Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:31, дипломная работа
Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития.
Цель: определить особенности реабилитации инвалидов в условиях стационара.
Введение
1 Теоретические основы изучения инвалидности и реабилитации инвалидов
1.1 Понятие инвалидность, современные представления об инвалидности
1.2 Сущность понятия реабилитация инвалидов
1.3 Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов
2 Исследование социальной реабилитации инвалидов
2.1 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
2.2 Особенности технологического процесса реабилитации инвалидов в условиях стационара
Заключение
Список использованных источников
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером.
- Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
- Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех её аспектов (комплексность).
- Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
- Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учетом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) - иногда еще и санаторный этапы медицинской реабилитации.
Одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействия, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Рогова М.А. в 1982 году выделила следующие аспекты этих мероприятий:
Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект - охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
Психологический аспект - ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
Профессиональный аспект - у работающих лиц - профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов - по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
Социальный аспект - охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества. Экономический аспект - изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.
Одним из важнейших аспектов комплексного воздействия реабилитации является их индивидуальный характер. В случае признания лица инвалидом специалистами учреждения, проводившими МСЭ, в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ).
В ИПРИ определяются виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Разработка ИПРИ состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реализация этой программы реабилитации возложена на Государственную службу реабилитации инвалидов. Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения. При реализации ИПРИ обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий./11/
1.3 Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов
Выше было отмечено, что инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять
самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению жизнедеятельности./12/
По данным Ж.П. Дашковской и В.А. Якобашвили , перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалидов такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП), органические поражения центральной и периферической нервной системы, поражение опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и другая патология. Все это свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту. Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, социального и медико-социального характера./13/
В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и труд новы полнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез - до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза. Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения./13/
В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ. Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения./13/
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы
врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации. При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.)./14/
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей.
ВТЭК при освидетельствовании больного
решает следующие задачи: оценивает состояние
здоровья освидетельствуемого; изучает
факторы, характеризующие его профессию
и конкретные санитарно-гигиенические
условия его труда и быта; устанавливает
трудовые возможности больного; прогнозирует
дальнейшее развитие заболевания с учетом
компенсаторно-
Если понятие «трудоспособность» характеризует физическое и психическое состояние человека, его способность выполнять профессиональную работу определенного характера и объема в момент обследования и в ближайшем будущем, то понятие «трудовой прогноз» относится к предполагаемому состоянию трудоспособности человека в отдаленном периоде в связи с ожидаемой ее динамикой. На основании трудового прогноза формируются трудовые рекомендации.
План восстановительных мероприятий разрабатывают, исходя из следующих требований: 1) реабилитационные мероприятия должны начинаться возможно раньше; 2) они должны осуществляться непрерывно, последовательно и преемственно; 3) их выполнение должно быть комплексным с участием медицинских работников, психологов, педагогов, юристов и др.; 4) при составлении плана необходимо учитывать индивидуальные особенности личности реабилитируемого и течения у него патологического процесса, в том числе его психосоциальных, биологических особенностей и связей с трудовым коллективом, возраста, образовательного ценза, специальности, семейно-бытовой обстановки. Реализацией этих требований достигается снижение уровня инвалидности и экономия материальных затрат, связанных с выплатой пенсий и дальнейшим лечением инвалида./15/
Процесс реабилитации продолжается и в период возвращения болевшего или инвалида к активному общественно-полезному труду. В это время его содержание и методы зависят от того, состоялась ли трудоустройство на прежней работе путем создания соответствующего рабочего места, что обеспечивает материальную независимость работника и в конечном итоге приводит к отказу от пенсионного обеспечения (полная реабилитация), или проведено рациональное трудоустройство с предоставлением работы, которая соответствует функциональным возможностям работника, как правило, в облегченных условиях, что требует дальнейшего проведения реабилитационных мероприятий (неполная реабилитация).
Реабилитацию, если речь идет об инвалиде, следует рассматривать как непрекращающийся процесс, так как он нуждается в постоянном медицинском наблюдении и социальной защите.
2 Исследование социальной реабилитации инвалидов
2.1 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством , соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания ( пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:
- находящихся в домах-
- проживающих в семьях.
Указанный критерий - место проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов. Известно, что в домах- интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети- в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.