Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 01:10, контрольная работа
При рабстве, а также в сословном и кастовом обществе люди точно знали свое место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих - религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обществах статус называется приписываемым.
Сложнее дело обстоит в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно это ощущаете это сами и стараетесь вести себя в соответствии со своим социальным положением. Иногда вам помогают ученые, организующие статистический учет населения или выясняющие особенности социальной структуры.
Введение ………………………………………………………...3
1. Возникновение классов. Классы …………………………....4
2. Стратификация современного российского общества …….8
3. Изучение классового сознания: различные подходы …….10
4. «Средний класс» в современной России …………………..12
5. Заключение …………………………………………………..16
6. Список использованной литературы ……………………….17
Социальное дно
Другие исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5); верхний слой (6,5 %); средний слой (21 %); остальные слои (72 %).
3. Изучение классового сознания: различные подходы
Бесчисленные службы изучают классовое сознание: то, что люди думают о классах и классовом разделении. В этих исследованиях используются различные стратегии.
Метод изучения репутаций
« Этот метод направлен на то, чтобы выяснить у респондентов, к каким классам они отнесли бы других людей. Одно из хорошо известных исследований такого типа предпринято Уорнером и Лантом в небольшом городке Ньюбарипорт, штат Массачусетс, США. Были взяты интервью у многих респондентов, чтобы создать картину их взглядов на классовое деление в общностях. Мнения опрошенных соотносились с категориями населения: « люди с деньгами», « бедные, но порядочные люди», «никто». Было идентифицировано шесть социальных классов на основе ответов: высший, средний, низший классы. Каждый еще имел подразделения.
Это подход очень часто используется со времен оригинального исследования Уорнера и его коллег, но может успешно применяться лишь в маленьких общностях. Более того, здесь сливаются два феномена, которые могли бы быть концептуально разделены: класс и классовое сознание. Классовые различия существуют независимо от того, осознаются они или нет.» Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура / Э.Гидденс // Социологические исследования .- 1992, № 9, с. 123
Субъективный метод
Субъективный метод
Первое исследование с использованием этого метода проведено в США ( 1949 г.) Ричардом Сентерсом, который получил материалы опроса по национальной выборке. Сентерс провел исследование избирателей, организованное журналом « Форчун». В его ходе 80 % американцев отнесли себя к среднему классу. Сентерс отмечал, чо респондентам было предложено только три вариантана выбор - «высший класс», «средний класс», «низший класс». Он нашел, что если бы был предложен четвертый - «рабочий класс», то около половины выборки отнесли бы себя к этой категории. Люди были готовы отнести себя к рабочему классу, но очень не хотели самоидентифицироваться с низшим классом. Поскольку ответы, как видно, не соответствовали поставленным вопросам, трудно оценить результаты такого исследования.
Однако недавно (1983) Мэри и Роберт Джекман попытались применить подход Сентерса к изучению классов. Они использовали данные национального обследования позиций американцев, проведенного исследовательским центром Мичиганского университета. Людей спрашивали, к какому классу они себя причисляют: бедному, рабочему, среднему, высшему среднему или высшему. Только 3 % не сумели себя идентифицировать ни с одним из пяти классов. 8 % увидели себя в бедном классе, 37% - в рабочем, 43% - в среднем, 8 % - в высшем среднем и 1% - в высшем. Это был высокий уровень самоидентификации, связанный с занятиями опрошенных. Например, руководители бизнеса, доктора и юристы почти единодушно отнесли себя к высшему или высшему среднему классу. В этих исследованиях не обнаружено значительных различий между белыми и черными.
Образы классовой структуры
Третий подход к изучению
классового сознания направлен на исследование
образов классовой структуры. Такое
исследование информативнее, чем предыдущее,
поскольку лучше показывает, что
люди думают о природе и источниках
социального неравенства. Например,
существуют типы позиций и взглядов
, в которых даже не используется
слово «класс» как таковое, и
классовое сознание не выражено. Так,
иногда отрицают существование классов
в целом представители высшего
и высшего среднего классов. Мы можем
оценить это социологически как
самовыражение классового сознания.
Люди, занимающие такие классовые
позиции, имеют тенденцию
С другой стороны, представители низших уровней классовой структуры склонны более часто видеть стратификацию в терминах противопоставления - «мы» и «они». «Они» - это люди, обладающие авторитетом, - официальные лица, боссы и менеджеры. «Мы» - это объекты управления авторитетов в обычных условиях работы или ситуации относительного безвластия.
В 60-х годах Дэвид Локвуд провел классическое обсуждение вопроса об образах класса. Он полагал, что на образы классовой структуры сильно влияют конкретные обстоятельства, в которых люди живут. Общности, городские и соседские, производственное окружение прямо воздействуют на видение классовой системы. Дискуссия Локвуда касалась рабочего класса, при это выделял он три главных типа образов у рабочего класса.
Пролетарский традиционализм
- первый тип - характеризует взгляды
групп, живущих в промышленных общностях,
которые относительно изолированы
и где люди работают, будучи тесно
скооперированы. В таких общностях
особенно ощущается классовая
Почтительный традиционализм
- второй тип - характеризует группы
рабочего класса , живущие в более
разнообразных общностях и
Позиции «частных» рабочих
- третий тип - отличаются от приведенных
двух типов взглядов. Они живут
не так, как в старых общностях
рабочего класса, и характеризуются
«индивидуалистическими»
В большинстве исследований Локвуда обнаружено, что три типа образов класса не столь четко очерчены, как предполагал он.
4. « Средний класс » в современной России
Средний класс как предмет интереса власти и общества
Российский средний класс
постепенно становится категорией массового
сознания. Его проблемы активно обсуждаются
в обществе, ему посвящены многочисленные
публикации прессы. Виртуальному среднему
классу вменяются определенные стандарты
потребления ( например, к нему относят
всех, кто имеет автомобиль, кто
отдыхает за границей, кто расплачивается
пластиковыми картами и т.д.). Его
хоронят, как это делалось в публикациях
осени 1998 года, или воскрешают, как
в статьях, появившихся полгода
спустя. Он внушает надежды, когда
рассматривается как оплот
Средний класс, воспринимаемый как порождение российских реформ, вызывает время от времени повышенное внимание со стороны властных структур. Однако это периодически возникающий интерес не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса. Так, Комитетом по экономической реформе Правительства РФ задача формирования российского среднего класса была поставлена в качестве приоритетной на 1998 год. Между тем, разразившийся в том же году финансовый кризис нанес чрезвычайно чувствительный удар как раз по тем группам населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Сейчас интерес со стороны властных структур вновь обострился в связи со « Стратегией развития страны до 2010 года» ( Программа Г.Грефа), в соответствие с которой на средний класс перекладывается значительная часть социальных расходов.
Средний класс как предмет анализа
Не удивительно, что средний класс стал предметом пристального анализа специалистов. Отдельным проблемам его формирования и функционирования посвящено более 250 публикаций. К настоящему времени, однако, еще не выработано какое-либо единое конвенциальное понимание того, кто сегодня составляет средний класс в России. Выделяются несколько тем, в отношении которых ведутся наиболее острые и длительные дискуссии. Первая дискуссионная тема касается проблем происхождения среднего класса в России и его судьбы в процессе реформ. Здесь можно выделить следующие точки зрения.
1.Средний класс существовал в СССР, но вследствие реформ он размывается. Многие авторы показывают, что в Советском Союзе сложился прототип среднего класса, так называемая прослойка народной интеллигенции, составляющая около трети населения и включающая в себя низшие и средние слои партноменклатуры, « белые воротнички», служащих с высшим образованием, офицерство. Здесь можно привести мнение М. Чешкова, согласно которому в обществе « реального социализма » средние слои существовали в развитом и полном объеме. В ходе реформ у большинства представителей этих групп, в основном получающих фиксированные доходы из государственного бюджета, уровень жизни и социальной значимости снизились. Вследствие реформ, таким образом, средний класс стал исчезать. Начавшиеся реформы не только не усилили средние слои, но более того, уничтожили их, превращая представителей советского среднего класса в маргиналов и пауперов.
2. Средний класс появился
вследствие реформ как их
3. Средний класс существовал
и существует всегда, поскольку
любое общество структурно
4.Средний класс не
Во вторую дискуссионную тему, касающуюся среднего класса входит круг проблем, связанных с определением его состава. Здесь можно выделить следующие позиции:
- российский средний класс
- не единая группа, а совокупность
разрозненных социальных групп;
- внутри среднего класса
как единой социальной
Основными обсуждаемыми методологическими
вопросами являются два : каковы критерии
выделения среднего класса и каковы
его функции в
Состав среднего класса в России можно количественно оценить на уровне около 30 % населения страны. В большинстве же экономически развитых государств доля среднего класса превышает половину населения страны, что является и целью для нашей страны.
Нельзя и отметить и того, что на основе только официальных данных объективную характеристику состава среднего класса в России получить нельзя по следующим причинам:
- во-первых, далеко не
все доходы граждан
- во-вторых, существует целая
(и довольно значительная) категория
людей, которые, не имея
Информация о работе Социально классовая структура Российской Федерации