Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, реферат
Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.
Цель работы изучить социальную структуру общества.
Содержание
В настоящее время российское общество переживает системную социальную трансформацию. В рамках этого процесса изменяются экономические, политические, культурные и социализационные основы общественного строя. Вся совокупность социальных институтов приобретает качества, характерные для обществ рыночного типа с развитыми гражданскими отношениями и политической демократией. Учитывая это обстоятельство, следует отметить, что институциональные изменения в России представляют собой лишь часть трансформации общественного бытия, которая наблюдается в странах, переходящих к постиндустриализму. Лейтмотивом происходящей трансформации является постепенное изменение роли культуры в процессах социального структурирования современных обществ.
Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.
Цель работы изучить социальную структуру общества.
Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Понятие «социальная структура общества» - часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как
Главным принципом определения социальной структуры общества является поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации. Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать идею классового общества и доминирования в истории классовых противоречий Карла Маркса. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.
Теории Социальной стратификации возникли в противовес марксистко-ленинской теории классов и классовой борьбы. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и facere – делать. Таким образом, социальная стратификация – это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».1
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.
Социологи едины во мнении, что
основой стратификационной
Распределение населения по этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками. В современном западном обществе, ценящем свободу, степень которой определяется не только политическими и юридическими актами, но и толщиной кошелька, обеспечивающего более широкий доступ, например, к образованию и, следовательно, к престижной статусной группе, на первый план выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная независимость, высокий доход и т.п.
Первопричиной иерархического строения общества является социальное неравенство, порождаемое объективными условиями жизнедеятельности индивидов. Но каждое общество стремится к организации своего неравенства, иначе люди, движимые чувством несправедливости, уничтожат в праведном гневе все, что в их сознании ассоциируется с ущемлением их интересов.
Иерархическая система современного общества лишена былой жесткости. Формально все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться «внизу». Резко возросшая социальная мобильность, тем не менее не привела к «размыванию» иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.
Профиль вертикального среза общества не является постоянным. К.Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода. Но рост богатства и власти верхушки небеспределен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.
Наиболее обстоятельно социально-групповой аспект феномена культурной дифференциации разработан в отечественных концепциях, посвященных характеристике влияния культуры на процессы социального структурирования ' в российском обществе периода рыночной трансформации. Можно сказать, что особенностью этих концепций является акцентирование роли культурных различий социальных групп в изменении структуры общества, обладающего признаками неустойчивости и аномии. Макроуровень социологического анализа, уровень закономерностей социальных изменений, здесь, безусловно, присутствует, но он всецело подчинен выходу на уровень социальных групп, поскольку именно они рассматриваются в качестве основных носителей структурного потенциала общества в условиях происходящих перемен.
Типологический подход
В начале 1990-х годов пермскими учеными под руководством М.А. Слю- сарянского2 была разработана рыночно-адаптационная концепция культурной дифференциации российского общества в переходный период. По мнению авторов концепции, опирающихся в своих теоретических положениях на идею З.И. Файнбурга об инерции культуры в обществе, возрастающая роль культуры в условиях трансформации общественной системы реализуется двояко и весьма противоречиво. С одной стороны, культура, являясь фактором социальной инерции, обусловливает воспроизводство традиций, сложившихся ранее норм, ценностей, которые были адекватны предшествующим условиям, но в новых условиях становятся тормозом для дальнейшего развития общества. С другой стороны, она является фактором социальной динамики в связи с повышением роли субъекта в системе общественных отношений, осознающего необходимость перемен и способного осуществить в своей деятельности выход за пределы устаревших традиций и норм. Приверженность традициям либо ориентация на перемены обусловливают различия в направленности и степени активности людей, в выборе сферы и места приложения сил и способностей, в экономическом и политическом поведении, в стилях жизни и т.д., а, следовательно, влияют на дифференциацию социальных позиций в целом. Иными словами, различия в культуре индивидов и социальных групп рассматриваются в качестве основы для формирования новой социальной структуры общества [14, с. 3-4].
В ходе проведения
конкретно-социологических
характер ценностно-
тип сознания (соотношение в структуре сознания рационального и эмоционального компонентов; объем, содержание и устойчивость стереотипов);
уровень информированности личности (объем, содержание информации, системность и избирательность ее усвоения, источники поступления);
характер регуляции поведения и уровень творческой активности личности в различных сферах жизнедеятельности.
На основе перечисленных критериев были выделены социокультурные типы личности, характерные для этапа перехода к рынку: современный (рыночный), традиционный и маргинальный. Системообразующим признаком этих социокультурных типов является отношение к рынку, в котором в целом отражается различный уровень адаптации представителей основных социальных групп к рыночным отношениям [19, с. 40-41]. Остановимся на краткой характеристике обозначенных социокультурных типов.
Современный социокультурный тип личности отличают:
активное усвоение ценностей и норм рыночного общества;
восприятие рынка как благоприятной для самореализации социальной среды, осознание себя в качестве субъекта рыночных отношений;
ориентация
на самореализацию в предпринимательской
деятельности, принятие этических норм
цивилизованного
установка на интенсивный труд, сочетающаяся с ориентацией на достижения: высокие доходы, профессиональный рост, продвижение;
высокий уровень информированности;
рациональные
мотивы поведения, четко выраженная
мотивация трудовой деятельности, мотивированное
участие или неучастие в
высокая степень саморегуляции поведения, ориентации на самостоятельность, ответственность, инициативность, стремление к творчеству;
целостный характер ценностно-нормативной системы, который проявляется в том, что современные по своему содержанию ценности регулируют поведение в экономической, политической, семейной сферах жизнедеятельности (приоритет прав и свобод личности, равноправия, подконтрольности власти и т.д.).
Для традиционного социокультурного типа личности характерны:
приверженность ценностям, нормам, установкам, присущим традиционному обществу, основанному на экономике нетоварных отношений;