Социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:29, дипломная работа

Описание работы

При изучении социальных процессов одной из самых интересных проблем является проблема предсказания будущего того или иного общества (При написании параграфов 1 и 2 было использовано учебное пособие А.К.Гуца [3]). Неоднократно проваливались самые различные попытки дать более или менее точный прогноз грядущих событий. Методика составления прогнозов опиралась на традиции гуманитарных наук и поэтому базировалась либо на узком наборе явлений и фактов, либо на конкретной теории, не способной обрабатывать данные так, как это делает математика.

Содержание работы

• Введение
• Социальная система
o Социальное действие
o Социальная система
o Общество
o Социетальное сообщество
o Подсистема поддержания институциональных этнических образцов
o Политическая система
o Экономическая система
• Математическая модель социогенеза
o Описание системы
o Исследование системы. Проверка на наличие бифуркации
o Исследование устойчивости системы
o Компьютерное моделирование
o Устойчивость социальной системы
• Заключение
• Примечания
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

  • Введение
  • Социальная система
    • Социальное действие
    • Социальная система
    • Общество
    • Социетальное сообщество
    • Подсистема поддержания институциональных этнических образцов
    • Политическая система
    • Экономическая система
  • Математическая модель социогенеза
    • Описание системы
    • Исследование системы. Проверка на наличие бифуркации
    • Исследование устойчивости системы
    • Компьютерное моделирование
    • Устойчивость социальной системы
  • Заключение
  • Примечания
  • Список литературы

 

 
Введение

При изучении социальных процессов одной из самых интересных проблем является проблема предсказания будущего того или иного общества (При написании параграфов 1 и 2 было использовано учебное пособие А.К.Гуца [3]). Неоднократно проваливались самые различные попытки дать более или менее точный прогноз грядущих событий. Методика составления прогнозов опиралась на традиции гуманитарных наук и поэтому базировалась либо на узком наборе явлений и фактов, либо на конкретной теории, не способной обрабатывать данные так, как это делает математика. Важным отличием математического способа обработки данных является то, что результат получается в ходе долгих формальных вычислений, лишенных самостоятельного смысла. Он, как правило, непредсказуем (за исключением тривиальных случаев) и, следовательно, объективен. Субъективность может проявиться на предварительном этапе построения математической модели, но математический анализ следствий модели беспристрастен и объективен. Истори применения математики в естественных науках показывает, что большинство тонких результатов, полученных математическим путем, никогда бы не стали достоянием человеческого разума, если бы не использовались отстраненные формальные и абстрактные процедуры. Именно этот подход отсутствовал у ученых в прошлом.

Достаточно распространено мнение, что процессы, протекающие в обществе, в отличие от физических или химических, очень сложны, многогранны, и поэтому их строгое математическое описание дело почти безнадежное. Тем не менее наша цель - построение математической модели глобальных социальных процессов. Под глобальным процессом понимается процесс, проявление которого становитс заметным на больших отрезках времени в несколько сотен лет. Напротив, локальные процессы сказываются через месяцы или через несколько лет. Фактор действий отдельного человека более проявляется на коротком отрезке времени, а на больших временных интервалах на первое место выходят системные связи, законы развития общества в целом. Поэтому можно попытаться математически описать то, что в меньшей степени задействует качества человеческой психики - глобальные социальные процессы, когда лишен смысла вопрос о победе той или иной политической партии, но закономерен вопрос о судьбе общества, поворотах в его истории, его культуре, состоянии окружающей его природной среды. В этой работе мы будем использовать следующую структурную схему общества:

На нижнем геобиотическом уровне общество людей представляет собой подсистему экологической  системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами данного уровня. Единое земное общество при этом может разбиваться на местные, региональные подобщества, которые отличаются друг от друга типом потребляемой пищи (биомассы), темпами прироста или смертности популяции и уровню промышленных загрязнений. Данное общество лучше называть популяцией. Математическая модель этого уровня описана в книге В.Крапивина,Ю.Свирижева,А.Тарко [14].

На втором этническом уровне общество - это уже коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям и характеризующихся одинаковыми неосознанными ответными реакциями на внешние воздействия, то есть вполне определенным стереотипом поведения, порожденным ландшафтными (региональными) условиями местожительства. Такое общество называется этносом. Данный уровень описан в теории этногенеза Л.Н.Гумилева [1, 2]. Л.Гумилев ввел понятие пассионарности с помощью которого описал поведение подсистем этноса: пассионариев, гармоничных людей, субпассионариев, организации, культуры и искусства, науки и техники, ландшафта. Математическая модель этноса описываетс системой дифференциальных уравнений, которая построена профессором А.К.Гуцом [3, 4, 5, 6, 7, 8]. На основе этих уравнений проводилось компьютерное моделирование на предмет согласования выводов, сделанных в рамках данной математической модели и утверждений самого Л.Н.Гумилева о ходе этногенеза [9].

На третьем социальном уровне мы имеем дело с обществом в самом распространенном смысле этого слова. В данной работе предложена математическа модель данного уровня, построенная на основе теории общества американского социолога Т.Парсонса [17, 18, 19](1).

Очевидно, что существуют более высокие уровни -- например, психосфера. Они должны иметь важное значение при анализе локальных кратковременных социальных процессов, либо при анализе роли гениев об историческом развитии того или иного народа.

В данной работе мы также  будем использовать теорию цикличности, котора является одной из интерпретаций мирового исторического процесса. Эта теори утвердилась на рубеже XIX-XX века в Европе работами О.Шпенглера [26], Арн.Тоинби [23], Н.Данилевского [10] и других. По их мнению, каждое общество проходит определенные стадии развития, роста, надлома и разложения. С расширением культурного горизонта возобладало представление о многообразии культурных типов. Н.Я.Данилевский выделил 10 типов, А.Тоинби - 21 цивилизацию.

Русские экономисты являются основателями теории цикличной динамики общества. Н.Д.Кондратьев в 30-х годах XX века на основе большого массива статистических данных и математического моделирования социально-экономических процессов пришел к выводу, что каждые полвека большие циклы экономической конъюнктуры сменяют друг друга [13]. Каждый такой цикл в свою очередь является элементом "векового" цивилизационного цикла, меняющегося через 200-300 лет. Н.Кондратьев считал, что данная закономерность позволяет более обоснованно прогнозировать тенденции в развитии экономики, назревание кризисов. В настоящее врем этот подход развивается под руководством академика Ю.В.Яковца [27]. Теори циклов рассматривается как инструмент социально-экономического предвидения. В рамках исторических суперциклов рассматриваются закономерности и тенденции изменений технологии, экономики, социально-политической сферы. Истори человечества предстает в виде лестницы, по ступеням которого поднимаетс человек. Данна точка зрения имеет право на существование наряду с теорией многовариантности развития.

Социальная  система

Социальная система -- это универсальный способ организации  общественной жизни, который возникает  в результате взаимодействия социальных действий на базе диктуемых социальных ролей. Она объединяется в упорядоченное  и самосохраняющееся целое образцами норм и ценностей, обеспечивающих взаимозависимость частей системы и интеграцию целого.

Социальное  действие

Люди в своей жизни  постоянно действуют, совершают  поступки. Поэтому вводится понятие  социального действия. Социальное действие -- это действие человека внешнего или внутреннего характера, которое предполагает, что действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл и которое соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Содержание действия образуют структуры и процессы, на основе которых люди формируют и реализуют осмысленные намерения (слово "осмысленный" предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и описания). [17, с.94]  
   Рассмотрим социальное действие как систему и охарактеризуем систему действия через отношения составляющих ее подсистем.  
   Система социальных действий анализируется Т.Парсонсом в терминах следующих функциональных характеристик составляющих ее четырех подсистем (см. Схему 1):  
1) поведенческий организм служит для адаптации к окружающей физической природной среде;  
2) этническая система предназначена для формирования главных, "руководящих" или контролирующих этнических образцов;  
3) система личности служит ориентации на достижение цели;  
4) социальная система направлена на достижение внутренней интегрированности (солидарности).

Действительно, каждый человек  представляет собой:  
1) биологический организм;  
2) субъект некоторого этноса (подсознание);  
3) личность;  
4) член общества (сознание).

Поясним сказанное.

1. Принадлежность к  определенному видовому типу, а  именно, общие типовые характеристики  больших человеческих групп образуют  органическую основу социального  действия. Это социальное действие направлено на адаптацию к влиянию окружающей физической природной среды, рассматриваемой в широком смысле, то есть не связанной ни с каким социальным действием.

2. Входя в этнос,  человек становится носителем  вполне определенного поведения, то есть действия, смысл которого определяется (и становитс поэтому понятным) окружающей человека этнической (культурной) средой. Факторы, обуславливающие стереотип поведения, усваиваются на этническом уровне в процессе научения через условный рефлекс подражания (сигнальная наследственность), а на социальном -- в процессе обучения (социализации, [22, Глава 4]), при котором важнейшую роль играют символически организованные этнические образцы. Эти образцы создаются в процессе этногенеза и формируются, главным образом, в рамках подсистем организации и культуры этноса. Будем называть ихэтническими. Они отличаются длительным существованием на протяжении многих поколений и поэтому способны придавать системе социальных действий высоко устойчивые структурные опоры, соответствующие генетически заложенным свойствам вида. Отметим, что в американской социологии вместо слова "этнический" используетс слово "культурный"[22, Глава 2]. По существу, эти понятия практически совпадают (например, Т.Парсонс выделяет три основных момента в определении культуры: передаваемость в поколениях, обучаемость и общепринятость [18]). Поэтому их можно отождествлять (см. [17, с.95], [22, с.97-98]).

Этнические образцы  подвергаются на социальном уровне институциированию, то есть закреплению посредством возникающих в системе действий институтов управления, власти. Будем называть их, следуя Парсонсу, институциональными этническими образцами. Их источником является система этноса, являющаяся, по сути дела, подсистемой системы социальных действий.

3. Каждый человек, подвергаясь  научению в определенной этническо-культурной  среде, имеет вполне определенный  стереотип поведения. Но его  организм, его окружение (физическое, этническое и социальное) всегда  уникальны. Поэтому его собственная  поведенческая система -- система личности, является уникальным вариантом культуры этноса и присущих ей образцов действия. Личность ориентирована на достижение целей по отношению к окружающей среде. Следовательно, система личности -- самостоятельная подсистема системы социальных действий, не сводимая ни к организму, ни к этнической системе.

Описанию четвертой  подсистемы и построению математической модели посвящена эта работа.

Социальная  система

Люди взаимодействуют  друг с другом, и хотя развитие социальных отношений связано с личностными характеристиками взаимодействующих индивидов, с этническими образцами (стереотипами поведения). Процесс социального взаимодействи образует четвертую подсистему системы социальных действий -- социальную систему. При ее анализе на первый план выступает процесс интеграции (солидарности), столь необходимый социальным отношениям из-за внутренней расположенности к конфликту и дезорганизации.

Интеграция это "такие  структуры и процессы, посредством  которых отношени между частями  социальной системы ... либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармоническое их функционирование в соответственных связях друг с другом в системе, либо, наоборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом"[20, с.59].

Главное для людей -- это решение проблемы порядка в обществе(2).

Социальная  система -- это система отношений индивидов, подсистема системы социальных действий. Для ее анализа также применим системный подход, рассматривающий четыре подсистемы (социетальное сообщество, систему поддержания институциальных этнических образцов, политическую и экономическую системы), их функциональное назначение и взаимосвязи. Приведем схему Парсонса (Схема 2.), изображающую подсистемы социальной системы (общества), ее среды и функции.

Общество

Общество -- это тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), который как система достигает по отношению к окружающим его пяти средам (три внутренних и две внешних) наивысшего уровня самодостаточности. Самодостаточность общества является функцией от сбалансированной комбинации механизмов контроля над отношениями общества с этими пятью средами, а также от степени его собственной внутренней интеграции.

Контролирующие факторы  образуют иерархию. Система с более  высоким уровнем информации, но с  низким энергетическим уровнем контролирует высокоэнергетические системы с  относительно низким уровнем информации.

Система культуры и искусства (этнос), соотносясь с высшей реальностью, преобразует нормативные образцы в ценностные ориентации, относящиес к окружающему физическому миру, организмам, личностям и социальным системам.

Этническая система "становится механизмом, через который общественна система функционирует и приобретает стабильность... ". При этом она "дает толчок социальным изменениям, способствует эволюции всей системы"[20, с.32].

Физическая среда создает условия  функционирования, но не организует их. Физические, природные факторы не контролируются, к ним человек должен адаптироваться.

Следовательно, социальная система  контролируется (в рамках данной теории) только этническими факторами, поэтому  при построении модели мы будем увязывать ее напрямую только с составляющими этногенеза(3).

Социетальное сообщество

Проблема интеграции общества -- сохранение устойчивости, внутреннего единства, солидарности. Данная функция осуществляется институтами социального контроля посредством создания и поддержания общих норм и ценностей. Ядром общества как системы является структурированный (особо организованный) нормативный порядок. С его помощью организуется коллективная жизнь населения.

Единый коллектив, деятельность которого основана на объединение людей, сознательно  принимающих нормативный порядок, называетсясоциетальным сообществом.

Многие из этих норм, "навязанных" коллективу, предполагают контроль за их соблюдением, например, через полицейские функции и различные репрессивные и другие санкции.

Основная функция подсистемы "Социетальное сообщество" -- интеграци людей(4). Она осуществляется через поддерживающие устойчивость сцепления охранные и контролирующие факторы.

По мере развития сообщества происходит видимое разделение, разобщение людей  через общественное разделение труда. Однако, как показал Дюркгейм, специализируясь, разобщаясь по сферам узкой трудовой деятельности, люди все более нуждаются в особой интеграции, названной им органической солидарностью [11]. Эта солидарность организуется посредством кооперативного или реститутивного права. Последнее включает право собственности, семейное, договорное, коммерческое, процессуальное, административное и конституционное. Естественно, предполагаются соответствующие реститутивные санкции, то есть меры по восстановлению прежнего правового, имущественного и т.д. состояния.

Значимость реституции и органической солидарности на социальном уровне определяется степенью развитости политической системы общества (государственной гарантией выполнения реститутивных санкций). Принятие нормативного порядка сообществом зависит от еголегитимности. Об этом в следующем пункте.

Информация о работе Социальная система