Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 08:51, реферат

Описание работы

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.
Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

Файлы: 1 файл

социальная защита населения.docx

— 97.48 Кб (Скачать файл)
  • в Пенсионный фонд — 19 %;
  • в Фонд социального страхования — 3,4 %;
  • в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6 %.

В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

  • минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
  • прожиточный минимум для трудоспособного населения.

Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция зарплаты. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус.

Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения — с одной стороны и государственная поддержка — с другой стороны. На снижение уровня безработицы направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест.

Государство гарантирует безработным:

  • выплату пособий по безработице;
  • содействие в поиске подходящей работы
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах и временную работу.

Пособие по безработице предоставляется из региональных бюджетов, выплачивается в течение года безработицы при условии активного поиска подходящей работы через Центр занятости и равно прожиточному минимуму для данного субъекта Федерации в первые 4 месяца безработицы (позднее оно уменьшается). 

Важным звеном социальной защиты населения являются законодательно обязательные программы трудоустройства, переквалификации и получения жилья, направленные, прежде всего, на молодежь.

Для стимулирования экономической самостоятельности молодежи предлагаются профессиональное обучение или переобучение и социально-психологическая подготовка к вхождению в роль экономически самостоятельных налогоплательщиков. Данная политика приводит не только к снижению численности безработных, но и другим положительным эффектам. Для уменьшения числа безработных активно используются также «политика доходов», кредитно-денежная политика.20

Таким образом, социальная защита осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, специально создаваемых внебюджетных социальных фондов. Комплексный её характер может быть представлен, например, системой мероприятий по социальной защите инвалидов:

Мероприятия по социальной защите инвалидов можно подразделить следующим образом:

  • медико-социальная экспертиза граждан, устанавливающая их инвалидность и рекомендующая меры по устранению или снижению их социальной недостаточности;
  • правовая защита граждан, имеющих инвалидность и общественных объединений инвалидов с помощью законодательства;
  • социальное обеспечение;
  • социальное обслуживание21.

Социальное обслуживание

Одной из ведущих организационно-правовых форм социальной защиты населения является социальное обслуживание. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации22.

Соответствующая отрасль социального права представлена двумя федеральными законами. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 № 195-ФЗ является рамочным, предоставляя общие понятия о содержании, концепции и организации системы социального обслуживания.  ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 №122-ФЗ уточняет, помимо регламентации частных вопросов обслуживания целевой категории лиц, ряд понятий и механизмов социального обслуживания. Существуют также 26 Национальных стандартов социального обслуживания населения. К этим нормативным актам относятся, например, ГОСТ Р 52495-2005  «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения», ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,  ГОСТ Р 52496-2005  «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения», ГОСТ Р 52497-2005  «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52883-2007  «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»23.

Эти нормативы, по сути – технические и не дают основополагающих правовых норм. Они определяют основные требования к объёму, качеству и формам социальных услуг.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам обслуживания, определенным Законом.

В Законе применяются следующие основные понятия (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ):

1) социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от  форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному  обслуживанию населения без образования  юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной  жизненной ситуации, которому в  связи с этим предоставляются  социальные услуги;

3) социальные услуги - действия  по оказанию отдельным категориям  граждан в соответствии с законодательством  Российской Федерации, клиенту социальной  службы помощи, предусмотренной  настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно24.

Социальное обслуживание осуществляется на основании заявления гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

В Конституции РФ нет прямых указаний на социальное обслуживание кроме пояснения, что в Российской Федерации, как в государстве социальном, развивается система социальных служб (ст.7 ч.2). Рассматривая основные принципы социального обслуживания, сформулированные в ст.5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность, то следует отметить, что они  не базируются на гражданском  праве, а вводят определённый  блок норм, имеющих аналогию с  положениями Всеобщей декларации 1948 года, поскольку они представляют  собой права человека, зафиксированные  Декларацией. К таким принципам  относятся доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность. К  сожалению, Закон не расшифровывает  конкретную реализацию этих принципов  в виде статей. Частично их  реализация представлена в статьях 7, 9, 11,12,15 ФЗ «О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов». Так, например, в наибольшей  степени расшифрован принцип  конфиденциальности, которому посвящена  ст. 11 «Конфиденциальность информации». В то же время механизм реализации  принципа доступности весьма  туманен, и прямых указаний на  него нет ни в одной статье  обоих законов. О добровольности  обслуживания говорится в ст. 7, 9, 12, но исключения из этого  правила приведены в ст. 15. Отдельные  моменты реализации принципа  гуманности можно усмотреть в  ст. 7, 12 и некоторых других статьях  ФЗ «О социальном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов», но единый и последовательный  механизм не представлен.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых переданы организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входят организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относят учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами25.

К видам социального обслуживания относятся:

  • Материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
  • Социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
  • Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
  • Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
  • Организация дневного пребывания: в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  • Консультативная помощь: в  учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
  • Реабилитационные услуги: социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах26.

Формы предоставляемых социальными службами услуг определены Государственными стандартами:

  • Материальная помощь (денежные средства, продукты питания, промышленные товары, средства передвижения, специальное оборудование, протезно-ортопедические изделия, медикаменты, топливо и т.д.).
  • Помощь на дому (выполнение хозяйственно-бытовых услуг, присмотр за детьми, медико-социальная помощь и другие услуги).
  • Постоянное обслуживание в условиях стационара (питание, социально-бытовое обеспечение, медико-санитарное обеспечение, медицинская, трудовая реабилитация, организация досуга).
  • Консультативная помощь.
  • Предоставление временного приюта.
  • Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.

Лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу. Специалисты социального учреждения обязаны проверить соответствие параметров жизненной ситуации обратившегося нормативно предписанным требованиям к получателю социальной помощи.

Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению.

Управление социальным обслуживанием населения осуществляют территориальные (региональные и районные) органы социальной защиты населения, которые строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, и религиозными организациями.

Финансирование социального обслуживания осуществляется на бюджетной основе и складывается из:

  • нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня (субъекта федерации или муниципального) в размере не менее 2 % расходной части бюджета;
  • средств из федерального бюджета на выполнение отдельных задач;
  • финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня по реализации областных, городских и районных программ;
  • дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;
  • доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности;
  • благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Информация о работе Социальная защита населения