Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 23:00, курсовая работа
Объектом в данном исследовании является социальная терапия.
Предмет исследования – сущность, особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Основная исследовательская проблема – какие особенности социальной терапии как технологии социальной работы отличают ее от других технологий (психотерапии, коррекции и др.) и в какие условия требуются для ее эффективного внедрения и распространения в российской практике социальной работы.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии
1.1. Сущность социальной терапии…………………………………………....8
1.2. Виды социальной терапии…………………………………………….….11
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии……………...13
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии………………………………...20
2.2. Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы…………………………………………………………………………..22
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………37
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Теория социальной работы»
ТЕМА: « Социальная терапия, ее сущность. »
Выполнила: студентка
Москва, 2013
Введение…………………………………………………………
1.1. Сущность социальной терапии…………………………………………....8
1.2. Виды социальной терапии…………………………………………….….11
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии……………...13
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии………………………………...20
2.2. Эволюция понятия
социальной терапии в теории и практике
социальной работы………………………………………………………………
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)……………………………….29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………37
Процесс формирования новых социально-экономических отношений сопровождается трансформацией социальной сферы, повышением роли социальной защиты. За последние десять лет система социальной защиты населения претерпела серьезные качественные изменения, связанные прежде всего со значительным расширением категорий и увеличением численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной поддержке.
Помимо традиционных уязвимых групп населения – пожилых граждан, инвалидов, многодетных семей и др., активная социальная поддержка сегодня требуется безработным, лицам БОМЖ, безнадзорным и беспризорным детям, несовершеннолетним правонарушителям, наркозависимым и членам их семей, ВИЧ-инфицированным гражданам и т.д.
Однако в социальной помощи и поддержке сегодня нуждаются не только официально признаваемые социально слабыми категории граждан. Мы также не должны забывать и о тех наших согражданах, кто внешне имеет достаточно благополучный статус. Многие из нынешних россиян, будучи работающими гражданами в трудоспособном возрасте, также нуждаются в социальной поддержке.
Процессы социальной трансформации российского общества оказали глубокое воздействие на общественное сознание и мировоззрение россиян. В России появилась новая социальная группа – т.н. «новые бедные русские».
Причем в эту группу не входят официальные социальные аутсайдеры – бомжи, нищие и т.д. Нет, под этим понятием подразумевается то множество самых обычных россиян, которые до перестройки имели уровень доходов, позволяющий жить относительно обеспеченно, а затем пережили резкое обнищание и снижение социального статуса.
Главной особенностью состояния этой достаточно многочисленной группы наших сограждан является то, что их нынешнее неблагополучие является не унаследованным, а приобретенным: они не бедные, а внезапно обедневшие. Внешне многие из них сумели сохранить признаки благополучия.
Однако одновременно у них выработался особый тип поведения и мышления, выражающийся в пассивном, фаталистическом принятии факта своей бедности и неспособности что-либо предпринять для ее преодоления.
При этом, попав один раз в такую «ловушку бедности», многие из них сейчас передают эстафету дальше - своим детям, заранее формируя у них установку на то, что они теперь тоже навсегда останутся бедными.
Для многих из представителей этой группы «новых русских бедных» точкой отсчета осталась жизнь до перестройки, в советской время. Они оказались словно застывшими в процессе своего постоянного выживания.
Общество в данном случае обязано оказать этим людям широкую социальную поддержку: обеспечить их необходимыми ресурсами для выхода из состояния апатии, оказать содействие в формировании у них активных жизненных стратегий, соответствующих современным российским реалиям. В рамках института социальной работы оказание такого вида социальной поддержки относится к реализации такой сравнительно новой для российской практики технологии, как социальная терапия.
Следует отметить, что, несмотря на то, что за последние годы издано достаточно большое количество литературы по теории и практике социальной работы, тема социальной терапии как технологии социальной работы представлена на сегодняшний день в научной литературе очень скудно.
Даже трактовка самого понятия социальной терапии присутствует только в Российском энциклопедическом словаре социальной работы, изданном в 1997 году, где понятие «социальная терапия» трактуется очень обобщенно: как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.
Понятие социальной терапии практически не встречается и в действующем российском законодательстве. Понятие «социальная терапия» отсутствует даже в таких основополагающих законах, как Закон РФ от 10.12.1995 г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Закон РФ от 02.08.1995 г. №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Закон РФ от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Только иногда в отдельных подзаконных актах (большинство из них приведено в списке литературы) можно встретить упоминание социальной терапии или какой-либо ее разновидности, но без указания содержательных подробностей. Исключение составляет лишь один нормативный документ – «Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности», утвержденный постановлением правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1285. В этом документе достаточно подробно раскрыты цели, задачи, основные условия проведения одного из видов социальной терапии – лечебно-трудовой терапии, предназначенной для пожилых людей и инвалидов в условиях их пребывания в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В связи с отмеченной недостаточной разработанностью понятия социальной терапии, данная работа представляет определенный научный интерес как попытка обобщить имеющиеся на сегодня разрозненные представления об этой технологии социальной работы и перспективах ее использования в российской практике.
Объектом в данном исследовании является социальная терапия.
Предмет исследования – сущность, особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Основная исследовательская проблема – какие особенности социальной терапии как технологии социальной работы отличают ее от других технологий (психотерапии, коррекции и др.) и в какие условия требуются для ее эффективного внедрения и распространения в российской практике социальной работы.
Соответственно, целью данного исследования стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы.
2) Выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании.
3) Проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.
4) Раскрыть сущность и виды социальной терапии.
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии
1.1. Сущность социальной терапии
Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека.
Сегодня любой из нас
Слово "терапия" в переводе с греческого означает "забота, уход, лечение".
Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найти другие формы лечения, например, применяется иглотерапия, или такой экзотический вид врачевания, как "дельфинотерапия", при котором, по мнению некоторых специалистов, в результате общения с дельфинами у детей восстанавливаются двигательные способности, улучшается речь, кровообращение, снижаются боли. Кстати, лечение с помощью дельфинов в США используется уже более 30 лет.
В основе терапевтического воздействия лежит процедура социальной помощи, оказание клиенту поддержки со стороны окружения, ликвидация негативных последствий взаимоотношений. "Социальная терапия" предполагает и прямое вмешательство с целью устранения препятствий, мешающих полноценному социальному развитию индивида, социальной группы.
Социальная терапия как
Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.
Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.
Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:
- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;
- мезоуровень, связанный с решением
проблем конкретного
- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.
Сущность социальной терапии как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в ее основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.