Социально- правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Содержание работы

• Введение
o 1. История становления социальной защиты инвалидов
o 1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории
o 1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов
o 2. Правовое положение инвалидов в РФ
o 2.1 Порядок установления инвалидности
o 2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
o 3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов
o 3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
o 3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
o 3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
o Список литературы

Файлы: 1 файл

соц-правов. защита инвалидов.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

Особенность работы Центра заключается в том, что объектами становятся молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, которые несмотря на наличие у них заболеваний, повлекших за собой ограничение жизненных функций, желают и в принципе могут трудиться по той или иной специальности и в будущем самостоятельно обеспечивать для себя достаточный уровень жизни в современном обществе. Основная задача Центра - профессиональная образовательная специализация, дающая на выходе квалифицированного молодого рабочего, владеющего в совершенстве своей, может быть даже не одной профессией и способного трудиться по приобретенной специальности в любых условиях - на производстве, в сфере индивидуального предпринимательства и даже в домашних условиях.

Поэтому те профессии, которые мы предлагаем сегодня для профессиональной реабилитации, являются универсальными в вопросах трудоустройства и согласованы с областной службой занятости населения, как пользующиеся спросом на организованном рынке труда и одновременно пригодные для осуществления самозанятости.

Калужский территориальный центр профессиональной реабилитация инвалидов осуществляет свою деятельность на основе ряда законодательных актов Российской Федерации, в их числе одним из основных является федеральный закон "О остальной защите инвалидов в РОССИЙСКОЙ Федерации".

Во исполнение данного Закона (ст.9) в Центре создана и функционирует модульная структура, которая не имеет аналогов среди образовательных учреждений для инвалидов.

Модульная структура Центра состоит из следующих блоков:

административного, экономики и финансов, профессионального обучения, социальной реабилитации, детской реабилитации, хозяйственного обеспечения. Штатные нормативы Центра при полном объеме деятельности - 216 единиц, а действующее на сегодняшний день штатное расписание Центра насчитывает 106 сотрудников, которые непосредственно осуществляют реализацию мероприятий по профессиональной ориентации и профреабилитации, обслуживают и обучают 130 учащихся.

Полностью на сегодняшний день выполняют свои функции все блоки, за исключением блока детской реабилитации, создание которого предусмотрено Уставом Центра, Этот блок должен работать с детьми дошкольного и школьного возраста на дому, в семье ребёнка с ограниченными возможностями, обеспечивая обучение таких детей по адаптированным и специализированным программам трудового обучения в форме надомного и базового обучения с целью профориентации и начальной профреабилитации. Работа этого блока должна компенсировать те недостатки школьного надомного обучения, в ходе которого ребенок с ограниченными возможностями лишен реальной возможности заниматься творческим развитием личности, трудовым обучением и общественно полезным трудом. В этой работе планировалось привлечь существующую систему надомного социального обслуживания в районах области к работе с детьми, где Центр выполнял бы функции методического обеспечения и разработки учебных планов и программ, а затем становился бы проводником таких детей по жизни, вплоть до содействия в получении профессионального образования любого уровня и их дальнейшего трудового и социального устройства.

Нет сегодня в нашей стране понимания великой важности такого мониторинга инвалида с его рождения до достижения осознанной самостоятельности - социальной, финансовой, жизненной. Многих детей, как активных членов человеческого сообщества мы теряем только потому, что никто не смог в начале подсказать и помочь семье больного ребенка пути и способы борьбы с болезнью, никто не поддержал его в развитии тех способностей и возможностей, которые в будущем стали бы основой для приобретения того или иного образования, профессии, умений и навыков.

Однако, к сожалению, создание этого блока пока невозможно по финансовым причинам.

Продолжается реализация мероприятий по социальной и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями по их адаптации к трудовой деятельности, на что направлена сейчас деятельность открытого с сентября 2001 года курса адаптации, который предоставляет специальную подготовительную программу для выпускников коррекционных образовательных интернатов, не готовых к полноценной профессиональной реабилитации. Предусмотренные в разработанной специалистами Центра специальной учебной программе занятия по социально - бытовой ориентации создают чувство уверенности в повседневной жизни, учат принимать правильные и быстрые решения в окружающей обстановке. Навыки оказания первой медицинской помощи и адекватной оценки собственного самочувствия дают реабилитанту возможность преодоления факторов имеющегося у него заболевания и коррекции состояния здоровья.

Особое место в курсе адаптации занимает отделение выбора профессии. Данный проект является результатом выполнения межгосударственной программы, действовавшей в течение 10 лет между Министерством труда и социального развития России и Министерством труда и социальной политики Федеративной республики Германии. Отделение выбора профессии представляет из себя высокотехнологичную и современно оборудованную структуру с квалифицированными кадрами, подготовленными в Германии, позволяющую с высокой степенью достоверности определить профессиональную пригодность человека с ограниченными возможностями к обучению и трудовой деятельности по целому ряду профессий. Самым важным элементом на данном курсе являются занятия, которые предусматривают начальное ознакомление реабилитантов со всеми профессиями Центра, проведение пробных профессиональных тестов и учебных тренировок. В холе занятий мастер производственного обучения может оценить возможности и перспективы каждого из реабилитантов в отношении своей профессии и обоснованно дать заключение на профессиональную пригодность того или иного ребенка. Такое заключение мастера становится, наряду с желаниями и интересами реабилитанта, впоследствии основанием для перехода на основной курс профессиональной реабилитации. Предложение о создании отделения выбора профессии в КТЦПРИ активно поддержано руководством ФСЗН по Калужской области, что, несомненно, позволяет надеяться на успешную работу по данному проекту.

Работа отделения выбора профессии в КТЦПРП базируется на основе опыта работы Центра реабилитации инвалидов "Фольмарштайн" земля Северный Рейн - Вестфалия, который предоставил Центру многочисленные методические материалы.

Профессиональная реабилитация осуществляется в Центре на основе государственных стандартов начального профессионального образования. КТЦПРИ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по следующим специальностям:

обувщик по ремонту обуви;

заготовщик верха обуви;

слесарь-ремонтник сложной бытовой техники;

слесарь-ремонтник швейного оборудования;

вязальщица трикотажных изделий и полотна;

оператор швейного оборудования (швея);

изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы);

художник (роспись по дереву).

Выпускникам присваиваются соответствующие разряды и выдается государственное Свидетельство о получении начального профессионального образования.

Среди задач, стоящих перед Центром в деятельности по профессиональному обучению следует назвать не только осуществление образовательных программ для молодёжи но и переобучение и переподготовку лиц с ограниченными возможностями, ранее имевших профессию, а также повышение квалификации работающих инвалидов и переподготовку граждан по направлению центров занятости населения по договорам.

Особое значение Центр должен занять в формируемой государственной службе реабилитации в вопросах практического выполнения индивидуальных программ реабилитации.

В 1997 году в рамках дальнейшего развития Центра была создана и успешно работает еще одна структура - учебно-производственная группа постпрофессионально. И реабилитации и контрактных работ, в которую зачисляются выпускники основного курса профессионального обучения, получившие хорошие знания, умения и навыки по выбранной профессии. Они могут самостоятельно работать, однако вопросы их социального устройства по той или иной причине не решены.

Итогом работы всех служб Центра с реабилитантом является его трудоустройство и обеспечение занятости. Учитывая то, что все специальности, обучение по которым осуществляется в Центре, позволяют работать в любых условиях, трудоустройство проводится преимущественно путем самозанятости. Ряд выпускников трудоустраивается через службу занятости. По имеющейся информации, трудоустраиваются в течение года после окончания обучения в той или иной форме до 60% выпускников, в том числе более двух третей - по полученной специальности.

Часть реабилитантов остаются проживать в учреждениях социальной защиты, где работают по специальности в домах-интернатах.

Трудоустройство выпускников могло бы быть значительно лучше при наличии системы квотирования рабочих мест, которая в Калужской области отсутствует.

Центр активно сотрудничает с областной и городской службами занятости населения. Имеется программа долгосрочного сотрудничества КТЦ ПРИ с ФСЗН по Калужской области. Центр включен во все базы данных городских и районных служб области, принимает и консультирует по направлениям службы занятости инвалидов по вопросам возможного первичного профессионального обучения и переобучения. В первоочередном порядке производится подбор рабочих мест для выпускников КТЦ ПРИ. В планах этого сотрудничества предусмотрено создание в КТЦ ПРИ за счет средств службы занятости двух современных рабочих мест для психолога - профконсультанта городского ЦЗН и психолога Центра и комнаты психологического воздействия. Особая необходимость в таких рабочих местах оправдана, во-первых, тем, что за КТЦ ПРИ па постоянной основе закреплен профконсультант-психолог городского I [ЗН, работающий в наших стенах с реабилитантами 5-7 дней в месяц, а, во-вторых, необходимостью проведения ежедневного коррекционного психологического воздействия на учащихся по плану работы педагога - психолога Центра, В - долгосрочную программу сотрудничества включены вопросы помощи Центру со стороны службы занятости, оказание финансовой и методической поддержки для создания и развития учебной базы с целью открытия новых перспективных направлений реабилитации, а также оборудование индивидуальных рабочих мест для выпускников. К сожалению, реализация программы сотрудничества на сегодняшний день затруднена из-за проблем с финансированием служб занятости.

Будущее Центра видится и в координации деятельности общественных и государственных предприятий, организаций, фондов в вопросах профессиональной подготовки, социальной, медицинской и трудовой реабилитации молодых инвалидов, консультативной деятельности с оказанием юридической, практической, методической и технической помощи в данных вопросах с тем, чтобы Центр стал действительно средоточием многих проблем, связанных с инвалидностью детей и подростков.

Совершенно необходимым является дальнейшее развитие блока социальной реабилитации. Пока специалисты этого подразделения работают в основном с учащимися Центра и обеспечивают проведение культурно - просветительской работы с учащимися, организацию общения и досуга реабилитантов, проведение физкультурно-оздоровительной работы, спортивно-массовых мероприятий, создание базы для развития инваспорта в регионе. В ходе развития учреждения данный блок должен расширить сферу приложения своих усилий и распространить их равно как на учащихся, так и на тех детей, которые через год - два, возможно, придут на курс реабилитации. С этой целью будут использованы создающиеся во многих муниципальных образованиях области базы данных, с помощью которых будут поддерживаться каналы прямого информирования людей с ограниченными возможностями о мероприятиях и акциях, проводимых в рамках Центра с целью привлечения их к активному участию. ' Большую роль блок социальной реабилитации играет в решении вопросов связи Центра с культурно - досуговой и спортивной инфраструктурой города. Благодаря таким связям. Центр активно сотрудничает с Калужской областной филармонией, драмтеатром, ТЮЗом, кинотеатрами Калуги по бесплатному посещению этих учреждений культуры учащимися Центра, а также с областной библиотекой для слепых им. Островского. План работы блока социальной реабилитации предусматривает проведение не менее одного мероприятия в неделю, к подготовке которых подключаются не только его сотрудники, по и мастера производственного обучения и, конечно, учащиеся.

Имея сегодня в своем коллективе специалиста по физической культуре с высшим образованием и специализацией но лечебной физкультуре. Центр получает серьезные результаты от программ физкультурной и спортивной реабилитации. Спортсмены-инвалиды неоднократно занимали призовые места в городских и областных соревнованиях инвалидов, принимали участие во Всероссийской спартакиаде учащихся образовательных учреждений Минтруда России в Ессентуках. В целом занятия лечебной физкультурой и спортом неотделимы от общего реабилитационного процесса, в котором улучшение общего состояния здоровья реабилитанта становится залогом успешного профессионального обучения.

В этом контексте особое внимание уделяется деятельности медицинской службы, которая имеет в своем составе заместителя директора по медицине, врача - терапевта, врача - психоневролога, группу медсестер с круглосуточным режимом работы, диетсестру, физиотерапевта. Центр успешно реализует задачу медицинского мониторинга на всех этапах проведения реабилитационных мероприятий.

Протезирование, лечение, проведение консультаций проходит в сотрудничестве с медицинскими учреждениями города и области. Центр имеет лицензию на право медицинской и фармацевтической деятельности.

С целью контроля за реабилитационным процессом в Центре разработана и внедрена Индивидуальная динамическая карта реабилитации, которая позволяет на базе современных компьютерных технологий вести учет всех назначений и мероприятий в отношении реабилитанта, контролировать их выполнение и результат проведенных реабилитационных мероприятий. Разработка технологии ведения Карты была позаимствована из опыта работы Центра реабилитации инвалидов в городе Уписала (111веция), в котором работали специалисты Центра в рамках программы сотрудничества департамента социальной политики Калужской области и шведского Агентства международного сотрудничества и развития СИДА.

В ходе реализации этой программы международного сотрудничества в сфере социальной политики Центр представил в 2000 году на рассмотрение руководства СИДА проект организации модульных систем профессионального образования, который был одобрен и принят к финансированию и исполнению в период 2000 - 2001 г. За это время в рамках проекта Центр получил современную компьютерную и множительную технику для осуществления редакционно-издательской и полиграфической работы по изготовлению учебных модульных материалов. Специалисты и педагоги центра прошли обучение под руководством ведущих специалистов ЮН РСКО по вопросам модульных образовательных систем. Применение модульного образования в процессе профессионального обучения инвалидов имеет очень большие перспективы, потому что позволяет полностью индивидуализировать обучение в соответствии со степенью ограничений каждого реабилитанта, и значительно улучшить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов. Уже в 2001 - 2002 учебном году будет подготовлено более 30 модульных учебных единиц по 4 профессиям профессионального блока и 2 предметам курса адаптации.

Информация о работе Социально- правовая защита инвалидов