Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:13, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе систематизации теоретических представлений о социальной политике государства, анализа процесса ее эволюционного развития в России и практического опыта, приобретенного в последние годы, выявить экономико-теоретические принципы ее развития, уточнить социально-экономическую природу, проанализировать влияние социальной политики на развитие экономики страны, решение целого комплекса социально-экономических задач и определить пути дальнейшего развития.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические и правовые основы социальной защиты населения…………5
1.1 Сущность, цели, инструменты социальной политики……………………...5
1.2 Законодательные основы социальной защиты…………………………….11
1.3 Организационная основа социальной защиты…………………………….15
2. Анализ деятельности органов социальной защиты РФ…………………….17
2.1 Деятельность министерства здравоохранения и социального развития…17
2.2 Деятельность органа социальной защиты на примере …………………...18
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Российский государственный открытый технический
университет путей сообщения
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету: «Государственное регулирование национальной экономики»
на тему: «Социальная защита населения – направление социальной политики».
Рецензент: |
Выполнил: | |
Тимофеев А.И. |
Студент 4 курса
специальности «Национальная | |
Шифр 0650-п/НЭ-3031 | ||
Терехова Вера Сергеевна | ||
ВОРОНЕЖ
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические и правовые
1.1 Сущность, цели, инструменты социальной политики……………………...5
1.2 Законодательные основы социальной защиты…………………………….11
1.3 Организационная основа социальной защиты…………………………….15
2. Анализ деятельности органов социальной защиты РФ…………………….17
2.1 Деятельность министерства
2.2 Деятельность органа социальной защиты на примере …………………...18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Международный опыт свидетельствует о том, как разнообразно понимание социальных обязательств каждого конкретного государства, сколь специфичны механизмы, обеспечивающие социальные права граждан, насколько тесно социальные доктрины переплетаются с важнейшими общефилософскими представлениями о естественном праве, правовом государстве, принципах субсидиарных отношений, представлениями о гражданском обществе, личной и коллективной ответственности. Тот же мировой опыт демонстрирует процесс постоянного изменения социальных систем, их успехи и неудачи, глубокие внутренние противоречия и даже конфликты.
Однако развитые демократические системы способны преодолевать эти трудности, реализуя главную защитную функцию государства и структур гражданского общества: создание достойных условий существования граждан.
Государственная социальная политика является важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:
1. защита граждан от
экономического и
2. обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;
3. контроль морально-этических основ общества.
Это предполагает перераспределение
дохода в пользу менее обеспеченных
слоев населения через систему
государственных и местных
Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:
В основе системы соцобеспечения
лежит механизм социального страхования,
в котором участвуют три
Проблемы социальной политики нашли отражение в работах многих экономистов, однако, в имеющейся экономической литературе до последнего времени проблемы социальной политики рассматриваются в основном с позиций .
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе систематизации теоретических представлений о социальной политике государства, анализа процесса ее эволюционного развития в России и практического опыта, приобретенного в последние годы, выявить экономико-теоретические принципы ее развития, уточнить социально-экономическую природу, проанализировать влияние социальной политики на развитие экономики страны, решение целого комплекса социально-экономических задач и определить пути дальнейшего развития.
1.Теоретические и правовые основы социальной защиты населения
Россия, согласно статье 7 действующей Конституции РФ, является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Социальная политика Российской Федерации направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного
2) сдерживание роста безработицы
и материальная поддержка
3) поддержание стабильного
4) развитие отраслей
социальной сферы (образование,
Социальная защита — гарантии помощи, предоставляемые государством, а так же частными организациями всему населению или, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т.д. В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.
Проблема соотношения и взаимосвязи понятий “государство—общество - человек” сложна и многоаспектна, она имела различное содержание на разных этапах исторического развития. Однако в ней имелось нечто общее в содержании, что выявляли исследователи разных поколений, в том числе и отечественные. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял “государство как союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью”. Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Важно подчеркнуть, что эти и другие русские мыслители рассматривали интересующую нас проблему неразрывно с “сознанием достоинства власти”.
В русском языке для перевода широко распространенного во многих странах термина “social security”, обозначающего систему социальной защиты, в советский период применялся термин “социальное обеспечение”, хотя на русский язык его можно переводить как “социальная безопасность”, “социальная защищенность”, “социальные гарантии”, “социальная защита”.
Сегодня для российской действительности чрезвычайно важной представляется выработка конструктивной социально-экономической политики, вытекающей их нее концепции реформ и как следствие и одновременно основа успешности этих реформ — концепции взаимоотношений государства и человека.
Исходя из анализа мнений российских и зарубежных ученых, а также обобщения практики конституционного закрепления принципа социального партнерства и его реализации в ряде стран мира констатируется, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества».
Правовые формы деятельности социального государства вытекают из ее содержания и, с учетом его специфики, имеют формы правотворчества “традиционного” государства. Как известно, с точки зрения права формы деятельности государства подразделяются на:
Специфическим моментом для сегодняшней России в этой сфере является вопрос об исторической ответственности государства за перемены в социальном положении населения, что напрямую связано и вытекает из правовых форм деятельности Российской Федерации как социального государства и охватывает все три указанные ее формы.
В этой связи в первую очередь следует:
Из теории государства и права следует, что регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию государства и права. Много лет дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав — социальных прав человека — и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.).
Аргументы против такого выделения: нельзя возводить в ранг международных и обязательных те права, которые напрямую связаны с экономическими возможностями государства. Очевидно, что возникновение многих социальных прав у конкретной личности происходит не в момент рождения, а при появлении указанных в законе юридических фактов. Социальные права часто рассматриваются в качестве “прав второй категории”, которые не предусматривают никаких гарантий по их реализации. СССР критиковал такую позицию и добился принятия Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Социологи дают свою трактовку социальных прав человека.
Социальные права (entitlements) — права на выплаты по социальному обеспечению, существующие в наиболее современных обществах для всех граждан, но являющиеся также предметом спора. Так, Л. Мид доказывал, что одностороннее толкование социальных прав привело к пренебрежению “обязательствами”.
Для современной России проблема социальных прав человека особенно остра. В этой связи представляет интерес следующая трактовка: “Социальные права человека — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) определенных материальных благ.
Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты.
В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в ст. 38—41 и 43 Конституции РФ.
Социальная защита — политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека. В действующем социальном законодательстве РФ понятие “социальная защита” используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д.
Информация о работе Социальная защита населения – направление социальной политики