Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа
Цель – изучить феномен социальная стратификация в современном обществе.
Объект – социальная стратификация как социальное явление
Предмет – особенности социальной стратификации в современном обществе.
Задачи- установить, в какой мере классовые или статусные системы доминируют на уровне общества, утверждая способы социального действия.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Социальная стратификация как
1.1.Основание социальной стратификации
1.2.Типы стратификационных систем
1.3.Социальное равенство и неравенство, их причины.
1.4.Социальное пространство
1.5.Профиль стратификации
1.6.Иерархия статусов
ГЛАВА 2.Динамические аспекты стратификации
2.1.Социальная мобильность
2.2.Индивидуальная социальная мобильность.
2.3.Маргинальность как явление сопутствующей соц стратификации в современном обществе
ГЛАВА 3.Социальная стратификация в современном обществе.
3.1.Теории социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры украинского общества.
3.2.Эволюция от пирамидального типа стратификации к ромбовидному типу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2.Индивидуальная социальная мобильность.
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной лестницы не экономические, политические или профессиональные группы, а их отдельные представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь «наверх», идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и поменяет социальную профессиональную группу. Круг профессий, имеющих вертикальную структуру, как например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками; ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший карьеру, дослужившись до министерского портфеля, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель падает «вниз», теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.
В обществе социальные институты
регулируют движение по вертикали, своеобразие
культуры, образа жизни каждого слоя,
позволяют проверять каждого
выдвиженца «на прочность», на соответствие
нормам, принципам той страты, в
которую он попадает. Так, система
образования обеспечивает не только
социализацию личности, ее обучение, но
и выполняет роль своеобразного
«социального лифта», который позволяет
наиболее способным и одаренным
подняться на «высшие этажи» социальной
иерархии. Политические партии и организации
формируют политическую элиту, институт
собственности и наследования укрепляет
класс собственников, институт брака
позволяет осуществить
Однако использования
движущей силы какого-либо социального
института для подъема «наверх»
не всегда бывает достаточно. Чтобы
закрепиться в новой страте, необходимо
принять ее образ жизни, органично
вписаться в ее социокультурную
среду, строить свое поведение в
соответствии с принятыми нормами
и правилами. Человек нередко
бывает вынужден распрощаться со старыми
привычками, пересмотреть всю свою
систему ценностей, на первых порах
контролировать каждый свой поступок.
Адаптация к новой
Феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется в социологии маргинальностью.
Маргинал, маргинальная личность - это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычной деятельностью, и кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страны, в рамках которой он формально существует. Его индивидуальная система ценностей, сформированная в иной культурной среде, оказалась настолько устойчивой, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.
В представлении многих людей жизненный успех связывается с достижением высот социальной иерархии.
2.3.Маргинальность.
Маргинальность - (лат. margo – край, граница) – понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий не адаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. “культурные гибриды”, балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или анти социальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и, тем самым, довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей как Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Батай, С. Малларме и др. Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма (шизоанализ Делеза и Гваттари, генеалогия власти Фуко, реконструкция Дерриды и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия “маргинальный субъект”, “маргинальное пространство”, “маргинальное существование”, возникающие в “просвете”, “зазоре” между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимо - переходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие М. претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Дерриды, не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею “различения”, “знаковости”, сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, – традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением “центра”, являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной “высокой” культуры (эта установка “доминирует” в постмодернистском искусстве). Режим “деспотического означающего” уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение “носителя желания” в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие “ризома”. Для Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, “безразличия” над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, – и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, “социальное дно”, психически больные, иначе говоря, все девианты, не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования. А. Р. У с макова
ГЛАВА 3.Социальная стратификация в современном обществе.
3.1.Теории социальной
стратификации и ее роль в
исследовании социальной
Устойчивое развитие Украинского государства означает: осознание и достижение такого уровня культуры, который признает демократию единственно возможным государственно-общественным строем; такого уровня образования, при котором нация будет пополняться сильными, жизнерадостными, квалифицированными специалистами; такой научной и технологической состоятельности, которая обеспечивает полную и безотходную переработку природного сырья и получение конечного продукта, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках; такого уровня жизни и социального обеспечения населения, который отвечает европейскому уровню и при котором в Украине будет создаваться все больше хорошо оплачиваемых рабочих мест; такого национального патриотизма, который спонтанно обеспечивает дисциплину построения государства и преданность Украине во всех проявлениях ее внутренней и внешней жизни; такой административной и финансовой организации, которая осознается украинским обществом как честная, надежная, справедливая и отвечающая европейским стандартам.
Конкурентоспособность украинского
общества должна поддерживаться постоянно
осуществляемыми инновациями. Основным
генератором и носителем
Уровень жизни среднего класса должен быть таким же, как и в ЕС. Только благодаря этому украинское общество может стать инновационным.
Господствующий средний класс служит основой стабильного, справедливого государства. Создание цветущего демократического государства Украина созвучно увеличению численности и росту благосостояния среднего класса общества.
Проблеме построения справедливого
общества, общества с господствующим
средним классом уделяется
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что создание господствующего среднего класса в Украине – это наиболее важная стратегическая задача государства. Она рассчитана на годы. Тем не менее, за нее необходимо браться сознательно, последовательно и бескомпромиссно. Но опыт показывает, что это не выгодно господствующим классам и поэтому «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Если же ждать милости от «народных избранников», которые заняты дележом власти и влияния, то средний класс никогда не сформируется, и мы останемся на уровне коррумпированного государства, где правит не закон, а власть и деньги. Через несколько поколений в Украине сформируются наследственные династии, в руках которых сосредоточатся основные средства страны и которые будут в прямом смысле эксплуатировать массы, а это приведет к неизбежной революции, но уже не к «оранжевой», а к настоящей - народной.
3.2.Эволюция от
пирамидального типа
Для изучения социокультурной
динамики значимы стабильность и
продолжительность
Бернард Бартер, исходя из того, что индивиды занимают разное положение в социальных системах, обладающее некоторой степенью иерархии, выделял две основные фигуры — пирамиду и ромб.
В этих основных стратификационных
моделях, в свою очередь, выделяются
три уровня: высший слой, средний
слой и низший слой. Высший слой —
это элитарное меньшинство
Таким образом, пирамидальная
и ромбовидная фигуры показывают,
что всегда есть некоторое меньшинство
— “элита” или совокупность
“элит”, которое занимает ранги
ближе к вершине. При этом, если
в пирамидальной фигуре сравнительно
небольшое число населения
Б. Барбер указывает, что
за последние сто лет западное
общество проделало эволюции от пирамидального
типа структуры в ее различных
стратификационных изменениях к
ромбовидному типу. Он пишет, что “самый
большой процент населения
Известно, что структура капитала определяет социальную стратификацию. Западное общество с десятками миллионов мелких акционеров стало в наши дни обществом реального среднего класса, гражданским обществом во всех смыслах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.
Концепции стратификации,
в отличии от марксистской
идеи классов и построения
бесклассового общества, не постулируют
социального равенства,
Таким образом, понятия социального
слоя, стратификации и социальной
мобильности, дополняя понятия класса
и классовой структуры
Таковы различные формы стратификации в архаичных и современных обществах.
Спектр этих форм, несомненно, намного шире. Мы рассмотрели лишь самые основные. Нестратифицированных обществ в действительности вообще не существует.
«Семья, церковь, секта, политическая партия, фракция, деловая организация, шайка разбойников, профсоюз, научное общество - короче говоря, любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности.
Информация о работе Социальная стратификация в современном обществе