Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы: провести анализ и раскрыть сущность работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность основных форм помощи детям;
- остановиться на гарантиях прав детям-сиротам;
- коснуться правовой базы социальной защиты детства.
Введение.
1. Понятие социальной защиты и социальной работы.
2. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1.Проблема социального сиротства в России.
2.2.Правовая и материально-экономическая база социальной защиты детства.
2.3. Основные формы оказания социальной помощи детям.
3. Основные и дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заключение.
Для оказания адресной
помощи Федеральный закон “О
дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без
Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (прямые сироты).
Дети, оставшиеся без
попечения родителей, — лица
в возрасте до 18 лет, которые
остались без попечения
К этой категории относят детей, у которых нет родителей или они лишены родительских прав. Сюда же относится ограничение в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности, связанные с увеличением числа неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу и становятся бомжами, попрошайками.
Низкий уровень
Таким образом, особенности
охраны социального сиротства
2.2.Правовая и
материально-экономическая
Первостепенной системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.
Основными из них являются: “Декларация прав человека и гражданина” (1948); “Декларация прав ребенка” (1959); “Конвенция о правах ребенка” (1989). В частности, в принятой ЮНЕСКО “Конвенции прав ребенка”, направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: “Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком” (ст. 20).6
Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека),7 Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления.
В целях практического исполнения названных указов была, например, утверждена федеральная целевая программа “Дети России” . В рамках этой программы существует целевая программа “Дети-сироты”, направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
Механизм реализации
нормативно-правовой базы
Социальная защита детства
требует также серьезной
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Возможности семейного бюджета порой недостаточны, чтобы полностью обеспечить питание, приобретение одежды, обуви, учебников, школьно-письменных принадлежностей.
От того, что законодательно определена выплата пособий на детей, положение не меняется. Эти мизерные суммы не меняют материальное положение семьи.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В течении последних пяти лет приняты важные законы, касающиеся детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 1 января 2008 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», полномочия по опеке и попечительству, включая полномочия по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей и их устройству, переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ.
Указ Президента РФ от 28.12.2012г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановление Правительства Российской Федерации № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитания в семьи» направлены на то, чтобы снять часть бюрократической нагрузки с потенциально замещающей семьи, на поддержку усыновителей и опекунов.8
Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ"
Принят ГосДумой 21.12.2012, подписан В.Путиным 29.12.2012 .
Еще этот закон называют «Закон Димы Яковлева».
Статья 4 устанавливает запрет на усыновление(удочерение) гражданами США российских детей-сирот:
«1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США, а также осуществление на территории РФ деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США...
2.В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США прекратить от имени РФ действие Соглашения между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления ..»9
Дима Яковлев – двухлетний малыш, усыновлённый в России американцами, который в июле 2008 года умер в прожарившемся на солнцепёке автомобиле. Приёмный отец оставил его в машине на парковке почти на целый день.
Много было обсуждений, отзывов, комментарий по поводу этого закона, но хочется привести один из них – простого советского гражданина - Константина:
«В частности о законе Димы Яковлева - дело ведь не в симметричном или не симметричном ответе штатам, а в самой сути - защите наших детей за пределами юрисдикции нашей страны. И, если, там не находится должного правосудия для виновных "благодетелей"-усыновителей, то конечно необходимо принимать именно такие законы в нашей стране. Более того именно такая корректировка способна послужить базой для создания более совершенных условий для усыновления нашими "сознательными" гражданами своих детей.»
Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных законов и указов государственной власти, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
2.3.Основные формы оказания социальной помощи детям.
Необходимо остановится на наиболее распространенных формах социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей.
Передача детей-сирот
и детей, оказавшихся без
- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);
- учреждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.
Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и. школьного возраста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков.
Проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ.10 Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта “прикованность” к одному месту, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. При организации новых детских домов, перестройке воспитательного процесса следует уделять внимание следующим задачам:
- приведение детского дома в соответствие нормативам для определенного количества детей и возможности разделения их на небольшие группы;
- создание социального и эмоционального окружения, близкого к семейному;
- организация небольших групп семейного типа, где воспитатели и дети живут как бы самостоятельными “семьями”, поощрение внимания к психоэмоциональным нуждам ребенка;
- предельное ограничение переходов детей из одного детского дома в другой по возрасту;
- неразделение братьев и сестер по разным учреждениям; укрепление связей между детьми и их родителями (в случаях социального сиротства);
- развитие у детей умений, бытовых и общественных навыков, необходимых в будущей самостоятельной жизни.
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.
Опека - принятие в
дом ребенка на правах
Информация о работе Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей