Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 23:00, курсовая работа
Объектом в данном исследовании является социальная терапия.
Предмет исследования – сущность, особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Основная исследовательская проблема – какие особенности социальной терапии как технологии социальной работы отличают ее от других технологий (психотерапии, коррекции и др.) и в какие условия требуются для ее эффективного внедрения и распространения в российской практике социальной работы.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и содержание социальной терапии
1.1. Сущность социальной терапии…………………………………………....8
1.2. Виды социальной терапии…………………………………………….….11
1.3. Основные , функции, цели и задачи социальной терапии……………...13
Глава II. Социальная терапия и методика её осуществления
2.1. Подходы и методы социальной терапии………………………………...20
2.2. Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы…………………………………………………………………………..22
2.3. Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………37
Кстати, должность американской санитарки солиднее – «нёрсен-ассистант». Но даже ля того, чтобы работать санитаркой (менять памперсы, водить стариков в туалет, перестилать им постель, кормить с ложечки и т.п.), нужно закончить специальные трехмесячные курсы и сдать экзамен. И получить специальный сертификат.
В американских домах старости, в отличие от наших, всегда тихо, уютно, чисто. Палаты небольшие, на двоих. Каждая кровать отделена занавесками. По коридорам неслышно разъезжают на креслах-колясках старички и старушки, некоторые засыпают посреди коридора.
Здесь все – и страдающие потерей памяти, и парализованные, и инвалиды с рождения, и просто тихо умирающие от старости. У каждого из стариков – свой индивидуальный план: массаж, лечение. Почти никто из них уже сам не ходит. Все они в памперсах, которые круглосуточно сменяются каждые два часа. Кормят хорошо. Каждую неделю парикмахер завивает старушкам букли и делает им маникюр (даже если они не просят об этом или вообще не осознают, где они и что с ними). В специальном зале показывают кино. Чаще всего – это фильмы времен их молодости.
Регулярно в дома-интернаты
приезжают проповедники и
Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.
Для большинства из них социальная терапия – это возможность восстановления или компенсирования тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Собственно говоря, сегодня в социотерапевтической помощи нуждается большинство россиян. Однако в условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый из них может рассчитывать на получение этого вида помощи.
Объяснить это можно целым рядом причин.
Во-первых, это связано с остаточным
принципом финансирования
Следовательно, сегодня для
повсеместного внедрения
Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. Лишь малая доля из тех социальных работников, которые сегодня работают в учреждениях социального обслуживания, обладают достаточным багажом таких знаний.
В-третьих, причиной несколько смутных перспектив внедрения социальной терапии в практическую деятельность российских социальных служб и учреждений является методологическая не разработанность ее осуществления как технологической процедуры.
Прежде всего, не ясно, какую из моделей следует взять за основу при ее внедрении в практику – макро-уровневая модель, находящаяся на уровне общественного целеполагания и направленная на оказание широкой социотерапевтической помощи нуждающимся социальным группам; или индивидуально-ориентированная, направленная на оказание помощи конкретному нуждающемуся клиенту.
В первом случае существует
достаточно серьезная
Не совсем ясен также вопрос, кто конкретно, какие именно специалисты должны заниматься оказанием социотерапевтической помощи – весь штатный персонал учреждений социального обслуживания, или только те, кто входит в «ближний круг» этой области (а он может быть весьма широк – специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги, трудотерапевты, библиотекари, культорганизаторы, медицинский персонал и т.д.), или этой деятельностью должны заниматься избирательно – то есть только психологи и психотерапевты.
Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности служб и учреждений социального обслуживания пока еще почти не осуществляется (или осуществляется по большей части «на бумаге»). Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, устранения пробелов в нормативной базе, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.