Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы: провести анализ и раскрыть сущность работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность основных форм помощи детям;
- остановиться на гарантиях прав детям-сиротам;
- коснуться правовой базы социальной защиты детства.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие социальной защиты и социальной работы.
2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1.Проблема социального сиротства в России.
2.2.Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.
2.3. Основные формы оказания социальной помощи детям.
3. Основные и дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Социал.защ.дет..docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Приемная семья - форма  воспитания ребенка (детей) в семье  на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью  передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

 На ребенка выплачивается  ежемесячное пособие, предоставляются  льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у  воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

 Патронатному воспитателю  платится зарплата и засчитывается  трудовой стаж. Патронатный воспитатель  обязательно проходит специальную  подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.11

 

 

3.Основные и  дополнительные гарантии прав  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В современном мире все  чаще возникают вопросы у детей-сирот  о том, как защитить свои права. В  связи с этим стало появляться множество юридических организаций, помогающих этим детям в их вопросах. Что самое главное такой вид юридической поддержки является благотворительный. Преимущественно в юридических консультациях нуждаются дети, которые выпускаются из школ-интернатов и детских домов. В таких благотворительных фондах дети могут получить ответы на свои вопросы в устной форме, а могут и составить не обходимый документ при возникновении на это причины. Так же им может быть предоставлен юрист для участия в суде.

Такие благотворительные  фонды могут оказывать помощь в различных направлениях: жилье, учеба, трудоустройство и т.д.

В плане жилья детей-сирот  зачастую хотят обдурит, не предоставить, так нужного для них, жилья. Ведь где может проживать ребенок только выпустившийся из детского дома или школы интерната, правильно, только на улице. Такие действия являются прямым нарушением прав этих детей. И это мало кого беспокоит. А ведь по законы такие дети имеют права на льготы.

В России создана законодательная  база, позволяющая в той или  иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Полное государственное  обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  —это предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающимся в учреждении среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

 Лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающиеся во всех  типах государственных или муниципальных  учреждений начального, среднего  и высшего профессионального  образования, а также обучающиеся,  потерявшие в период обучения  обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

 Выпускники этих образовательных  учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием. Помимо полного государственного обеспечения им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

 Кроме того, им выплачивается  ежегодное пособие на приобретение  учебной литературы и письменных  принадлежностей в размере трехмесячной  стипендии. 

При предоставлении обучающимся  из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

 Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы .

Регистрационный учет детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, осуществляется как по месту  жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту  временного пребывания (учреждение для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

 При отсутствии необходимого  жилого фонда таким лицам может  предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  службы занятости населения при  обращении к ним детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

 За защитой своих  прав дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, а  равно их законные представители,  опекуны (попечители), органы опеки  и попечительства и прокурор  вправе обратиться в установленном  порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Им оказывается помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой их прав и интересов; осуществляется правовое просвещение.

Психологическое обеспечение  образовательного процесса в учреждении, консультативную и профилактическую работу с педагогическими работниками осуществляют педагоги-психологи.

 Психологическая помощь включает в себя: психопрофилактику и психогигиену; психодиагностику; психологическое консультирование; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; проведение тренингов по коммуникативному общению; развитие навыков эмоциональной саморегуляции; психологическое просвещение и т. д.12

 

 

                                  Заключение.

 

Современные воспитанники детских  домов в большинстве своем  являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи.

За годы пребывания в детском  доме ребенок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности  в современном мире. В этом плане  особую актуальность приобретают связи  с социальной жизнью.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов  является воспитание у них чувства  дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Подготовка детей и подростков к взрослой семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.

Социализация личности воспитанников  будет проходить с большей  эффективностью, если улучшится психологический климат в детском доме. И все было бы хорошо, если бы не скрывалась реальная правда о жизни детей в детских домах, а это – издевательство, произвол, различные формы эксплуатации, в т.ч. и сексуальной со стороны персонала. Многие художественные и документальные фильмы говорят об этом.

Существует множество  возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные  условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие  в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, и  много семей отваживаются на него.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел  Астахов заявил, что противникам «закона Димы Яковлева» «надо перестать ныть по поводу, что приедут иностранные дяди и спасут наших детей». Кроме того, омбудсмен привел «настоящую статистику по детям-сиротам», согласно которой из 600 тысяч детей-сирот в приемные семьи устроены 500 тысяч детей.

Таким образом, около 100 тысяч  детей еще находятся в различных  интернатных учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы эта цифра не увеличивалась, а уменьшалась

В настоящее время на государственном  уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм устройства  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.

Для этого необходимо:

1. Подготовка и привлечение  высококвалифицированных специалистов  для работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей.

2. Создание психологической  службы в интернатных учреждениях. Необходимо привлечение  специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:

 Организация оказания  социально-психологической помощи  сотрудникам интернатных учреждений;

 Организация мероприятий,  направленных на повышение квалификации  сотрудников интернатных учреждений;

 Организация и проведение  мероприятий на разнообразные  темы, способствующие знакомству ребенка с социумом и формированию у него адекватной социальной роли.

Таким образом можно сделать главный вывод – цель, поставленная в начале работы, достигнута. В полном объеме раскрыта сущность социальной защиты  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. проанализирована  работа системы социальной защиты детей.

Информация о работе Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей