Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы: провести анализ и раскрыть сущность работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность основных форм помощи детям;
- остановиться на гарантиях прав детям-сиротам;
- коснуться правовой базы социальной защиты детства.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие социальной защиты и социальной работы.
2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1.Проблема социального сиротства в России.
2.2.Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.
2.3. Основные формы оказания социальной помощи детям.
3. Основные и дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Социал.защ.дет..docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

                                           План.

 

 

Введение.

  1. Понятие социальной защиты и социальной работы.                               
  2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.1.Проблема  социального  сиротства в России.                                     

2.2.Правовая и материально-экономическая  база социальной защиты детства.                                                                                                       

2.3. Основные  формы оказания  социальной помощи детям.               

      3. Основные и дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.                                                                       

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная защита детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 По статистическим  данным на конец 2012г. их общее количество составило более 600 тысяч человек.

Основными причинами роста числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

В этой связи защита прав и интересов детей-сирот, приобретает  в Российской Федерации крайне важное значение.

Актуальность темы заключается  в стремительном росте детей - сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты.

 Основная цель данной  курсовой работы: провести анализ  и раскрыть сущность  работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-  раскрыть сущность  основных  форм помощи детям;

- остановиться на гарантиях  прав детям-сиротам;

- коснуться правовой базы  социальной защиты детства.

 

 

 

  1. Понятие социальной защиты и социальной работы.

 

Формирование системы  социальной защиты населения как  любого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.

Социальная защита, как  социальный институт, представляет собой  совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы в международном контексте, обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи (детей).1

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения, доходы которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни.

Важнейшими принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость.

Быть гуманным и справедливым при осуществлении социальной защиты особенно по отношению к детям – это значит признавать их как человеческую личность, защищать их свободу, развитие их способностей, обеспечить детям достойную, полноценную и счастливую жизнь независимо от национальных, расовых, религиозных и других индивидуальных или социальных особенностей.

Быть справедливым и гуманным по отношению к ребенку – это  значит уметь правильно оценить  личностный его потенциал, его внутренние ресурсы, определить основные причины  жизненных затруднений и помочь найти пути выхода из них.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

 Реализация этих задач  возлагается на органы опеки  и попечительства.

На них возлагаются  обязанности по выявлению, учету  и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также  по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

 Законодательство отдает  приоритет семейным формам устройства  детей, как наиболее отвечающим  потребностям ребенка и создающим  оптимальные условия для его  социализации, воспитания и развития.

 Социальная помощь  детям-сиротам и детям, оказавшимся  без попечения родителей, осуществляется  разветвленной системой, которая  включает в себя несколько  уровней:

- государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь;

- смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-психологической помощи;

- учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры.2

 Усилия каждого из  названных субъектов направлены  на социальную адаптацию детей-сирот,  коррекцию их поведения, которая  связана с формированием ценностных ориентации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случаях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности и т.д.

Важной основой защиты детства выступают организация  и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей.

Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономических трудностей, переживаемых Россией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных.

 На социальную защиту  младенцев и детей дошкольного  возраста мобилизированы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения.

В России существует исторически  закрепленная система социальной защиты подрастающего поколения. В ее структуру входили церковные и монастырские приюты, ремесленные школы, общинные школы с интернатами при них.

В современных условиях воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с  медициной, педагогикой, производством.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью.

 Основным результатом  этой деятельности являются формирование  социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении.

Социальная защита детства  включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность.

Широко используется практическая социально-психологическая работа.

Профориентация школьников и учащихся средних специальных  и высших учебных заведений –  один из важнейших путей решения  задач социальной защиты.

 Однако эта работа  затруднена отсутствием какой-либо  кадровой политики, что обусловлено экономическим кризисом. В большинстве училищ организованы учебные группы для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), т.е. утратой важных личностных качеств в результате применения к детям различных форм сексуальной эксплуатации.3

Социальная защита детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей — система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни.

 

 

 

 

2.Социальная защита  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей.

2.1. Проблема социального  сиротства в России.

В любом государстве и  любом обществе всегда были, есть и  будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без попечения  родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

 Ребенок, потерявший  родителей - это особый, по-настоящему  трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как  демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.

 В настоящее время  в обыденной речи и в теоретических  исследованиях широко используются  два понятия: сирота (сиротство)  и социальный сирота (социальное  сиротство). Дети-сироты - это дети  в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

 Социальный сирота - это  ребенок, который имеет биологических  родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Воспитываясь в государственных  учреждениях, воспитательные системы  которых далеки от совершенства, они  часто повторяют судьбу своих  родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

В последние годы в России все громче заявляет о себе “скрытое”  социальное сиротство. Снижение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственности привело к тому, что дети зачастую “вытесняются” на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. 4

Основные причины современного сиротства состоят в следующем:

 во-первых, это добровольный  отказ родителей от своего  ребенка, как правило, вскоре  после его рождения — в легальной  или нелегальной форме (дети-подкидыши,  дети, “забытые” в клиниках или  проданные другим лицам);

во-вторых, лишение родительских прав;

 в-третьих, утрата родителями  ребенка вследствие социальных  потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

 Оказание помощи детям,  по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

 Сиротство — это  социальное понятие, которое отражает  положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Информация о работе Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей