Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:07, статья
В качестве инструмента исследования был применён сплошной анкетный опрос. Основными принципами анкетирования являлось доверительность и анонимность. Цель исследования: оценить эффективность социально-психологической реабилитации для наркозависимых в социальных реабилитационных центрах. В задачи исследования входило: 1) диагностика процесса возникновения наркозависимости, детерминации этого процесса различными факторами (возрастной порог наркозависимости, интересы, родственные отношения, семейное воспитание, окружение, и т.д.); 2) выявление структуры и источников потребления наркотиков, характера и диспозиции наркотического поведения; 3) выяснение мотивов отказа от наркотиков, обращения в реабилитационный центр; 4) выявление факторов, способствующих реабилитационному процессу наркозависимых, и факторов, препятствующих этому процессу.
Ещё одним значимым подтверждением устойчивой наркозависимости опрошенных реабилитантов служит тот факт, что подавляющее большинство из них уже неоднократно пытались избавиться от этой зависимости. Так, только 14% отметили, что ранее не лечились от наркозависимости. Остальные делали попытки избавиться от наркозависимости неоднократно:
40% лечились в наркологическом диспансере,
26% - дома самостоятельно
при помощи медикаментов
23% - без медикаментов «на сухую»,
18% – в различных реабилитационных центрах,
14% - в психиатрической клинике,
13% - в наркологическом стационаре,
11%, - посредством смены наркотиков на алкоголь,
10% - посредством заместительной терапии (метадоном),
6% - амбулаторно «12 шагов»,
4% - по программе «Детокс»,
4% - у знахарей, колдунов,
2%- кодированием,
1% - в монастыре.
Эффективность предыдущего лечения относительно невысока. После лечения не принимают наркотики до сих пор - 5%, долгое время не принимали наркотики – 6%, только первое время не принимали наркотики - 28%., никакого положительного результата не оказалось- 40%. Остальные затруднились с ответом.
Таким образом, реабилитанты социальных реабилитационных центров представляют собой хронически наркозависимых людей, а то, что многие из них потеряли всё, что характеризует нормальную человеческую жизнедеятельность (дом, семью, работу, и т.п.), не что иное, как драматические последствия наркомании.
Некоторые критики утверждают, что реабилитационный центр «Новая жизнь» и другие социальные реабилитационные центры входящих в состав Союза Некоммерческих Организаций Социальной деятельности и Гражданских инициатив, заменяют наркотическую зависимость на зависимость от деструктивных культов. Например, священник из епархиального отдела по борьбе с наркоманией и алкоголизмом Максим Плетнев, характеризуя деятельность реабилитационного центра «Новая жизнь», прямо заявил корреспонденту «Известия - СПБ», - «От наркотиков они избавляют. Но у людей появляется близкая к наркотической зависимость от секты. Адепты начинают жить исключительно ее интересами, остаются навсегда в реабилитационных центрах. В деструктивный культ вовлекаются и родственники наркоманов» («Известия - СПБ», 25 октября 2007 г.) Как Вы можете прокомментировать эти высказывания.
Я думаю, что подобные критики в определённой мере лукавят. В мирное время в цивилизованном обществе вряд ли можно найти более деструктивную зависимость, чем наркотическую. Родители наркозависимых готовы буквально бежать на край света, чтобы их несчастные дети смогли освободиться от наркотического плена. Поэтому, если священник Максим Плетнев признаёт, что в центре «Новая жизнь» избавляют от наркотиков, то он делает для центра благое дело, пропагандируя на всю страну его деятельность.
Хотелось бы также понять, что за смысл вкладывается в понятия «деструктивная секта», «деструктивный культ». Все современные церкви выросли из малочисленных групп верующих, в частности, христианство возникло в одной из религиозных общин внутри иудаизма. И раннее христианство с точки зрения подобной логики в глазах иудеев могло бы рассматриваться как «деструктивная секта», «деструктивный культ».
Деструктивной организацией может быть признана лишь та, которая использует обман при вовлечении, тотальный контроль сознания своих членов без их на то согласия. О чём же свидетельствуют результаты нашего исследования:
34% опрошенных реабилитантов обратились в социальный реабилитационный центр по собственной инициативе,
26% - по настоянию родственников,
17% - вследствие отзывов
людей, окончивших курс
11% - по совету друзей, товарищей,
3% - по рекомендации врачей,
3% - вследствие информации из рекламы,
6% - затруднились ответить.
С целью уточнения
внутренней мотивации
- хорошие отзывы
- потому что он христианский - 20%
- мне всё равно
- по примеру друзей, товарищей - 16%
- другое
- близко от дома - 4%.
- затруднились ответить
Следовательно, как показывают данные исследования, обращение в социальные реабилитационные центры осуществляется по инициативе самих будущих реабилитантов, их родных и близких; в основе мотивации лежат достаточно успешные результаты деятельности этих центров по реабилитации наркозависимых, которые подтверждаются свидетельствами реабилитантов, уже окончивших курс реабилитации.
Теперь о контроле над сознанием. Необходимо отметить, что в большинстве реабилитационных центрах, где практикуют реабилитацию наркозависимых без медикаментозных средств, применяются схожие методики. Это, прежде всего, изоляция реабилитантов от наркосреды, полный запрет на потребление наркотических средств, включая алкоголь и табак, некоторые ограничения в жизнедеятельности (в частности, в сексуальных контактах), трудотерапия, психотерапия. Дополняя эти методики, в некоторых реабилитационных центрах, например, в организованных при Русской православной церкви, стремятся избавить от наркозависимости своих пациентов на основе духовного обновления, посредством приобщения к вере. Отношение Русской православной церкви к наркомании, как духовной проблеме, раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. В соответствующем разделе этого документа сказано: «…не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь». Для евхаристической общины характерно, что у нее есть глава, духовный руководитель, который должен близко знать все проблемы духовной жизни членов общины. То есть, реабилитация наркозависимых осуществляется посредством вовлечения во внутрицерковную жизнь под руководством духовного наставника.
Реабилитационный центр «Новая жизнь» в своих документах определяет наркоманию также как духовную проблему и обращается к духовному опыту различных христианских конфессий (лютеран, протестантов, католиков, православных), с целью донесения до их сознания фундаментов общехристианских истин, здравого смысла и здорового образа жизни, присущих всем конфессиям.
Проследим на основе результатов нашего исследования истоки и эволюцию духовных взглядов опрошенных реабилитантов. С этой целью в опросной анкете был задан вопрос «Ваши родители – верующие люди? И если да, к какому вероисповеданию они относят ся (относились)?» Распределение ответов опрошенных реабилитантов выглядит следующим образом:
православные
протестанты (евангелисты, баптисты
и т.д.)
мусульмане
другого вероисповедания
в Бога верят (верили),
но никакую религию не исповедуют (не исповедовали) 34%
нет, они неверующие
люди
затруднились ответить
Полученные данные
О степени влиянии религиозности на внутрисемейную жизнь и внутрисемейные отношения, можно судить при рассмотрении ответов на вопрос: Исполнялись ли у Вас в семье религиозные обряды? Ответы распределились следующим образом:
никаких религиозных
обрядов не исполнялись
только по праздникам
от случая к случаю
ежедневно
ежемесячно
затруднились ответить
Почти половина опрошенных реабилитантов заявили, что никаких религиозных обрядов в их семье не исполнялись. Каждый пятый отметил, что религиозные обряды в семье отмечались по праздникам, 5% - ежедневно, 2,5% - ежемесячно. То есть, по большому счету, родители реабилитантов, не религиозны, это люди, для которых вера - национально- культурная традиция, а соблюдение религиозных обрядов выступает как элемент традиционного уклада жизни.
Нам хотелось узнать, в то время, когда сами опрошенные вступали на дорогу наркозависимости, считали ли они себя верующими. И если да, то, к какому вероисповеданию они себя относили? Вот такое распределение ответов в результате было получено:
были неверующими людьми
были православными
в Бога верили,
но никакую религию не
исповедовали 17%
были протестантами
(евангелистами, баптистами и т.д.), 2%
принадлежали к другому вероисповеданию 1%
затруднились ответить
31% ответили, что, да, и отнесли себя к православным, 1% - к другому вероисповеданию 17% - ответили, что в Бога верили, но не какой конфессии не принадлежали. Наконец, 34% ответили, что нет, и 15% затруднились ответить на этот вопрос.
Аналогичный вопрос о степени и характере религиозности задали реабилитантам ещё раз, но уже в отношении сегодняшнего времени. Такое распределение ответов мы получили:
протестанты 44%
православные
в Бога верят,
но никакую религию
не исповедуют
другого вероисповедания
неверующие
затруднились ответить
Как видно из результатов опроса, среди реабилитантов заметно увеличилась доля протестантов, причём в основном за счёт неверующих людей. Если видеть в религии её этический аспект - следование общечеловеческим моральным и нравственным нормам, то это можно только приветствовать.
Однако некоторые авторы из числа ортодоксальных кругов заявляют, что «все разговоры о «духовности» той или иной религиозной группы следует рассматривать, исходя из контекста вероучения и практики конкретной организации». Если «свои», то верной дорогой идёте братья! Если «чужие» («Новая жизнь» и другие социальные реабилитационные центры) - то это духовный обман, «промывание мозгов», которое выражается в контроле поведения, контроле информации, контроле мышления и контроле эмоций. Ларчик такой необольшевистской логики открывается просто: «Новой жизни» и другим социальным реабилитационным центрам помогают представители официально зарегистрированных евангелических организаций в России. А значит, боязнь конкуренции со стороны других религиозных конфессии, которые якобы под видом избавления от наркотиков, вербуют своих новых адептов, требует решительной борьбы с так называемой «сектозависимостью».
Оставляем на совести авторов подобные заявления (по такой логике можно дойти до утверждения, что пусть Х. остаётся наркоманом, но зато наш человек). Подлинная вера не передается по наследству, не покупается за деньги и не прививается насильно. Она является результатом многолетних душевных страданий и исканий, следствием которых становится полная переоценка всех жизненных ценностей и интересов.
Что Вы можете сказать о самом процессе реабилитации в обследованных социальных реабилитационных центрах, в чём Вы видите возможные резервы для его улучшения?
Прежде всего, следует напомнить, что речь идёт не о реабилитации вообще, а о социальной реабилитации, которая направлена на восстановление личностного и социального статуса наркозависимых. Структура реабилитационного процесса представляет собой сложный комплекс мер и методик, направленных на возрождение способностей человека воспроизводить и совершенствовать свою жизнь с помощью индивидуально-личностных качеств. Социальная реабилитация включает в себя коррекцию, восстановление и предупреждение. Коррекция означает устранение существующих личных и социальных проблем. Восстановление предполагает удовлетворение двух социально-значимых потребностей личности: потребность подержания достойного жизнеобеспечения и потребность социально-позитивного деятельного существования. Предупреждение направлено на предотвращение возвратного возникновения социальных и личных проблем, в данном случае рецидива наркозависимости.