Социальная ситуация в российском обществе и деятельность суда (проблемы и тенденции)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:31, реферат

Описание работы

Системные преобразования российского общества в 90-е годы XX в. вызвали необходимость в реформировании судебной системы. Цель данной реформы была в формировании суда как независимого института, контролирующего эффективность функционирования права во всех сферах общества. На протяжении всей советской истории суд не являлся самостоятельной властью. И это объяснялось организацией политической системы, частью которой выступала единая система правоохранительных органов.

Содержание работы

Введение
Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в современном российском обществе.
Реформирование судебной системы как часть реформ постсоветской России
Некоторые результаты исследования судебной системы России и отношение населения к судебной власти.
Правовые ценности в сознании граждан
Значимость судов в решении проблем граждан
Уровень доверия граждан судам
Оценки состояния судебной системы.
Оценки коррумпированности судов различного уровня
Оценки рынка бытовой и деловой коррупции в судебной системе
Оценка последствий коррупции в судебной системе
Информированность граждан о деятельности органов судов
Тенденции развития судебной системы в России
Введение суда присяжных и оценка его эффективности общественностью
Введение ювенальной юстиции в РФ
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат на сайт.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Социальная ситуация в российском обществе

 и деятельность  суда (проблемы и тенденции)

 

Реферат

 

 

 

2012 

 

Содержание

Введение

  1. Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в современном российском обществе.
  2. Реформирование судебной системы как часть реформ постсоветской России
  3. Некоторые результаты исследования судебной системы России и отношение населения к судебной власти.
    1. Правовые ценности в сознании граждан
    2. Значимость судов в решении проблем граждан
    3. Уровень доверия граждан судам
    4. Оценки состояния судебной системы.
    5. Оценки коррумпированности судов различного уровня
    6. Оценки рынка бытовой и деловой коррупции в судебной системе
    7. Оценка последствий коррупции в судебной системе
    8. Информированность граждан о деятельности органов судов
  4. Тенденции развития судебной системы в России
    1. Введение суда присяжных и оценка его эффективности общественностью
    2. Введение ювенальной юстиции в РФ

Заключение

 

Введение

Системные преобразования российского  общества в 90-е годы XX в. вызвали необходимость  в реформировании судебной системы. Цель данной реформы была в формировании суда как независимого института, контролирующего эффективность функционирования права во всех сферах общества. На протяжении всей советской истории суд не являлся самостоятельной властью. И это объяснялось организацией политической системы, частью которой выступала единая система правоохранительных органов.

Весь комплекс мероприятий, направленных на вычленение судебной власти из состава правоохранительной системы и достижение ею независимости, проводился с начала 90-х годов  посредством преобразований суда. Вместе с тем, административное изменение правового и экономического статуса суда еще не обеспечивает изменения его статуса в социальной системе в целом - его позиций по отношению к обществу.

Социальные и экономические  реформы, которые проходили в  это же время, сформировали устойчивое отношение к власти в целом, и  к судебной, в частности. Стереотипы, сложившиеся в этот период, влияют и на общественную оценку реформирования судебной системы.

  1. Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в современном российском обществе.

К сожалению,  современная  социальная ситуация в России не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская  беспризорность, бюрократизм, стагнация  среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие проблемы российского  общества делают достаточно умозрительными и неоправданно оптимистичными прогнозы некоторых аналитиков о быстром приобщении России к числу «цивилизованных» государств.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных  экономических преобразований в  России в 90-е гг. основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. 1

 Одним из последствий увеличения бедности в нашей стране является острое социальное неравенство. Так, разница между 10% самых богатых и 10% самых бедных в экономическом ракурсе людей России составляет 24 раза.2 Кроме того, за последние 10-15 лет пребывания России в «рыночной экономике» в России число лиц, живущих в бедности, стало преобладать. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».

Новое в социальной структуре  российского общества - появление  слоя «открытых» миллионеров, афиширующих  свои сверхвысокие доходы. Социальная дифференциация вызывает резко негативное отношение к власти и «новым русским». Социологические исследования показывают, что общество готово принять неравенство  в доходах, если оно является следствием участия в реальном секторе национальной экономики. Обогащение же незначительной группы находящихся у власти людей  в условиях падения отечественного производства, роста безработицы, перераспределения  и без того низких доходов в  пользу богатых социальных слоев  вызывает резко негативную реакцию  большинства населения.

Одной из проблем современного российского общества является рост уровня коррупции. Он проявляется в  низком уровне взаимного доверия  в российском социуме, понимания  и готовности коллективно решать общественные проблемы, а также в  неуважении к праву и закону. Кроме  того, под влиянием коррупции наиболее значимые социальные связи российских граждан, предпринимателей, государственных  и муниципальных служащих становятся всё более неформальными, а уровень  регулирования социальных взаимодействий нормами права и даже морали и  нравственности постоянно снижается.

Нередко получается, что  для реализации своих конституционных  прав и свобод граждане вынуждены  прибегать к коррупционным действиям: для обеспечения равенства с  противоположной стороной в судебном разбирательстве, для получения  заграничного паспорта с целью временных  выездов за пределы Российской Федерации, за право получения должности  на государственной службе, за регистрацию  квартир и участков земель в собственность, за получение медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях, за поступление на бюджетные места в государственных высших учебных заведениях и т.п. Массовым стало положение, когда российские граждане только с помощью коррупционных действий, чаще всего с помощью взяток, могут обеспечивать свои права и свободы, решать различные социальные проблемы. Поэтому, несмотря на то, что большинство российских граждан негативно оценивают коррупционные действия, они готовы их использовать в своих взаимодействиях с государственными и муниципальными служащими. Коррупция поэтому выгодна большинству российских граждан, они не верят в эффективность антикоррупционных мероприятий органов власти и не поддерживают их своими повседневными социальными действиями.

История пока не знает примеров богатых стран с таким высоким  уровнем коррупции, как в России. Для того чтобы в нашей стране через 10-15 лет ВВП на душу населения  достиг 20 тыс. долл. США, необходимо ее резко снизить. Все остальные  показатели - образованность населения, разрыв в доходах различных социальных групп, даже степень политических и  гражданских свобод (пусть и недостаточная) - в принципе, согласуются с возможностью экономического роста. Но по уровню коррупции  Россия сегодня сопоставима с  африканскими странами, где показатели душевого ВВП в 4-5 раз ниже.

В целом ряде исследований, в первую очередь в работе сотрудника МВФ П. Мауро, было показано, что коррупция действительно влияет на экономический рост (а не является его следствием). Поэтому коррупция вполне может стать главным ограничивающим фактором экономического роста в России уже в ближайшее десятилетие.

Согласно данным двух опросов  Фонда ИНДЕМ, в России с начала 2000-х годов наблюдается огромный рост коррупции. Как ни удивительно, но пока отсутствуют убедительные свидетельства  того, что повышение зарплат чиновников приводит к уменьшению коррупции. Это  объясняется тем, что у чиновников есть много других, неденежных форм компенсации, которые вообще трудно измерить.

 

  1. Реформирование судебной системы как часть реформ постсоветской России

Преобразования экономической  и политической сфер общества сопровождались многоступенчатой реформой судебной системы. Преобразования в этом направлении  были намечены в начале 1990-х годов  в Концепции судебной реформы, основополагающие идеи которой были закреплены в Конституции 1993 года. Создан Конституционный Суд РФ, административные органы государственных арбитражей преобразованы в арбитражные суды, расширился объем компетенции судов, которая включила конституционные, коммерческие споры, область административной юстиции; законодательно закреплено прямое действие Конституции РФ и международно-правовых актов в области прав человека при рассмотрении судами уголовных дел, созданы новые судебные институты: суд присяжных, третейский суд, идет становление ювенальных судов и досудебных способов урегулирования споров. Отечественное судопроизводство из института государственного регулирования постепенно превращается в институт  правосудия.

Утверждению общественного  доверия к судебной системе в  значительной степени препятствует устойчивость социальных стереотипов  в сфере правовых отношений, которые  сформировались на протяжении исторического  развития России: представления о  вариативности правовой нормы в  зависимости от интерпретации ситуации юристами; представление о коррумпированности судов; оправданность репрессивного  характера права и т.д.  Результаты социологических опросов демонстрируют, что отношение граждан РФ к институту суда остается скептическим, порой и вовсе негативным. Общество выражает сомнение в беспристрастности, доступности и эффективности деятельности судов. Подобные результаты эмпирических исследований свидетельствуют, в том числе, и о необходимости теоретико-социологического анализа института суда, включая модели организации, функции, задачи деятельности».3

Правовой нигилизм в нашем  народе родился не вчера, т.к. суд  в России почти всегда был зависим  от государственной власти. В российском менталитете государственная власть всегда находилась выше закона, отсюда неверие людей в закон в  качестве воплощения справедливости и  средства борьбы со злом. Известны народные пословицы: «С сильным не борись, с богатым не судись»; «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «От тюрьмы да от сумы не зарекайся»; «Закон - паутина: шмель проскочит, муха увязнет»; «Нужда закон не знает и через него шагает»; «В суд ногой, в карман рукой».

  1. Некоторые результаты исследования судебной системы России и отношение населения к судебной власти.

Институт суда занимает центральное  положение в правовой системе  современного общества. Место суда в организации государственной  власти, его роль в обществе в  целом рассматривается современными исследователями и практиками как  важнейший показатель развития правовой системы, как основной критерий рецепции конкретным обществом ценностей  прав человека, правового государства, разделения властей. Поэтому отношение  граждан к судебной власти является одним из показателей сформированности правового государства.

    1. Правовые ценности в сознании граждан

По данным социологических  исследований, проведенных  в 1993-2007 гг., можно сделать вывод, что значительная часть российских граждан, соглашаясь с определённой значимостью правовых норм в обществе, не склонны рассматривать их в качестве ведущих регуляторов своей деятельности. При этом многие граждане признают, что знание своих прав и действующих правовых норм необходимо в современных условиях. Однако, по данным исследований коррупции, проведённых Фондом ИНДЕМ в 1999-2007 годах, граждане нередко знакомятся с нормами законов не для того, чтобы им следовать, а для того, чтобы их нарушать. Такая позиция весьма часто встречается среди тех, кто занимается частным бизнесом.

Исследование ЦСР 2005 года выявило две относительно самостоятельные  позиции в отношении роли норм законов среди российских граждан. Та или иная правовая норма используется ими при разрешении конфликтных  ситуаций, если эта норма помогает им в отстаивании их прав. А в  повседневной жизни правовые нормы  менее значимы в регулировании  социальных отношений, чем традиционные неписанные нормы совести, справедливости и личного интереса.

По данным исследования Фонда ИЕДЕМ 2007 года российские граждане при нарушении их прав обратились бы в суд только в 17% случаев, а наиболее распространенным вариантом ответа на такой вопрос являлся вариант «все зависело бы от ситуации» (58% респондентов).4

По результатам проведённых  социологических исследований судебной системы можно сделать вывод, что отношение граждан к нормам права во многом определяется их социальным статусом. В частности, граждане с  невысоким социальным статусом и  нестабильным положением в обществе склонны апеллировать к справедливости, а не к нормам закона. Граждане, имеющие  достаточно высокий социальный статус и стабильное положение в обществе, относятся к нормам права прагматически: стремятся использовать нормы законов, когда они отвечают их интересам, а в других ситуациях готовы ими  пренебрегать. При этом немало респондентов признает, что знание своих прав и действующих правовых норм необходимо в современных условиях, например, для взаимодействия с судебной системой, т.е. тоже в прагматических целях.

    1. Значимость судов в решении проблем граждан

В исследованиях Фонда  ИНДЕМ 1999-2009 годов было установлено, что в соответствии с традицией, продолжающейся ещё с советских времён, российские граждане пытаются обеспечивать защиту своих прав и свобод без обращения в суды. Они существенно чаще в таких ситуациях подают жалобы в государственные органы на действия должностных лиц и организаций, но практика показывает, решения своих проблем они получают с большим трудом. Но и суды с позиций граждан не способны обеспечивать защиту их прав и свобод. Скорее всего, большинство респондентов воспринимает российское правосудие как сильно коррумпированную государственную структуру, что делает фактически невозможным для граждан осуществление их конституционного права на судебную защиту их прав и свобод (пункт 1 статьи 46 Конституции РФ). Некоторое увеличение числа обращений граждан в суды в последние годы связано скорее не с изменением их отношения к судебной системе, а с тем, что нормы законов всё чаще требуют решать те или иные проблемы граждан только в судах.

Информация о работе Социальная ситуация в российском обществе и деятельность суда (проблемы и тенденции)