства и приспособлен
В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения./3/
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что инвалиды с патологией зрения испытывает большие трудности в осуществлении всей полноты жизнедеятельности. Поэтому в целях обеспечения им равных возможностей необходимо разумное сочетание специализированного и интегрированного обслуживания, которые не противоречат, не противостоят друг другу.
Заключение
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Целью работы являлся анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование методики осуществления реабилитационных мероприятий. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности. Социальная реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер.
2. Основной целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Выявлено, что объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы. Субъекты процесса, при проведении социальной реабилитации должны придерживаться принципов, которые несут в себе основную идею – идею гуманизма.
3. Методика осуществления социальной реабилитации реализуется путём двух направлений: социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации. Cоциально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве. Осуществляется она путём приспособления окружающей среды к функциональным возможностям инвалида и включает такие мероприятия, как обустройство квартиры инвалида, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, информирование членов семьи инвалида по различным вопросам и т.п. Также проводятся занятия-практикумы в центрах социального обслуживания населения и экскурсии, которые призваны помочь инвалиду ориентировании на местности.