Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 17:55, реферат
Соблюдение норм социальной защиты работников предприятия на должном уровне позволит предприятию снизить текучесть кадров, участвовать в государственных программах развития, что также будет способствовать повышению эффективности производства, стабилизации социальной ситуации и увеличению прибыли предприятия. Следовательно, взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, конкретных рабочих коллективов (предприятий), семьи и индивида. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Грамотно построенная социальная защита работников в российских компаниях может и должна решать проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой быстро развивающийся бизнес, прежде всего, в сфере управления персоналом.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Социальная защита работников………………………………………….…4
1.1 Социальная защита работников. Понятия, основные положения………4
2. Охрана труда…………………………………………………………….…...9
2.1 Охрана труда. Понятия, основные положения…………………………...9
2.2 Термины охраны труда……………………………………………….…...10
2.3 Охрана труда в России…………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы
Организация – предприятие, учреждение либо другое юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности;
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Рабочая зона – пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность – совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Авария – разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и / или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей (ГОСТ 12.0.006–2002).
Аварийная ситуация – ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009–99).
Безопасное расстояние – наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находиться вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80).
Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а вслучае его возгорания предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей;
Безопасность – состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находиться на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006–2002).
Безопасность производственного оборудования – свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда – состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
2.3 Охрана труда в России
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Федеральная инспекция труда контролирует
выполнение законодательства, всех норм
и правил по охране труда. Государственный
санитарно-эпидемиологический надзор,
осуществляемый органами Министерства
здравоохранения Российской Федерации, проверяет
выполнение предприятиями санитарно-гигиенических
и санитарно-
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т.д.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
– Замечание;
– Выговор;
– Увольнение по соответствующим основаниям.
К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:
– штраф;
– лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;
– исправительные работы;
– лишение свободы на определённый срок.
Правила и инструкции по охране труда.
Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением №80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
Правила по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила – соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий (по должностям, профессиям и видам работ).
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям, отдельным профессиям (менеджеры, электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.).
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
– общие требования безопасности;
– требования безопасности перед началом работы;
– требования безопасности во время работы;
– требования безопасности в аварийных ситуациях;
– требования безопасности по окончании работы.
При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для всех должностей работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешенных на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Организация работы с персоналом по охране труда.
Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и / или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;
изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда.
Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Органы, осуществляющие управление охраной труда:
– Министерство здравоохранения и социального развития.
– Федеральная служба по труду и занятости.
– Московский городской центр условий и охраны труда.
– ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда».
– Ростехнадзор.
– Роспотребнадзор.
– Министерство здравоохранения и социального развития.
– Департаменты охраны труда.
– Государственная академия охраны труда.
– Общероссийский центр охраны труда.
Заключение
Россия еще, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно
сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика
опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и
механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно
экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных
экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны,
потребность и готовность
пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума
тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на
социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ