Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:31, дипломная работа

Описание работы

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития.
Цель: определить особенности реабилитации инвалидов в условиях стационара.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы изучения инвалидности и реабилитации инвалидов
1.1 Понятие инвалидность, современные представления об инвалидности
1.2 Сущность понятия реабилитация инвалидов
1.3 Социальные и медико-социальные аспекты защиты инвалидов
2 Исследование социальной реабилитации инвалидов
2.1 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов
2.2 Особенности технологического процесса реабилитации инвалидов в условиях стационара
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Дусембаева.docx

— 62.48 Кб (Скачать файл)

     Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство - проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.

     При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений.

1. Предусмотреть  возможность использования инвалидом  обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения).

2. Оснастить  имеющееся оборудование, утварь  элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами) для использования его инвалидом.

3. оборудовать  квартиру новыми специальными  адаптивными техническими средствами  с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные  условия к потребностям инвалида  с учетом типа дефекта.

     Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации./20/

     При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Специалист по социальной работе должен не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи навыкам пользования холодильником, плитой и т.д.

     Специальные приспособления на хозяйственно-бытового оборудование устанавливаются в ванной комнате в виде фиксированных к стене электроприборов, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, в виде установок автоматической подачи зубной пасты, в виде рычажных кранов для воды. Приспособления должны облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей также самообслуживание при принятии ванны. Они должны обеспечить инвалиду удобство и безопасность. В ванной необходима установка навесного сиденья, противоскользящей опоры для фиксации ног, поручней для подъема и перемещения в ванне. Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для подъема с унитаза.

     Для осуществления самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, для резки продуктов, для мытья посуды, для открывания банок и бутылок и др.

     Специалист по социальной работе должен определять необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными приспособлениями для раздвигания занавесок, для поднятия предметов с пола для открывания форточек./20/

       С целью практической реализации положений о социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в жилой среде необходимо создание модели жилого помещения, которая содержала бы все жизненно важные блоки для овладения инвалидом предложенными вспомогательными устройствами и реабилитационными техническими средствами с последующим относительно независимым образом жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Заключение

   

      Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений. Заканчивая данное исследование можно сказать, что в целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько аспектов: правовой; социальной-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомно-функциональный. Поэтому и решение проблемы инвалидности в нашей стране, должно предполагать комплексное решение.

       Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.

     Закон вводит понятие реабилитации инвалидов как системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им экономической независимости и его социальной адаптации.

Реабилитация  инвалидов включает:

- медицинскую  реабилитацию инвалидов, которая  состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

- профессиональную  реабилитацию инвалидов, которая  состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства;

- социальную  реабилитацию инвалидов, которая  состоит из социально-средовой  ориентации и социально-бытовой  адаптации.

     Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников//СОЦИС, 2005, №1
  2. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы//Вестник МГУ, сер 14, Психология, 1999, №4
  3. Бакулина Е.Л., Кокуев Т.В. Образование старших//Социальная работа. М., 2001.№3
  4. Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты инвалидов в российской федерации. Москва 2005
  5. Владимиров Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития.// СОЦИС, 2004, №4
  6. Донская И.Д. Практика деятельности комплексного центра социального обслуживания//Работник социальной службы, М., 2005,, №3
  7. Карп Л.Л., Потапчук Т.Б. Проблемы инвалидов //СОЦИС, 2004, №2
  8. Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие//СОЦИС, М., 2001, №7
  9. Писарев А.В. Образ инвалидов в современной России // СОЦИС., М.,2004, №4
  10. Пучков П.В. Люди с ограниченными возможностями //СОЦИС, 2005,
  11. Смирнова И., Федотова Т., Как живете? //Социальное обеспечение. 2005, №21
  12. Теоретические и организационные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых в стационарных учреждениях социального обеспечения/под ред. В.П.Белова., М., 2006
  13. Шарин В. Социальная помощь инвалидам//Социальное обеспечение. 2005, №9
  14. Щербина В.В. Проблемы технологизации социальной деятельности//СОЦИС, 1996, №8
  15. Феклюнина С.С. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания//Работник социальной службы, 2005, №2
  16. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001
  17. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М., 2004
  18. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 2003

 


Информация о работе Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения