Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:41, доклад
Категория “общество” - самая широкая абстракция,
– это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
– это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
– обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
Социальная структура общества и её динамика
Категория “общество” - самая широкая абстракция,
– это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
– это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей
– обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.
Социальная структура общества – это совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но основой ее составляющих является социальная группа. Она является исходным компонентом из множества составляющих структуры. По Мертону социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют с друг другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:
1.Определенный способ
2. Осознание членства, чувство принадлежности
к данной группе. (Гимнастки должны
хранить верность своему
3. Осознание единства. (Гимнастки
одного коллектива
В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч.Кули, который понимал под первичными «группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством». Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Результатом тесной связи индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое. К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули относит семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу старших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства. А так же в том смысле, что они не изменяются в той же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.
Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение предается не личностным качествам, а их умениям выполнять определенные функции. Например, на предприятии должность директора, менеджера, делопроизводителя, инженера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующими навыками.
В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, условные, экспериментальные и референтные группы.
Условной группой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую индивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о существовании друг друга, но условно объединяются в интересах научного анализа – статистического, демографического и т.п. Разновидностью условной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая образуется из незнающих друг друга людей и не взаимодействующих между собой, для исследования определенных научных целей.
Реальной группой называют ограниченную в размерах общность людей, объеденных реальными отношениями и видима деятельности (например, студенческая группа, школьный класс, амейский взвод, футбольная команда).
Наряду с реальными в обществе существуют квазигруппы. Они характеризуются: 1. случайностью, стихийностью образования; 2. кратковременностью взаимодействия; 3. неустойчивостью взаимосвязей;
Такие группы существуют непродолжительное время, после чего распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу групп относят аудиторию, толпу, социальные круги.
Аудитория – это неустойчивая и неоднородная общность людей, определенная на непродолжительное время взаимодействием с коммуникатором-индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общности. Студенческая группа как относительно устойчивая и длительно существующая общность под такое определение не попадает. Аудитория в социологическом смысле может быть группа людей собравшихся послушать концерт, лекцию и т.п., которая после этого прослушивания чаще всего распадается.
Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознаваемой общности целей, но связанных между собой ситуативной общностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Для толпы характерны:
1. повышенная внушаемость;
2. анонимность, являющаяся
3. преобладанием эмоций над
4. чувство неуязвимости: люди в
толпе как бы утрачивают голос
совести, подчас действуя
Социальные круги представляют собой «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».
Индивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к какому-то социальному слою и вытекающей отсюда общностью интересов. Именно под такое определение попадает часто встречающиеся в СМИ понятия «деловые круги», объединяющие предпринимателей, банкиров, менеджеров и т. д.
Очень важное значение в социологии имеет дифференциация социальных групп на малые и большие.
Малая группа – это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные.
В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относится, например, армейский взвод, театральная труппа, лаборатория НИИ, вузовская кафедра и т.п.
Неформальные группы возникают и складываются стихийно, в них не позиции ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относиться семья, компания друзей, объединенная общими интересами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматической пользы.
Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориентируются в своем поведении и в самооценках. Например, старшеклассники, студенты в своих поступках подражают своим кумирам киноактерам, рокерам, спортсменам и т.п. в стиле поведения, прическах, одежде и т.п., не прислушиваясь к советам родителей и педагогов.
Большая группа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложноорганизованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предприятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система коллективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количественно не ограниченной статистической «условной» общности людей, выделяемой на основе определенных социально-экономических, политических, профессиональных, этнических, культурных, религиозных или демографических признаков. Индивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут реально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются определенными социальными признаками и имеют все основания применять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации – объединяющее их всех местоимение «мы».
В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруппы.
Ингруппа – это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивая членов данной группы как объединяющее из всех «мы» - «мы – белорусы», «мы – Ивановы» и т. д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадлежит и не денцифицирует себя с ними, - другие семья, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, профессиональные и т. п. группы – будут для него аутгруппами, которые он обычно обозначат словами «не мы», не наши», «чужие».
Не менее существенно
Современное общество основывается на
широком разделении труда и функций
людей в процессе общественного
воспроизводства. В соответствии с
этим они различаются по месту, которое
они занимают в обществе. Это различие
и фиксируется в понятии статус
Человек имеет множество статусов, однако его реальное поведение характеризуется определенным набором ролей. В результате возникает статусный диапазон, в рамках которого варьирует поведение человека. Ранг статуса - положение статуса относительно других, сложившееся в обществе. Статусные символы - знаки отличия: одежда, язык, жесты, манера поведения, уровень дохода. Для каждого статуса характерно определенное видение мира.
Социальную группу образует совокупность
функционально однородных статусов.
В узком смысле слова статусом
человека считается его место, как
представителя большой
Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям.
Социальная структура общества образуется совокупностью этих статусов.
Статусы и роли функционируют в культуре. Их конкретное наполнение всегда связано с ценностями и нормами принятыми в обществе. Таким образом, и социальная структура имеет конкретное культурное наполнение.
Люди различаются не только по рангу статуса, но и по реальной возможности удовлетворять свои потребности. Эту характеристику социального положения людей называют социальной стратификацией.
Социальная стратификация различается в обществах разных культур. В Индии люди различаются по кастам (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры + 4 тыс. неосновных каст, низшую позицию занимают - неприкасаемые) - отражающим их положение в отношении к сакральным ценностям (мудрости), в средневековой Европе и России - по сословиям (сословные права и обязанности передаются по наследству – дворянство, духовенство, крестьянство, мещанство), сегодня - по доходу (количество денежных поступлений за определенный период) и богатству (накопленному доходу). Кроме этого людей различают власть (способность навязывать свою волю другим) и престиж (уважение). Доход, богатство, власть и престиж образуют интегральный социально-экономический статус.
Социальная стратификация
В процессе жизнедеятельности общества социальные страты не остаются раз навсегда данными, неизменными, - они находятся в процессе изменения и развития. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильностью, т. е. подвижностью соц. слоев и классов.
Социальная мобильность – это
изменение индивидом или
Социальная мобильность может обладать различными признаками.
Различают:
· демографическую, географическую и социальную мобильность
· индивидуальную и групповую социальную мобильность
· внутри поколенную и межпоколенную социальную мобильность
· восходящую и нисходящую социальную мобильность
Информация о работе Социальная структура общества и её динамика