Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:02, реферат
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
• Введение
o 1. История становления социальной защиты инвалидов
o 1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории
o 1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов
o 2. Правовое положение инвалидов в РФ
o 2.1 Порядок установления инвалидности
o 2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
o 3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов
o 3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
o 3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
o 3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
o Список литературы
Данная программа не единственный международный проект, в котором участвует КТЦПРИ. В 1999 г. с помощью Министерства труда и социального развития началось очень перспективное сотрудничество с представительством Министерства иностранных дел Италии в России. За основу этой совместной работы был взят предложенный Центром проект по созданию нового учебного отделения в блоке профессиональной реабилитации по обучению профессии "Оператор ЭВМ" со специализацией "Компьютерное макетирование полиграфических изданий". Итальянской стороной были осуществлены поставки 2 мощных - графических станций фирмы, проведено обучение специалистов. Однако, к сожалению, до настоящего времени развитие этого исключительно интересного проекта не получило своего продолжения. А, между тем, данная профессия представляла бы для молодого инвалида неограниченные возможности как в форме трудовой деятельности, так и в плане востребованности на рынке труда. Да и овладение современными компьютерными технологиями должно уже занять достойное место среди людей с ограниченными возможностями, расширяя тем самым другие, новые - информационные, образовательные и культурные возможности для людей, не избалованных вниманием к себе.
Производственное обучение и производственная практика учащихся обеспечена в хозрасчетных учебно-производственных мастерских Центра.
Из года в год возрастают объёмы оказания услуг населению по ремонту обуви, стабильно идет реализация сувениров и уникальных художественных изделий из лозы и дерева, растут объёмы услуг по вязанию трикотажных изделий по индивидуальным заказам. Несмотря на трудности, общий объем реализации продукции и услуг учебно-производственных мастерских за 1999 год составил более 40 тысяч рублей. Дальнейшее обеспечение программ профессиональной реабилитация Центра сегодня, к сожалению, возложено на плечи самого Центра-, и дальнейшего роста его учебного производства. Центр ставит задачу не допустить перебоев в обеспечении учебно-производственной деятельности материалами и сырьем, обеспечить собственные потребности в производимой продукции и оказать максимальную помощь учреждениям социальной защиты области в обеспечении их швейными и трикотажными изделиями, услугами по ремонту холодильного оборудования и швейных машин и так далее.
К сожалению, уровень финансирования и решения проблем профессиональной реабилитации инвалидов молодого возраста сегодня не отвечает никаким, даже самым минимальным требованиям. Говоря в этом плане о Центре, следует признать, что имеющаяся в его распоряжении материальная база не предоставляет учащемуся - инвалиду соответствующую нормативам среду обитания, не выполняются санитарные нормы по жилым и производственным помещениям. Ждет реализации проект надстройки 2-х этажей над существующей пристройкой к основному зданию центра, требует решения вопрос проектирования нового учебного корпуса и вспомогательных помещений.
До 1995 года в этом образовательном учреждении обучалось до 50 процентов иногородних граждан. В последние годы, в связи с целым рядом причин, в том числе и финансовых, прекратился набор инвалидов из других регионов. Перед Центром встала насущная необходимость социального, бытового устройства и профессионального обучения выпускников специальных коррекционных учреждений Калужской области. Ситуатщя в области, да и по России в целом, складывается так, что существующая система профтехобразования не в состоянии обеспечить сирот ни питанием, ни общежитием, ни необходимым медицинским обслуживанием, ни специальными адаптированными учебными программами. Поэтому Калужский Центр профессиональной реабилитации оказался практически единственным учреждением начального профессионального образования, ни общежитием, ни необходимым медицинским обслуживанием, ни специальными адаптированными учебными программами. Поэтому Калужский Центр профессиональной реабилитации оказался практически единственным учреждением начального профессионального образования, способным социально защитить детей-сирот с ограниченными возможностями. Это стало возможным лишь благодаря тому, что Центр работает на областном финансировании под руководством департамента социальной политики, и пока способен обеспечить детей - сирот всеми льготами, предусмотренными законодательством. Однако основным условием зачисления в центр было, сеть и остается наличие установленной инвалидности, как медико-социального статуса, а основной задачей по окончании курса реабилитации является признание в установленном порядке через органы медико-социальной экспертизы выпускника - реабилитанта трудоспособным.
Анализируя работу Центра, мы видим, что для обеспечения большего процента в трудоустройстве выпускников Центра, необходимо расширить перечень профессий, получаемых учениками - добавить такие востребованные на рынке труда специальности, как оператор ЭВМ, программист и др. А в связи с тем, что Центр рассчитан всего на 130 мест, то он не удовлетворяет потребности всех инвалидов, нуждающихся в получении профессионального обучения, поэтому возникает необходимость в его расширении. В целом деятельность Центра актуальна в сложившихся социально - экономических условиях, так как инвалиды, получая профессию, адаптируются в обществе, становятся её полноценными членами и значительно улучшают свое материальное положение благодаря трудоустройству.
3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец" (КГООИ "Муромец") зарегистрирована 9 февраля 2001 года. На 1 мая 2001 г. в организации насчитывается 35 членов.
КГООИ "Муромец" образована в целях защиты прав и законных интересов инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов и достижения иных целей, указанных в Уставе организации.
В г. Калуге насчитывается только инвалидов-колясочников более 200 человек, а есть еще и инвалиды других групп. Фактически эти люди исключены из общественной и политической жизни. Государственные программы, призванные отвечать интересам инвалидов, составлялись таким образом, чтобы опекать инвалидов и способствовать их зависимости и изоляции вместо того, чтобы содействовать независимости и интеграции в общество.
Экономическая нестабильность в стране усугубила положение инвалидов. Для большинства из них, чтобы включиться в активную жизнь общества, приходится преодолевать множество физических и психологических барьеров. Для многих инвалидов общественный транспорт бывает недоступен, а часто им невозможно просто выбраться из дома. Инвалиды сталкиваются с барьерами, стоящими перед возможностью получить работу и образование. Из-за того, что организации мало работают в интересах своих членов, инвалиды мало вовлекаются в деятельность этих организаций, не могут общаться со старшими и более опытными людьми, которые могут послужить для молодых инвалидов ролевыми моделями и наставниками. В силу этих факторов инвалиды страдают от изоляции, низкой. самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им участвовать в жизни общества, учиться, работать, создавать семью и иметь возможность жить так, как они хотят.
А ведь человек с инвалидностью имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества. Чтобы это осуществить, необходимо создать условия, выравнивающие ограниченные, в результате травмы или заболевания, возможности. Ведь инвалидность - это проблема неравных возможностей. Если бы были сервисные службы, которым человек, имеющий инвалидность мог делегировать свои ограниченные возможности, он стал бы равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.
Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец" не может решить все проблемы всех инвалидов, но для членов своей организации в области решения этих проблем предлагает следующие пути:
Создание условий и оказание помощи для трудоустройства.
Здесь необходима индивидуальная работа с членами КГООИ "Муромец":
выяснение наличия профессиональных навыков;
степени работоспособности и обучения в получении новых трудовых навыков;
Создание собственного производства.
Для реализации задач, решаемых организацией, необходимы материальные и финансовые ресурсы. Для их получения необходимо создавать собственные производства, чтобы не быть зависимыми от настроений благотворителей. Кроме того, это дополнительные рабочие места для инвалидов, членов организации. К таким производствам можно отнести:
организация производства по выращиванию грибов;
изготовление изделий из глины, в том числе гончарных, из дерева, из металла; организация и работа на сети кабельного телевидения, как средство общения и рабочие места инвалидам (консьержи, обслуживающий персонал); организация производства изделий из пенополистирола.
3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
Центр социальной реабилитации с ограниченными возможностями "Доброта" был создан в 1995 году.
Нормативным документом, регламентирующим деятельность Центра "Доброта", является Примерная положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденное приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря 1994 года №249.
Правовой базой создания Центра является Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", подписанный Президентом Российской Федерации 10 декабря 1995 года, №195. В статье 14 которого указано, что социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, а организационной формой социального обслуживания являются соответствующие учреждения и предприятия независимо от форм собственности (статья 17), входящие в систему социальных служб (статья 4).
Основными задачами Центра являются:
выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризованной базы данных о таких детях и подростках;
изучение совместно с консультативно-
разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
обеспечение реализации указанных программ и координации в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии. (11)
Приказ №249 установил ответственность общества перед ребенком-инвалидом и его родителями, регламентируя механизм реализации процесса социализации ребенка. Открытие реабилитационного Центра "Доброта" предоставило родителям возможность не прятать ребенка от общества, оставить ребенка дома, не отдавать в интернат или в детский дом.
Приказ №249 узаконил: "Каждый ребенок имеет право жить в семье, а семья имеет право на помощь".
В 1995 году, на момент открытия, в Центре "Доброта" была следующая структура:
служба социальной и психологической помощи;
служба культуры и творчества.
Для планирования видов деятельности специалистов Центра "Доброта",
предшествует работа специалистов по социальной работе, службы социальной и психологической помощи, по систематизации и описанию категории детей-инвалидов.
Собрана картотека детей-инвалидов города Калуги, проживающих в семьях со следующими параметрами: пол, возраст, состав семьи, характер обучения, заболевание.
Работа со специальными учетными формами позволяет описать всю совокупность детей-инвалидов.
Центр по специфике работы является научно-исследовательским учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует в каждом отдельном случае, и в деятельности специалистов в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится просто формальной.
Обобщенные данные свидетельствуют о преобладании мальчиков по сравнению с девочками (приложение 2, диаграмма 2).
Характерные для мальчиков формы эмоционального реагирования и социального взаимодействия, жизненные и профессиональные ценности этой значительной части выборки являются отправными точками в анализе запросов, проблем и ожиданий рассматриваемой категории.
Разбивка по возрасту детей с ограниченными возможностями представлена неравномерно. Примерно половина всей совокупности составляют дети в возрасте от 8 до 14 лет. Дети раннего возраста составляют менее 10% (от рождения до 3-х лет), это говорит о проблеме раннего выявления отклонений в развитии детей. И как следствие этого отсутствие системы помощи, детям в раннем возрасте.
Диаграмма возрастного состава детей с ограниченными возможностями помогает определить основные направления работы специалистов Центра "Доброта". Диаграмма 2.1 отражает необходимость организации оздоровительного отдыха детей во время каникул, и организации дополнительных культурно-досуговых мероприятий в это время. Исследование подчеркивает необходимость расширения функционирования специалистов в области профориентации, так как возрастная группа детей старше 15 лет составляет 34,1%.
Анализ статистических результатов показал, что по составу семьи обследуемых детей-инвалидов, более чем в половине процентов случаев выходцы из неполных семей (приложение 2, диаграмма 2.2).
В рамках общей социальной политики по отношению к этой мало защищенной категории населения интересен вопрос о том, является ли инвалидность причиной распада семьи, либо дети-инвалиды во многом следствие неполных семей? Состав семьи определяет приоритетные направления работы специалиста по социальной работе с семьей.