Социальная защита населения – направление социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе систематизации теоретических представлений о социальной политике государства, анализа процесса ее эволюционного развития в России и практического опыта, приобретенного в последние годы, выявить экономико-теоретические принципы ее развития, уточнить социально-экономическую природу, проанализировать влияние социальной политики на развитие экономики страны, решение целого комплекса социально-экономических задач и определить пути дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические и правовые основы социальной защиты населения…………5
1.1 Сущность, цели, инструменты социальной политики……………………...5
1.2 Законодательные основы социальной защиты…………………………….11
1.3 Организационная основа социальной защиты…………………………….15
2. Анализ деятельности органов социальной защиты РФ…………………….17
2.1 Деятельность министерства здравоохранения и социального развития…17
2.2 Деятельность органа социальной защиты на примере …………………...18
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая социальная защита населения.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

          Следовательно, социальная защита населения — это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

         Предметом правового регулирования социальной защиты населения является: защита трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения; социальная защита отдельных категорий лиц (ветеранов, инвалидов, женщин и детей, военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев, должностных лиц разных категорий и др.), проживающих (пребывающих) на территории России и нуждающихся в социальной защите; деятельность органов социальной защиты.

          Государство создает финансовую базу и организационные структуры для реализации гражданами конституционного права на социальную защиту. Организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются:

  • обязательное социальное страхование;
  • обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

          Эти формы отличаются друг от друга по кругу (субъектам) обеспечиваемых, источникам финансирования, видам выплат, управленческим структурам. Во всех видах рассматриваемых отношений обязательно участвует орган исполнительной власти, без которого отношения по социальной защите населения возникнуть не могут, так как только эти органы выражают исполнительную власть государства в этой сфере (такие отношения не могут возникнуть между гражданами или общественными объединениями).

          Управленческие отношения в области социальной защиты населения в зависимости от целей их направленности можно разделить на:

1) внутренние (внутриорганизационные), связанные с формированием управленческих структур, определением прав, обязанностей и ответственности их должностных лиц;

2) внешние, связанные  с непосредственным воздействием  на объекты (граждан, их общественные  объединения), не входящие в систему  исполнительной власти.

          Методы правового регулирования отношений по социальной защите населения имеют свою специфику. Общеизвестно, что правовые средства, способы воздействия заложены в самой природе права и представляют следующие юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Большинство общественных отношений, составляющих предмет социального права, исключает юридическое равенство их участников, является властеотношениями, поэтому преимущественно используется первый способ воздействия, который характеризует метод как императивный.

          Содержание метода правового регулирования социальной защиты населения заключается:

  • в установлении определенного порядка действий, т.е. предписании поступить только так, а не иначе (например, нарушение норм, устанавливающих обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, влечет применение к ним санкций, предусмотренных законодательством;
  • в запрещении определенных действий под страхом применения ответственности (например, направлять жалобу гражданина на рассмотрение должностному лицу, действия которого обжалуются);
  • в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения (например, выбрать один из видов пенсионного обеспечения);
  • в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные нормой действия (например, право гражданина на обжалование нарушения его прав на социальную защиту со стороны государства).

 

1.2 Законодательные основы социальной  защиты.

 

 В системе социально-правовой защиты населения можно выделить: общую часть, включающую: нормы, характеризующие понятие, предмет, метод, функции и принципы социальной защиты населения; нормы, связанные с процессом и механизмом правового регулирования отношений в сфере социальной защиты населения; нормы, определяющие сущность правоотношений, содержание, стандарты (объемы) и гарантии социальной защиты.

 Важнейшее место в общей части занимают нормы, отражающие основные положения социальной политики государства; особенную часть, включающую:

 -   нормы, составляющие институты социальной защиты населения (защиты трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения);

-    правовой статус и функции государственных органов и служб социальной защиты населения, структур органов местного самоуправления, а также общественных объединений граждан;

-   нормы, определяющие порядок и условия организации и осуществления социальной защиты;

- нормы, характеризующие правовое положение благотворительных организаций.

          К сожалению, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт (основы законодательства или кодекс) в сфере социально-правовой защиты населения. В последние годы одним из направлений законотворческой деятельности стала формулировка принципов правового регулирования социальной защиты населения (см. Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.), “Об основах обязательного социального страхования” (1999 г.) и др.). Из теории права известно, что принципы права — это основные исходные положения, определяющие цели правового регулирования, дающие ему общее направление, предопределяющие основные тенденции регулирования общественных отношений. Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве. По сфере действия эти принципы принято классифицировать на:

1) общеправовые, свойственные  всем отраслям права; 

2) межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

3) отраслевые, характеризующие  специфику конкретной отрасли; 

4) внутриотраслевые, касающиеся  отдельных институтов.

           Соблюдение принципов права обеспечивает единообразие развития и функционирования правовой системы. К отраслевым принципам социального права относятся:

  • всеобщность;
  • финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.

          Например, принцип защиты граждан от безработицы и их материальное обеспечение при наступлении нетрудоспособности и по достижении определенного возраста состоит в том, что государство берет на себя обязательства перед обществом заботиться о сохранении существующих и создании новых рабочих мест, осуществлять мероприятия по обучению граждан новым профессиям, ограничивать власть работодателя по увольнению работников и в судебном порядке восстанавливать на работе необоснованно уволенных, обеспечивать осуществление денежных выплат лицам, временно не имеющим работы (выходное пособие, пособие по безработице), а также выплат тем, кто в силу возраста либо состояния здоровья не имеет возможности трудиться.

            Кроме общих принципов, специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования. Принцип права не является нормой права. Российские ученые исходят, как правило, из того, что принципы права — это основополагающие начала, выражающие сущность права и раскрывающиеся через совокупность соответствующих законодательных установлений. Принципы социального права раскрывают содержание социальной защиты населения, а гарантии являются условием реализации этих принципов (право на судебную защиту, надзор и контроль над соблюдением законов, социальных прав граждан и т.д.).

         Основополагающие положения социальной политики государства — конституционные принципы социального права — закреплены в Конституции РФ (ст. 2, 7, 37, 38). Другие положения социальной политики государства закреплены в законе и стали правовыми нормами (например, законодательство о вынужденных переселенцах).

           Социально-правовые принципы отличаются от собственно правовых принципов не только по содержанию, но и по форме их выражения, существования.

            Как уже было отмечено, субъекты правоотношений в сфере социальной защиты населения — граждане и государственные органы, которые в соответствии с нормами российского законодательства становятся носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Объект рассматриваемых правоотношений — материальные блага и услуги.       Содержание правоотношений в сфере социальной защиты населения заключается, с одной стороны, в субъективных правах граждан на получение конкретных видов социальной поддержки или социальной помощи, с другой — в обязанности соответствующих государственных органов предоставить социальную поддержку или социальную помощь. Таким образом, рассмотрение правовых форм деятельности социального государства и правового регулирования социальной защиты населения приводит к выводу о том, что эти правовые категории являются определяющими в системе социальной защиты населения России в современный период.

          Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения должны в максимальной степени учитывать отечественный и мировой опыт решения социальных проблем, ориентироваться на восстановление реальных социальных гарантий, действовавших в советский период, на основе выработки конструктивной социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Функционирование социального государства должно быть ориентировано на утверждение принципа социальной справедливости, а правовое регулирование социальной защиты населения — на создание и поддержание достойного уровня жизни во всей полноте его содержания для всех нуждающихся в такой защите категорий населения.

 

    1. Организационная основа социальной защиты.

 

        Организационные основы социальной защиты - управленческие и функциональные учреждения по работе с населением.

         Основными организационно - правовыми формами социальной защиты населения на сегодняшний день являются:

         Пенсионный фонд РФ - это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан. Основной функцией, которого является социальное обеспечение населения.

        Фонд социального страхования представляющий собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.

         Фонды Социального Страхования занимаются обязательным государственным социальным страхованием населения.

         Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических и иных услуг, а также материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

         Социальная помощь- это помощь осуществляемая органами государственной власти, финансируемая из бюджетов разных уровней и предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума.

         Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что понятие социальной защиты населения состоит из следующих аспектов: социальной помощи, социального обеспечения, обязательного государственного социального страхования, социального обслуживания населения.

Все эти аспекты взаимодействуют  между собой и составляют единую систему социальной защиты населения, которая является основой социальной политики государства.

 

2. Анализ деятельности органов  социальной защиты Российской  Федерации.

 

2.1 Деятельность Министерства здравоохранения и социального развития.

 

         Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.

         Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной, включая трансплантацию органов и тканей человека), разработку и реализацию современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, проведение медико-социальной экспертизы, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда1.

Информация о работе Социальная защита населения – направление социальной политики