Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:31, реферат
Системные преобразования российского общества в 90-е годы XX в. вызвали необходимость в реформировании судебной системы. Цель данной реформы была в формировании суда как независимого института, контролирующего эффективность функционирования права во всех сферах общества. На протяжении всей советской истории суд не являлся самостоятельной властью. И это объяснялось организацией политической системы, частью которой выступала единая система правоохранительных органов.
Введение
Некоторые аспекты социально-экономической ситуации в современном российском обществе.
Реформирование судебной системы как часть реформ постсоветской России
Некоторые результаты исследования судебной системы России и отношение населения к судебной власти.
Правовые ценности в сознании граждан
Значимость судов в решении проблем граждан
Уровень доверия граждан судам
Оценки состояния судебной системы.
Оценки коррумпированности судов различного уровня
Оценки рынка бытовой и деловой коррупции в судебной системе
Оценка последствий коррупции в судебной системе
Информированность граждан о деятельности органов судов
Тенденции развития судебной системы в России
Введение суда присяжных и оценка его эффективности общественностью
Введение ювенальной юстиции в РФ
Заключение
По данным исследований СЦ РАГС, мнения и граждан и экспертов сошлись в том, что главными причинами отказов граждан от защиты своих прав в судах являются: неверие в справедливость судебных решений, отсутствие финансовых средств на судебные расходы и юридическую помощь, а также незнание законов и нежелание суда идти на конфликт с органами власти.5 Кроме того, представители всех социальных групп в опросах уверены, что к богатым и влиятельным гражданам в российских судах относятся лучше.
По данным исследования Фонда ИНДЕМ 2009 года в целом примерно четверть граждан склонны рассматривать судебные органы как вполне надежный инструмент, который может быть использован в случае необходимости для решения их актуальных задач.6
3.3. Уровень доверия граждан судам
По данным исследования ЦСР 2007 года уровень доверия респондентов к органам судебной власти сравнительно невелик и соответствует невысокому уровню их доверия другим органам власти, государственного и муниципального управления. Только 19% опрошенных высказали ту или иную степень доверия деятельности судебных органов, а доверяют российским судам только 7% респондентов и не доверяют – 33% респондентов. Исследователи сделали вывод, что уровень отчужденности граждан от органов власти вообще, и судебных органов, в частности, остается высоким. В массовом сознании граждан, суды остаются до известной степени «вещью в себе», структурами, дистанцированными от граждан. Деятельность судов во многом непонятна и непрозрачна с точки зрения граждан, организация работы судов и позиция сотрудников судебных структур только способствуют увеличению дистанции между судами и обществом. Это отношение граждан к судам подкрепляется в их сознании информацией, публикуемой в СМИ, критикой со стороны лидеров общественного мнения. Негативный личный опыт, таким образом, становится фактом массового сознания и частью имиджа судебной власти в России.
3.4. Оценки состояния судебной системы.
В исследованиях Фонда ИНДЕМ 2007 и 2009 годов респондентам задавался вопрос о том, насколько негативными являются последствия для общества некоторых ситуаций, достаточно часто встречающихся в социальной практике современных российских граждан. Наибольшее согласие респондентов-граждан и респондентов-бизнесменов во всех проведённых исследованиях получили следующие высказывания:
· У нас в судах часто выигрывает дело тот, кто больше заплатит.
· Многие не хотят обращаться в суд, поскольку не рассчитывают найти там справедливость.
· Многие не хотят обращаться в суд, поскольку слишком дороги неофициальные затраты.
· Очень часто какой-нибудь начальник может побудить судью принять нужное решение.
А наибольшее несогласие по данным всех проведённых исследований было выражено респондентами следующим высказываниям:
· Наконец-то у нас есть независимые суды и нормальная судебная система.
· Теперь гражданин может прийти в суд и защитить свои права, найти справедливость.
· Судьи плохо защищены, получают небольшую зарплату, поэтому некоторые из них начинают брать взятки.
· Судьи слишком неквалифицированны, чтобы грамотно решать дела.
Большинство респондентов по данным проведённых исследования убеждены, что в российских судах происходит следующее:
· Дают взятки, и кто даст взятку большего размера, тот и получит судебное решение в свою пользу.
· Многие граждане не обращаются в суды для решения своих проблем, потому что либо не могут заплатить необходимых в них взяток, либо не надеются на справедливые решения судов.
· Должностные лица других ветвей власти могут повлиять на решения судов, т.е. суд не является независимым.
Совокупность этих утверждений описывает наиболее значимые для граждан формы проявления коррупции в судебной системе. Вместе с оценками ситуаций, которые граждане считают коррупционными, совокупность этих утверждений показывает, что уровень коррупции в российской судебной системе респонденты-граждане оценивают как довольно высокий и что причины коррупции они не связывают с уровнями квалификации судей и с уровнем их заработной платы.
3.5. Оценки коррумпированности судов различного уровня
По данным проведённых Фондом ИНДЕМ исследований 2001-2009 гг., доли оценок о коррумпированности судов, как высших, так и нижестоящих, постепенно повышаются. Поэтому можно сформулировать гипотезу о постепенном росте уровня коррумпированности судов, как высших, так и нижестоящих, в сознании граждан.
3.6. Оценки рынка бытовой и деловой коррупции в судебной системе
В соответствии с результатами проведённых исследований Фонда ИНДЕМ 2001 и 2009 годов, можно сделать вывод о том, что судебная система усиливает коррупционное давление на граждан, чаще требует с них взятки при обращении в суды, но сами граждане чаще стали отказываться давать взятки. По результатам уже проведённых исследований можно сформулировать гипотезу, что отказы граждан от дачи взяток в судах связан с их желаниями противодействовать коррупции в одних случаях и с невозможностью давать взятки необходимых размеров в связи с низким уровнем благосостояния в других случаях.
С 2001 по 2009 годы средние размеры взяток существенно выросли, но их рост оказался всё же не столь быстрым, как объёмы соответствующих рынков. Наиболее вероятным объяснением этого несоответствия является следующее: бизнесмены стали активнее решать свои проблемы с помощью взяток, чаще их давать и в больших размерах.
На рынке деловой коррупции в судебной власти средний размер взятки вырос более чем в 24 раза. Ещё существеннее выросли средние размеры взяток на рынке деловой коррупции в законодательной власти – почти в 35 раз.7
Таким образом, объём рынка
деловой коррупции в судебной
системе и размер средней взятки
на этом рынке существенно превышают
объём рынка бытовой коррупции
и размер средней взятки граждан
в судебной системе. Поэтому некоторое
снижение объёма рынка бытовой коррупции
и размера средней взятки в
судебной системе многократно
3.7. Оценка последствий коррупции в судебной системе
Оценки респондентов-граждан и респондентов-бизнесменов в проведенных исследованиях довольно близки: слабость судебной системы оценивается абсолютным большинством из них (от 67% до 83%) как важная причина коррупции в России. Эта причина во всех случаях оценивается респондентами выше по значимости, чем исторические традиции мздоимства, лихоимства и воровства. В целом, как несколько более значимые причины оценивали респонденты нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником, противоречия законов друг другу или внутри одного и того же закона, а также широкую свободу усмотрения чиновника, предоставляемую законом или инструкцией. При этом респонденты-бизнесмены нечёткость законов и их противоречия оценивали как более важные причины коррупции, чем респонденты-граждане. По-видимому, для бизнесменов исполнение законов представляется более значимым, чем возможность отдельных корректировок в судебных решениях проблем, возникающих при исполнении их норм.
3.8. Информированность граждан о деятельности органов судов
Одним из факторов, в значительной степени формирующих отношение населения к судебной системе в целом, и к работе отдельных судов, является информированность населения о работе судов. Уровень информированности и содержание информации, которой располагают граждане, зависят от характера основных информационных каналов, которые доступны людям и/или людьми используются для получения сведений о работе судов.
Помимо этого, одним из
показателей информированности
граждан является их осведомленность
о месте расположения суда, к которому
относится район проживания респондентов.
Как свидетельствуют результаты
проведенного опроса, три четверти
россиян (75%) в той или иной степени
осведомлены о месте нахождения
суда, к которому относится их район.
Лучше всего осведомлены в
этом вопросе жители малых городов
и сёл, респонденты со средним
и средним специальным
Уровень информированности населения о работе судов в целом, судя по результатам проведенного опроса, можно оценить как существенно низкий.
Одним из показателей изменений
в правовом сознании граждан под
влиянием меняющихся социально-экономических
условий жизни является непрекращающаяся
дискуссия о функционировании в
России суде присяжных заседателей.
Споры о суде присяжных не только
не смолкают, но и приобретают иное
звучание, несмотря на то, что возможность
осуществления правосудия в суде
присяжных установлена в
В России суд присяжных был введен судебной реформой 1864 г. и упразднен в 1917 г. Особенностью суда присяжных является раздельное сосуществование в нем «судей права» (профессиональные юристы) и «судей факта» (жюри присяжных заседателей).
Преимущество суда присяжных
в его большей коллегиальности,
гарантии независимости присяжных,
в привнесении в правосудие житейского
здравого смысла и народного правосознания
стимулирование состязательного процесса,
способности испытывать правоту
законов применительно к
Особенности производства в суде присяжных состоят не только в том, что вопрос о виновности гражданина в совершении преступления решается простыми гражданами, а не профессиональными судьями, но и в том, что уголовный процесс стал носить более состязательный характер. Участие государственного обвинителя и защитника в рассмотрении дела судом присяжных обязательно. Участие защитника обязательно не только на стадии рассмотрения дела, но и на этапе окончания предварительного следствия и предъявления обвиняемому для ознакомления всех материалов дела, а также на стадии предварительного слушания.
Негативное отношение к суду присяжных основывается на аргументах, которые в течение последних пятнадцати лет постоянно присутствуют в идеологических спорах на эту тему. Противники суда присяжных утверждают, что, во-первых, обычные люди руководствуются эмоциями, а не законом. Во-вторых, российское общество переживает сейчас моральный кризис, а аморальному социуму нельзя доверять функции суда.8
В настоящий период, тем не менее, как показывают социологические исследования, суд присяжных вызывает и у сторонников его введения, и у противников скорее раздражение. Противники недовольны оправдательными приговорами и вообще излишней самостоятельностью присяжных заседателей. Сторонники разочарованы тем, что старая судебная система постепенно адаптирует и поглощает суд присяжных как инородный элемент, но не получающий полноценного развития, и становящейся всё более управляемым и манипулируемым.9
Внутриведомственная судебная статистика показывает, что там, где внедряется суд присяжных, возрастает качество предварительного следствия. Следовательно, участие присяжных заседателей в судебных процессах усиливает конкуренцию внутри юридического поля и демонстрирует недостатки прежде всего профессиональных участников судебных процессов.
Идея создания ювенальной
юстиции получает в России в последнее
десятилетие все большую
Удельный вес преступлений,
совершенных
Введение и развитие ювенальной юстиции как одно из приоритетных направлений развития правосудия в нашей стране рассматривал Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин в своем ежегодном докладе за 2006 г. Одной из первоочередных своих задач Уполномоченный считает содействие развитию ювенальной юстиции как системы правосудия для несовершеннолетних, нацеленной на профилактику правонарушений в их среде, на профессиональный и комплексный подход к их возрастным особенностям и в целом на безусловное и приоритетное обеспечение прав, свобод и законных интересов каждого ребенка.10
Внедрение ювенальной юстиции в ряде регионов России показало целесообразность именно такого комплексного подхода, как к профилактике правонарушений несовершеннолетних, так и к реабилитации тех из них, кто совершил правонарушение, - указывает В.П. Лукин в своем докладе за 2007 г. 11