Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 23:00, курсовая работа
Объектом в данном исследовании является социальная терапия.
Предмет исследования – сущность, особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Основная исследовательская проблема – какие особенности социальной терапии как технологии социальной работы отличают ее от других технологий (психотерапии, коррекции и др.) и в какие условия требуются для ее эффективного внедрения и распространения в российской практике социальной работы.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии
1.1. Сущность социальной терапии…………………………………………....8
1.2. Виды социальной терапии…………………………………………….….11
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии……………...13
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии………………………………...20
2.2. Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы…………………………………………………………………………..22
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………37
Семейная терапия – это деятельность социального работника с группой членов семьи, которая рассматривается как целостная единица. Специалист должен стремится раскрыть роли, взаимные обязанности членов семьи, старается пробудить их к более гибкому поведению. При этом в основном используется не история семьи, а актуальные вербальные и невербальные действия семьи.
И, наконец, особое место среди различных методов и форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние годы начинает получать распространение и у нас, в России.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При лечении алкоголизма главную терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели.
В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.
Многие специалисты также считают, что создание терапевтических общин, или коммун – это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна – представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.
Чаще всего социальная терапия связанна с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной сфере, нуждающихся в определенной коррекции и активизации их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.
Социально-терапевтическая и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.
Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении.
Так, например, в вежливости
без привычки обойтись
Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.
Следующая глава посвящается рассмотрению того, как проводится социальная терапия в деятельности стационарных социальных учреждений в отношении пожилых граждан и инвалидов.
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет решаться.
Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные. Характерными
особенностями этих методов
Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена на принципах социальной иерархии, господства и подчинения.
Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и учреждений.
Использование административных методов предполагает выработку субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии является принятие главой администрации решения об установлении опеки над несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.
2.Экономические методы. Данная
группа методов социальной
3.Психолого-педагогические
Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.
Все эти группы методов социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными работниками, в зависимости от характера и содержания конкретного социального диагноза.
Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.
Понятие социальной терапии в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Прежде всего, это связано с исторической эволюцией термина «терапия».
В переводе с греческого слово «терапия» буквально означает «забота, уход, лечение». По традиции, берущей свое начало еще со времен становления древнегреческой медицины, употребление этого термина было неразрывно связано с деятельностью врача, как основного субъекта терапевтического воздействия.
Объектом же терапевтического воздействия в таком традиционном взгляде на понятие терапии являлся больной, т.е. человек, нуждающийся в лечении. Таким образом, понятие терапии, начиная с древнегреческого периода и вплоть до XVI-XVII веков носило исключительно медицинский характер.
В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем.
Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п.
В 1870-е годы в США, а затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности.
Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту – с психокоррекцией.
В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем.
В работе М.Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе.
С этого времени практическая социальная работа все чаще стала осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи.
При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса.
Для большинства молодых психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами). Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека.
Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы.
Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа.
В практике социальной работы
сложился даже специальный
Симбиоз психоаналитиков и социальных работников в США просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения.
Так, например, Вильгельм Райх – последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет» .