Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель – изучить феномен социальная стратификация в современном обществе.
Объект – социальная стратификация как социальное явление
Предмет – особенности социальной стратификации в современном обществе.
Задачи- установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Социальная стратификация как
1.1.Основание социальной стратификации
1.2.Типы стратификационных систем
1.3.Социальное равенство и неравенство, их причины.
1.4.Социальное пространство
1.5.Профиль стратификации
1.6.Иерархия статусов
ГЛАВА 2.Динамические аспекты стратификации
2.1.Социальная мобильность
2.2.Индивидуальная социальная мобильность.
2.3.Маргинальность как явление сопутствующей соц стратификации в современном обществе
ГЛАВА 3.Социальная стратификация в современном обществе.
3.1.Теории социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры украинского общества.
3.2.Эволюция от пирамидального типа стратификации к ромбовидному типу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2.обеспечение помощи самым бедным семьям;
3.выдача помощи на случай безработицы;
4.обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5.развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6.проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Причины социального неравенства
Функционализм:
1.Когда в обществе какой-либо вид деятельности или профессия ценятся больше, в зависимости от значительности этих профессий строится иерархия в обществе.
2.Способности у людей разные, наиболее талантливые, занимаются наиболее престижными профессиями, талантливые должны занимать верхушку социальной пирамиды.
По Марксу:
1.Социальное неравенство основано на экономическом.
2.Владеющие собственностью угнетают тех, кто ею не владеет.
По Веберу. В основе социального неравенства лежат:
1.Богатство
2.Власть
3.Престиж
По Сорокину. Причиной
социального неравенства
1.Собственность
2.Власть
3.Профессия
Формы социального неравенства:
1.Биосоциальное
2.Сексуальное
3.Этническое
4.Национальное
5.Гендерное
Социальное равенство
Социальное равенство
– понятие, обозначающее одинаковое
социальное положение людей, принадлежащих
к различным социальным классам
и группам. Идея СР. как принципа
организации общества в различные
исторические эпохи понималась по-разному.
Философия античного мира, начиная
с Платона, пыталась разрешить проблему
выбора между равенством и сословными
привилегиями через формулу «Каждому
свое»: равенство в рамках каждого
сословия и неравенство сословий
между собой. В христианской философии
средневековой Европы равенство
являлось религиозной нормой, определяющей
отношение людей к Богу («перед
Богом все равны») и не имеющей
никакого отношения к сословному
неравенству в обществе. Все эти
философско-этические взгляды
1.4.Социальное пространство.
Как уже отмечалось, существуют разные хронотопы (пространственно-временные координаты), и нужно пояснить, почему для социальной коммуникации нами выбран социальный хронотоп, а не материальное трехмерное пространство и астрономическое время. Ведь члены общества обитают в географическом пространстве трех измерений и время отсчитывают согласно календарям, согласованным с движением небесных светил. Зачем понадобилось из осязаемого и привычного материального хронотопа удаляться в умозрительный хронотоп, где нет ни линейных мер, ни обыкновенных часов?
Во всем виновата идеальная природа смыслов, которыми оперирует социальная коммуникация. Если бы речь шла о технической коммуникации, т. е. о передаче сообщений, сигналов, текстов, вообще — объектов, имеющих материально предъявленную форму, обращение к многомерным хронотопам было бы неуместно. Смыслы же принадлежат не материальной, а идеальной реальности, поэтому их движение нельзя проследить в земной атмосфере или измерить сверхточным хронометром. Его нужно фиксировать идеальными, а не материальными инструментами. Такими «идеальными инструментами» служат понятия социальное пространство и социальное время.
Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду социальное пространство.
Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообщение из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации нет. Так, читательское назначение книги есть ее социально-коммуникационный адрес, а почтовый адрес, по которому переслали книгу, — материально-пространственные координаты читателя.
Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.
Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с социальным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные смыслы, завладевающие вниманием общества. Поэтому одни смыслы, например математические теоремы, сохраняют свою ценность веками, а другие, например прогнозы погоды на завтра, послезавтра, никого не интересуют. Движение смыслов в социальном времени — это длительность сохранения смыслами своей ценности.
Изучать социальную коммуникацию как движение смыслов в социальном пространстве и времени это значит изучать, как знания, умения, эмоции, стимулы доходят до реципиентов и понимаются ими, а также как долго эти смыслы сохраняют свою ценность для общества.
1.5.Профиль стратификации.
Благодаря четырем шкалам стратификации социолог способен создавать такие аналитические модели и инструменты, при помощи которых можно объяснить не только индивидуальный статусный портрет, но и коллективный, то есть динамику и структуру общества в целом. В связи с этим вашему вниманию предлагаются два понятия, которые похожи по своему внешнему виду, но различаются по внутреннему содержанию, а именно Стратификационный профиль и профиль стратификации. На каждой шкале стратификации (рис. 7.4) мы отмечаем положение индивидуального статуса, скажем полицейского и профессора, а затем сравниваем их друг с другом по доходу, власти, образованию и престижу занятия. Мы видим, что на шкалах образования и престижа профессор опережает полицейского, но уступает ему на шкалах дохода и власти. Хотя вопрос о гонорарах профессора и полицейского остается открытым: кого сравнивать с профессором – рядового полицейского или офицера?
Стратификационный профиль
позволяет более глубоко
Стратификационная несовместимость
вызывает чувство социального
Итак, стратификационный
профиль – это графическое
выражение положения
От стратификационного профиля необходимо отличать другое понятие – профиль стратификации, его именуют также профилем экономического неравенства.
Профиль стратификации –
это графическое выражение
В 1992 г., когда началась «шоковая терапия», более 80% россиян оказались у черты бедности или за ее пределами. Средний класс составил небольшую прослойку примерно в 13–15%. В США картина была иной: большая часть населения относилась к благополучным слоям, и только 14%, официально считающиеся бедными, получали дотации от государства. Класс богатых во всех обществах приблизительно одинакова и редко когда превышает 3–5%.
Профиль стратификации претерпевает определенные исторические изменения. В XIX веке две трети населения Англии составляли бедняки, следовательно, страна напоминала Россию конца XX века. В США средний класс превысил 50% уже в середине XX века, то есть в 50-х годах. Сегодня средний класс в США составляет более 80% всего населения. И это неудивительно. Во всех развитых странах, несмотря на их культурные и географические различия, доля среднего класса примерно одинаковая – от 60 до 70%.
Увеличение его роли в
обществе объясняется вполне объективными
причинами. В США и других развитых
странах в XX веке происходят сокращение
ручного труда и расширение умственного,
как в промышленности, так и
в сельском хозяйстве. Следовательно,
сокращается численность
ГЛАВА 2.Динамические аспекты стратификации.
2.1.Социальная мобильность.
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой, места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
Горизонтальная мобильность – переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Различают индивидуальную мобильность – перемещение одного человека независимо от других, и групповую – перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность – перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность – продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Термин «социальная
Виды социальной мобильности:
– вертикальная восходящая и нисходящая, – индивид занимает более высокую должность, значительно улучшает свое материальное положение, побеждает на выборах и т.д.; или наоборот – теряет престижную работу, его фирма обанкротится и пр.;
– горизонтальная – перемещение индивида или группы в пределах одного социального слоя;
– индивидуальная – отдельный индивид перемещается в социальном пространстве в том или ином направлении. Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью. Маргинал, маргинальная личность – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами;
– групповая – целые социальные группы, социальные слои и классы меняют свое социальное положение в социальной структуре. Например, бывшие крестьяне переходят в категорию наемных рабочих; шахтеры ликвидированных из-за нерентабельности шахт становятся работниками других сфер. Массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение «наверх» тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.
Перемещения больших социальных
групп особенно интенсивно происходят
во времена структурной
Таким образом, социальная мобильность – изменение индивидом или группой, места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).
Информация о работе Социальная стратификация в современном обществе