Социальная терапия, ее сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом в данном исследовании является социальная терапия.
Предмет исследования – сущность, особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Основная исследовательская проблема – какие особенности социальной терапии как технологии социальной работы отличают ее от других технологий (психотерапии, коррекции и др.) и в какие условия требуются для ее эффективного внедрения и распространения в российской практике социальной работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии
1.1. Сущность социальной терапии…………………………………………....8
1.2. Виды социальной терапии…………………………………………….….11
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии……………...13
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии………………………………...20
2.2. Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы…………………………………………………………………………..22
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………37

Файлы: 1 файл

Kursov.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Кстати, должность американской санитарки солиднее – «нёрсен-ассистант». Но даже ля того, чтобы работать санитаркой (менять памперсы, водить стариков в туалет, перестилать им постель, кормить с ложечки и т.п.), нужно закончить специальные трехмесячные курсы и сдать экзамен. И получить специальный сертификат.

В американских домах старости, в отличие от наших, всегда тихо, уютно, чисто. Палаты небольшие, на двоих. Каждая кровать отделена занавесками. По коридорам неслышно разъезжают на креслах-колясках старички и старушки, некоторые засыпают посреди коридора.

Здесь все – и страдающие потерей памяти, и парализованные, и инвалиды с рождения, и просто тихо умирающие от старости. У каждого из стариков – свой индивидуальный план: массаж, лечение. Почти никто из них уже сам не ходит. Все они в памперсах, которые круглосуточно сменяются каждые два часа. Кормят хорошо. Каждую неделю парикмахер завивает старушкам букли и делает им маникюр (даже если они не просят об этом или вообще не осознают, где они и что с ними). В специальном зале показывают кино. Чаще всего – это фильмы времен их молодости.

 Регулярно в дома-интернаты  приезжают проповедники и священники  разных конфессий, дабы пожилые люди имели возможность отправлять свои религиозные потребности. Часто приезжают туда и волонтеры – то детский хор привезут, то домашний зверинец, то специально обученных собак из волонтерской службы «помощи умирающим». Считается, что общение с ласковыми животными немного облегчает страдания.

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная терапия - сравнительно новая технология, которая получает все большее распространение в современной социальной практике. Несмотря на разницу подходов, можно заключить, что целью социальной терапии во всех указанных случаях является достижение максимально возможного уровня социального здоровья - состояние полного физического, душевного и социального благополучия личности, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Методы социальной терапии - это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.

Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.

Для большинства из них социальная терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Собственно говоря, сегодня в социотерапевтической помощи нуждается большинство россиян. Однако в условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый из них может рассчитывать на получение этого вида помощи.

Объяснить это можно целым рядом причин.

 Во-первых, это связано с остаточным  принципом финансирования социальной  сферы. Как показано в заключительной  главе данной работы, качественное  оказание социотерапевтической помощи часто возможно только в таких условиях, на создание которых у современной российской системы социальной защиты населения денег просто нет.

 Следовательно, сегодня для  повсеместного внедрения социальной  терапии как технологии социальной  работы в практическую деятельность  социальных служб и учреждений  необходим или дополнительный приток значительных финансовых средств в государственную систему социального обслуживания населения в целом, или переход какой-то доли из этих служб и учреждений в частную собственность, с тем, чтобы иметь возможность окупать свои расходы и изыскивать доходы на улучшение материальных условий.

Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. Лишь малая доля из тех социальных работников, которые сегодня работают в учреждениях социального обслуживания, обладают достаточным багажом таких знаний.

В-третьих, причиной несколько смутных перспектив внедрения социальной терапии в практическую деятельность российских социальных служб и учреждений является методологическая не разработанность ее осуществления как технологической процедуры.

 Прежде всего, не ясно, какую  из моделей следует взять за  основу при ее внедрении в  практику – макро-уровневая модель, находящаяся на уровне общественного целеполагания и направленная на оказание широкой социотерапевтической помощи нуждающимся социальным группам; или индивидуально-ориентированная, направленная на оказание помощи конкретному нуждающемуся клиенту.

 В первом случае существует  достаточно серьезная опасность  слишком расширенного понимания  социальной терапии, которое, в свою  очередь, может свести ее осуществление  к демагогии. Во втором случае, как мы можем судить по западному  опыту, социальная терапия рискует сузиться до психотерапии.

Не совсем ясен также вопрос, кто конкретно, какие именно специалисты должны заниматься оказанием социотерапевтической помощи – весь штатный персонал учреждений социального обслуживания, или только те, кто входит в «ближний круг» этой области (а он может быть весьма широк – специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги, трудотерапевты, библиотекари, культорганизаторы, медицинский персонал и т.д.), или этой деятельностью должны заниматься избирательно – то есть только психологи и психотерапевты.

Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности служб и учреждений социального обслуживания пока еще почти не осуществляется (или осуществляется по большей части «на бумаге»). Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, устранения пробелов в нормативной базе, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.  

 

 

Список использованной литературы

 

1. Психология социальной работы: Учебное пособие /О.В.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2004. – 351 с.: ил.

2. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию /Пер. с англ. М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

3. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999. –672с.

4. Социальная работа /Под общ. ред. проф. В.И.Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс, 2000. – 576 с.

5. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.

6. Технология Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с .

7. Филозоп А.А. Психокоррекционные возможности танцевальной терапии в работе с лицами пожилого возраста. //Психология зрелости и старения. – 2002, №1 (17). – С.105–110.

8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.

9. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. – СПб.: «Речь», 2001. – 160 с.

10. Черносвитов Е.В. Проблемы активизации жизни пожилых людей. //Психология зрелости и старения. – 2000, №1 (9). - С.19 – 39.

11. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 1997.

12. Технология социальной работы. Ч.1. Учебное пособия для вузов (материалы для семинарских и практических занятий) / Под ред. Циткилова. Новочеркасск, Ростов-на-Дону, 1998.

13. Решетников О. В. Концепция социального служения в современном обществе. - М.: Издательство РГСУ, 2008, - 49 с.

14.Федеральный закон "О благотворительной деятельности и лаготворительных организациях" от 11.08.1995 N 135-

15. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К, 2007.

16. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Изд-вo ДВГТУ, 2006. …

17. Справочное пособие по социальной работе /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.

 


 



Информация о работе Социальная терапия, ее сущность