Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 08:51, реферат
Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.
- Адаптивность – способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Приоритет государственных начал – государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может этого достичь самостоятельно.
- Превентивность мер по социальной защите – прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне для более эффективного их устранения, в частности путём гибкого сочетания платных и бесплатных услуг9.
Объекты социальной защиты
Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:
Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества10. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.
Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.
Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.
В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.
Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.
Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению11.
Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.
Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.
Принципы социальной защитыдекларируются рядом нормативных актов.
Ведущим принципом социальной защиты является социальная справедливость, в соответствии с которой всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии.
Адресность социальной защиты является средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:
Контингент защищаемых людей в законодательной практике ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Адресная помощь нуждающимся предоставляется в соответствии с социальными критериями. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.
Принцип экономической эффективностиориентирует на положительное соотношение затрат на социальную защиту и её социально-экономического эффекта. Объемы социальных расходов должны находиться в таком соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т.д.
На основе принципа комплексного подхода наиболее эффективно решаются задачи поддержки маргинальных слоев населения и стабилизации экономического и социального развития — ведущих целей социальной политики. Комплексность обеспечивается координацией и согласованностью действий субъектов социальной политики, единством целей и направлений их деятельности.
Принцип социального партнерства ориентирован на решение практических социальных проблем государством совместно с бизнесом, общественными организациями, представителями различных уровней и ветвей власти.
Принцип солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп другим.
Принцип адаптивности предполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.
Принцип экономической справедливости заключается в защите всех участников трудовой деятельности за счет поддержания соотношения размера оплаты труда между бюджетными организациями и субъектами рыночных отношений. Этот принцип реализуется в двух формах: справедливого обмена и справедливого распределения. Социальная справедливость предполагает социально-экономическую поддержку тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам (инвалиды, дети, подростки, учащиеся, беременные, многодетные матери и т.д.) или утратил трудоспособность по различным обстоятельствам.
Принцип приоритета государственных начал предполагает, что государство должно выступать гарантом экономического обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно.
Принцип экономической самостоятельности местных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.
Право превентивности мер по социальной защитедает возможность прогнозировать социальные риски на региональном уровне для более эффективного их устранения. Предупреждение социальных рисков осуществляется разными механизмами (например, в случае потери работы — помощь в трудоустройстве). Сочетание платных и бесплатных услуг позволяет удовлетворить широкий спектр социальных потребностей людей13.
Социальное право выделяет ряд субъектов социальной ответственности за качество жизни населения.
Важнейшим субъектом социальной защиты населения является государство, которое разрабатывает и осуществляет социозащитные мероприятия. Оно обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает условия для жизнедеятельности людей, разрабатывает правовую основу социальной защиты и организует работу небюджетных государственных фондов социального страхования.
Общественные организации активно оказывают влияние на повышение социальной защищенности граждан. 49 % некоммерческих организаций относятся к разряду общественных объединений и осуществляют свою деятельность в социальной сфере.
Возрастает роль работодателей в системе социальной защиты населения, что связано с развитием отечественной экономики. Успешные предприятия и фирмы, располагающие значительными финансовыми ресурсами, все активнее предоставляют своим работникам дополнительные социальные блага: оплату отдыха, лечения, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов, питание, оплату транспорта.
Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи. Главным субъектом социальной защиты трудоспособных граждан является человек, реализующий свои потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений14.
Средствами социальной защиты являются:
- нормативные ограничения,
не позволяющие последствиям
рыночных механизмов достичь
социально опасного уровня. Для
этого государство регулирует
минимальный уровень оплаты
- система социальных
- учет результатов комплексного анализа уровня социальных и экономических условий жизни нуждающихся в поддержке групп населения;
- организация пенсионного
обеспечения граждан, в том числе
создание негосударственной
- разработка мероприятий
по материально-бытовому
- создание адресной, дифференцированной
системы поддержки на
- организация и внедрение
новых форм и видов
Структура органов социальной защиты населения15
|
Булочев Роман Сергеевич |
Структура органов социальной защиты населения состоит из следующих элементов:
Для управления, контроля создается единая система исполнительных органов в области социальной защиты, которую образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы.
Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.
На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ (см.: www.rosmintrud.ru).
Руководство системой социального страхования осуществляется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации. Так, в Москве функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан осуществляет столичный Департамент социальной защиты населения (см.: Положение о Департаменте на сайте www.dszn.ru).