Социальная структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:40, реферат

Описание работы

Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.
Цель работы изучить социальную структуру общества.

Файлы: 1 файл

соц структура2012.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение

В настоящее  время российское общество переживает системную социальную трансформацию. В рамках этого процесса изменяются экономические, политические, культурные и социализационные основы общественного  строя. Вся совокупность социальных институтов приобретает качества, характерные для обществ рыночного типа с развитыми гражданскими отношениями и политической демократией. Учитывая это обстоятельство, следует отметить, что институциональные изменения в России представляют собой лишь часть трансформации общественного бытия, которая наблюдается в странах, переходящих к постиндустриализму. Лейтмотивом происходящей трансформации является постепенное изменение роли культуры в процессах социального структурирования современных обществ.

Изучение экономических, политических, профессиональных, социально-демографических параметров структурирования общества представляется недостаточным в плане выявления статусного потенциала - связанных с культурой личностных возможностей и приоритетов. Необходимость познания этих форм в контексте трансформации российского общества обусловливает актуальность изучения культурной дифференциации социальных групп как непременной составляющей процесса социального дифференцирования.

Цель работы  изучить социальную структуру общества.

 

1. Социальная структура общества: понятие  сущность

 

Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых  социальных отношений. Последние можно  представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между  индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная  структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система – это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся  в отношениях и связях между собой  и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура  общества» - часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи. Социальный состав – это  набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой – социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура общества означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения  социальной структуры общества является поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и  отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.

С этой точки зрения социальную структуру  общества можно представить как  более или менее устойчивое соотношение  социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации. Первоначально идея стратового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать идею классового общества и доминирования в истории классовых противоречий Карла Маркса. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса.

Теории Социальной стратификации  возникли в противовес марксистко-ленинской  теории классов и классовой борьбы. Термин «стратификация» происходит от латинского stratum – слой, пласт и facere – делать. Таким образом, социальная стратификация – это определение вертикальной последовательности положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархии. Социальная стратификация – это «дифференцирующее ранжирование индивидов данной социальной системы», «способ рассмотрения индивидов как занимающих более низкое или более высокое социальное место друг относительно друга в некоторых социально важных аспектах».1

Таким образом, социальная структура  возникает по поводу общественного  разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т. е. социальных благ.

Социологи едины во мнении, что  основой стратификационной структуры  является естественное и социальное неравенство людей. При выработке  наиболее общего представления о социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех основных уровней: высшего, среднего, низшего.

Распределение населения по этим уровням  возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и нормами, социальными институтами и идеологическими установками. В современном западном обществе, ценящем свободу, степень которой определяется не только политическими и юридическими актами, но и толщиной кошелька, обеспечивающего более широкий доступ, например, к образованию и, следовательно, к престижной статусной группе, на первый план выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная независимость, высокий доход и т.п.

Первопричиной иерархического строения общества является социальное неравенство, порождаемое объективными условиями жизнедеятельности индивидов. Но каждое общество стремится к организации своего неравенства, иначе люди, движимые чувством несправедливости, уничтожат в праведном гневе все, что в их сознании ассоциируется с ущемлением их интересов.

Иерархическая система современного общества лишена былой жесткости. Формально  все граждане имеют равные права, в том числе и право занимать любое место в социальной структуре, подниматься на верхние ступени социальной лестницы или находиться «внизу». Резко возросшая социальная мобильность, тем не менее не привела к «размыванию» иерархической системы. Общество по-прежнему поддерживает и охраняет свою иерархию.

Профиль вертикального среза общества не является постоянным. К.Маркс в свое время предположил, что его конфигурация будет постепенно меняться за счет концентрации богатства в руках немногих и значительного обнищания основной массы населения. Результатом этой тенденции будет возникновение серьезного напряжения между верхним и нижним слоями социальной иерархии, которое неизбежно выльется в борьбу за перераспределение национального дохода. Но рост богатства и власти верхушки небеспределен. Существует «точка насыщения», дальше которой общество не может двигаться без риска крупной катастрофы. По мере приближения к этой точке в обществе начинаются процессы по сдерживанию пагубной тенденции, проводятся либо реформы по перераспределению богатства через систему налогообложения, либо начинаются глубинные революционные процессы, в которые вовлекаются широкие социальные слои.

 

2. Социальные  группы в современной России, их виды и динамика

 

Наиболее обстоятельно социально-групповой аспект феномена культурной дифференциации разработан в отечественных концепциях, посвященных характеристике влияния культуры на процессы социального структурирования ' в российском обществе периода рыночной трансформации. Можно сказать, что особенностью этих концепций является акцентирование роли культурных различий социальных групп в изменении структуры общества, обладающего признаками неустойчивости и аномии. Макроуровень социологического анализа, уровень закономерностей социальных изменений, здесь, безусловно, присутствует, но он всецело подчинен выходу на уровень социальных групп, поскольку именно они рассматриваются в качестве основных носителей структурного потенциала общества в условиях происходящих перемен.

Типологический  подход

В начале 1990-х  годов пермскими учеными под  руководством М.А. Слю- сарянского2 была разработана рыночно-адаптационная концепция культурной дифференциации российского общества в переходный период. По мнению авторов концепции, опирающихся в своих теоретических положениях на идею З.И. Файнбурга об инерции культуры в обществе, возрастающая роль культуры в условиях трансформации общественной системы реализуется двояко и весьма противоречиво. С одной стороны, культура, являясь фактором социальной инерции, обусловливает воспроизводство традиций, сложившихся ранее норм, ценностей, которые были адекватны предшествующим условиям, но в новых условиях становятся тормозом для дальнейшего развития общества. С другой стороны, она является фактором социальной динамики в связи с повышением роли субъекта в системе общественных отношений, осознающего необходимость перемен и способного осуществить в своей деятельности выход за пределы устаревших традиций и норм. Приверженность традициям либо ориентация на перемены обусловливают различия в направленности и степени активности людей, в выборе сферы и места приложения сил и способностей, в экономическом и политическом поведении, в стилях жизни и т.д., а, следовательно, влияют на дифференциацию социальных позиций в целом. Иными словами, различия в культуре индивидов и социальных групп рассматриваются в качестве основы для формирования новой социальной структуры общества [14, с. 3-4].

В ходе проведения конкретно-социологических исследований явления культурной дифференциации социальных групп и его роли в  социоструктурном процессе авторы концепции  использовали метод построения идеальных социокультурных типов, ориентируясь на следующих критерии:

характер ценностно-нормативной  системы личности (структура, динамика и особенности формирования ценностей, норм и этических принципов);

тип сознания (соотношение  в структуре сознания рационального и эмоционального компонентов; объем, содержание и устойчивость стереотипов);

уровень информированности  личности (объем, содержание информации, системность и избирательность  ее усвоения, источники поступления);

характер регуляции  поведения и уровень творческой активности личности в различных сферах жизнедеятельности.

На основе перечисленных  критериев были выделены социокультурные  типы личности, характерные для этапа  перехода к рынку: современный (рыночный), традиционный и маргинальный. Системообразующим признаком этих социокультурных типов является отношение к рынку, в котором в целом отражается различный уровень адаптации представителей основных социальных групп к рыночным отношениям [19, с. 40-41]. Остановимся на краткой характеристике обозначенных социокультурных типов.

Современный социокультурный  тип личности отличают:

активное усвоение ценностей и норм рыночного общества;

восприятие  рынка как благоприятной для  самореализации социальной среды, осознание  себя в качестве субъекта рыночных отношений;

ориентация  на самореализацию в предпринимательской  деятельности, принятие этических норм цивилизованного предпринимательства;

установка на интенсивный  труд, сочетающаяся с ориентацией  на достижения: высокие доходы, профессиональный рост, продвижение;

высокий уровень  информированности;

рациональные  мотивы поведения, четко выраженная мотивация трудовой деятельности, мотивированное участие или неучастие в политике, преимущественно инструментально-прагматическое отношение к культуре;

высокая степень саморегуляции поведения, ориентации на самостоятельность, ответственность, инициативность, стремление к творчеству;

целостный характер ценностно-нормативной системы, который  проявляется в том, что современные  по своему содержанию ценности регулируют поведение в экономической, политической, семейной сферах жизнедеятельности (приоритет прав и свобод личности, равноправия, подконтрольности власти и т.д.).

Для традиционного социокультурного типа личности характерны:

приверженность  ценностям, нормам, установкам, присущим традиционному обществу, основанному на экономике нетоварных отношений;

Информация о работе Социальная структура общества