Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:31, реферат
Системные преобразования российского общества в 90-е годы XX в. вызвали необходимость в реформировании судебной системы. Цель данной реформы была в формировании суда как независимого института, контролирующего эффективность функционирования права во всех сферах общества. На протяжении всей советской истории суд не являлся самостоятельной властью. И это объяснялось организацией политической системы, частью которой выступала единая система правоохранительных органов.
Введение
Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в современном российском обществе.
Реформирование судебной системы как часть реформ постсоветской России
Некоторые результаты исследования судебной системы России и отношение населения к судебной власти.
Правовые ценности в сознании граждан
Значимость судов в решении проблем граждан
Уровень доверия граждан судам
Оценки состояния судебной системы.
Оценки коррумпированности судов различного уровня
Оценки рынка бытовой и деловой коррупции в судебной системе
Оценка последствий коррупции в судебной системе
Информированность граждан о деятельности органов судов
Тенденции развития судебной системы в России
Введение суда присяжных и оценка его эффективности общественностью
Введение ювенальной юстиции в РФ
Заключение
Социальная ситуация в российском обществе
и деятельность суда (проблемы и тенденции)
Реферат
2012
Содержание
Введение
Заключение
Введение
Системные преобразования российского общества в 90-е годы XX в. вызвали необходимость в реформировании судебной системы. Цель данной реформы была в формировании суда как независимого института, контролирующего эффективность функционирования права во всех сферах общества. На протяжении всей советской истории суд не являлся самостоятельной властью. И это объяснялось организацией политической системы, частью которой выступала единая система правоохранительных органов.
Весь комплекс мероприятий, направленных на вычленение судебной власти из состава правоохранительной системы и достижение ею независимости, проводился с начала 90-х годов посредством преобразований суда. Вместе с тем, административное изменение правового и экономического статуса суда еще не обеспечивает изменения его статуса в социальной системе в целом - его позиций по отношению к обществу.
Социальные и экономические реформы, которые проходили в это же время, сформировали устойчивое отношение к власти в целом, и к судебной, в частности. Стереотипы, сложившиеся в этот период, влияют и на общественную оценку реформирования судебной системы.
К сожалению, современная социальная ситуация в России не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие проблемы российского общества делают достаточно умозрительными и неоправданно оптимистичными прогнозы некоторых аналитиков о быстром приобщении России к числу «цивилизованных» государств.
В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России в 90-е гг. основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. 1
Одним из последствий увеличения бедности в нашей стране является острое социальное неравенство. Так, разница между 10% самых богатых и 10% самых бедных в экономическом ракурсе людей России составляет 24 раза.2 Кроме того, за последние 10-15 лет пребывания России в «рыночной экономике» в России число лиц, живущих в бедности, стало преобладать. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».
Новое в социальной структуре российского общества - появление слоя «открытых» миллионеров, афиширующих свои сверхвысокие доходы. Социальная дифференциация вызывает резко негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство в доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной группы находящихся у власти людей в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения и без того низких доходов в пользу богатых социальных слоев вызывает резко негативную реакцию большинства населения.
Одной из проблем современного российского общества является рост уровня коррупции. Он проявляется в низком уровне взаимного доверия в российском социуме, понимания и готовности коллективно решать общественные проблемы, а также в неуважении к праву и закону. Кроме того, под влиянием коррупции наиболее значимые социальные связи российских граждан, предпринимателей, государственных и муниципальных служащих становятся всё более неформальными, а уровень регулирования социальных взаимодействий нормами права и даже морали и нравственности постоянно снижается.
Нередко получается, что
для реализации своих конституционных
прав и свобод граждане вынуждены
прибегать к коррупционным
История пока не знает примеров богатых стран с таким высоким уровнем коррупции, как в России. Для того чтобы в нашей стране через 10-15 лет ВВП на душу населения достиг 20 тыс. долл. США, необходимо ее резко снизить. Все остальные показатели - образованность населения, разрыв в доходах различных социальных групп, даже степень политических и гражданских свобод (пусть и недостаточная) - в принципе, согласуются с возможностью экономического роста. Но по уровню коррупции Россия сегодня сопоставима с африканскими странами, где показатели душевого ВВП в 4-5 раз ниже.
В целом ряде исследований, в первую очередь в работе сотрудника МВФ П. Мауро, было показано, что коррупция действительно влияет на экономический рост (а не является его следствием). Поэтому коррупция вполне может стать главным ограничивающим фактором экономического роста в России уже в ближайшее десятилетие.
Согласно данным двух опросов
Фонда ИНДЕМ, в России с начала
2000-х годов наблюдается
Преобразования экономической и политической сфер общества сопровождались многоступенчатой реформой судебной системы. Преобразования в этом направлении были намечены в начале 1990-х годов в Концепции судебной реформы, основополагающие идеи которой были закреплены в Конституции 1993 года. Создан Конституционный Суд РФ, административные органы государственных арбитражей преобразованы в арбитражные суды, расширился объем компетенции судов, которая включила конституционные, коммерческие споры, область административной юстиции; законодательно закреплено прямое действие Конституции РФ и международно-правовых актов в области прав человека при рассмотрении судами уголовных дел, созданы новые судебные институты: суд присяжных, третейский суд, идет становление ювенальных судов и досудебных способов урегулирования споров. Отечественное судопроизводство из института государственного регулирования постепенно превращается в институт правосудия.
Утверждению общественного
доверия к судебной системе в
значительной степени препятствует
устойчивость социальных стереотипов
в сфере правовых отношений, которые
сформировались на протяжении исторического
развития России: представления о
вариативности правовой нормы в
зависимости от интерпретации ситуации
юристами; представление о
Правовой нигилизм в нашем
народе родился не вчера, т.к. суд
в России почти всегда был зависим
от государственной власти. В российском
менталитете государственная
Институт суда занимает центральное
положение в правовой системе
современного общества. Место суда
в организации государственной
власти, его роль в обществе в
целом рассматривается
По данным социологических исследований, проведенных в 1993-2007 гг., можно сделать вывод, что значительная часть российских граждан, соглашаясь с определённой значимостью правовых норм в обществе, не склонны рассматривать их в качестве ведущих регуляторов своей деятельности. При этом многие граждане признают, что знание своих прав и действующих правовых норм необходимо в современных условиях. Однако, по данным исследований коррупции, проведённых Фондом ИНДЕМ в 1999-2007 годах, граждане нередко знакомятся с нормами законов не для того, чтобы им следовать, а для того, чтобы их нарушать. Такая позиция весьма часто встречается среди тех, кто занимается частным бизнесом.
Исследование ЦСР 2005 года выявило две относительно самостоятельные позиции в отношении роли норм законов среди российских граждан. Та или иная правовая норма используется ими при разрешении конфликтных ситуаций, если эта норма помогает им в отстаивании их прав. А в повседневной жизни правовые нормы менее значимы в регулировании социальных отношений, чем традиционные неписанные нормы совести, справедливости и личного интереса.
По данным исследования Фонда ИЕДЕМ 2007 года российские граждане при нарушении их прав обратились бы в суд только в 17% случаев, а наиболее распространенным вариантом ответа на такой вопрос являлся вариант «все зависело бы от ситуации» (58% респондентов).4
По результатам проведённых социологических исследований судебной системы можно сделать вывод, что отношение граждан к нормам права во многом определяется их социальным статусом. В частности, граждане с невысоким социальным статусом и нестабильным положением в обществе склонны апеллировать к справедливости, а не к нормам закона. Граждане, имеющие достаточно высокий социальный статус и стабильное положение в обществе, относятся к нормам права прагматически: стремятся использовать нормы законов, когда они отвечают их интересам, а в других ситуациях готовы ими пренебрегать. При этом немало респондентов признает, что знание своих прав и действующих правовых норм необходимо в современных условиях, например, для взаимодействия с судебной системой, т.е. тоже в прагматических целях.
В исследованиях Фонда ИНДЕМ 1999-2009 годов было установлено, что в соответствии с традицией, продолжающейся ещё с советских времён, российские граждане пытаются обеспечивать защиту своих прав и свобод без обращения в суды. Они существенно чаще в таких ситуациях подают жалобы в государственные органы на действия должностных лиц и организаций, но практика показывает, решения своих проблем они получают с большим трудом. Но и суды с позиций граждан не способны обеспечивать защиту их прав и свобод. Скорее всего, большинство респондентов воспринимает российское правосудие как сильно коррумпированную государственную структуру, что делает фактически невозможным для граждан осуществление их конституционного права на судебную защиту их прав и свобод (пункт 1 статьи 46 Конституции РФ). Некоторое увеличение числа обращений граждан в суды в последние годы связано скорее не с изменением их отношения к судебной системе, а с тем, что нормы законов всё чаще требуют решать те или иные проблемы граждан только в судах.