Социальное обслуживание пожилых лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
неудовлетворенность кризисных слоев населения;
материальным положением;
востребованность обществом новой социальной политики;
проблемность развития системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поддержка и защита граждан пожилого возраста…………………...5
1.1. Социальная защита пожилых людей. Предпосылки и пути развития……………………………………………………………………………5
1.2. Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми……………………………………………………………………………..8
1.3. Отражение социальных проблем лиц пожилого возраста в государственной социальной политике………………………………………..12
Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли……………………………………………………………17
2.1. Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения……………………………………………………..17
2.2. Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации…………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

- -

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Поддержка и защита граждан пожилого возраста…………………...5

1.1. Социальная защита пожилых людей. Предпосылки и пути развития……………………………………………………………………………5

1.2. Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми……………………………………………………………………………..8

1.3. Отражение социальных проблем лиц пожилого возраста в государственной социальной политике………………………………………..12

Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли……………………………………………………………17

2.1. Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения……………………………………………………..17

2.2. Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации…………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………...26

Список литературы…………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последнее десятилетие  двадцатого века ознаменовалось новыми подходами к решению вопросов психологической адаптации и бытовой помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите. Особо уязвимой частью населения являются люди преклонного возраста. Их положение усугубляется еще и тем, что изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения в адаптации к новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы. Доход пожилых людей значительно ниже среднего, а потребности в обслуживании гораздо выше. Когда они живут отдельно от семей или одиноко, а это случается, к сожалению, часто, им бывает трудно справиться с одиночеством, недомоганием, часть из них не может содержать на должном санитарном уровне жилье, нуждается в посторонней помощи.

В последние годы быстрыми темпами увеличивается число  одиноких и одиноко проживающих  граждан указанной категории  и возможности удовлетворения их потребностей по вышеперечисленным  параметрам на основе внутрисемейного обслуживания все более ограничиваются. Это происходит из-за высокой занятости трудоспособного населения, а также развивающегося процесса ослабления семейных связей, обособления младшего поколения от старшего.

Все это послужило  основанием для поиска новых форм организации социально-бытового обслуживания нетрудоспособных граждан наряду с существующей системой помещения их в дома-интернаты. Такие формы социального обслуживания, включая медицинскую, бытовую, досуговую, психологическую и другие виды помощи представляют центры социального обслуживания граждан пожилого возраста. Основная цель деятельности этих учреждений сводится к тому, чтобы поддержать нормальный уровень жизнедеятельности подопечных, пока еще не нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а имеющих психические и физические возможности сохранять, при периодической помощи работников центра, связь с внешним миром, свое здоровье и оптимальные условия существования.

Основные положения  развития новых служб закреплены в Федеральном Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995года N195-Федеральный Закон. Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:

  • неудовлетворенность кризисных слоев населения;
  • материальным положением;
  • востребованность обществом новой социальной политики;
  • проблемность развития системы социального обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Поддержка и защита граждан пожилого возраста.

1.1. Социальная защита пожилых людей.

Предпосылки и пути развития

В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) лица в возрасте от 60 до 74 лет  относятся к категории пожилых  людей, от 75 до 89 лет - старых, а 90 лет  и старше - долгожителей. Процент  пожилых людей в нашей стране велик.

На практике пожилыми людьми обычно считают ушедших на пенсию. Однако это мерило не может  быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различный. Женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране они имеют право получать пенсию по старосте с 55 лет, тогда как мужчины - с 60 лет. Законом «О пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрены различия в пенсионном возрасте и для разных социально-профессиональных групп. В подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.

Однако для социального  работника, работающего с пожилыми людьми, имеет значение целый ряд  факторов социального и психологического плана, связанных с образом и  уровнем жизни этой категории людей, их положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями. Таким образом, необходимость индивидуального подхода в работе с пожилыми людьми очевидна.

На Земле с каждым годом становится все больше и  больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 20%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Надо признать, что  совместные усилия различных ведомств позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и  достаточно успешно проводить в  жизнь политику в отношении пожилых.

1999 год был объявлен  ООН как год пожилых людей,  что является признанием людей,  вступивших в период "золотой  осени", а также показателем  необходимости улучшения социальной, медицинской и других видов  помощи престарелым гражданам  со стороны общества.

Следует также признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается  в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в  России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

Социальная защита пожилых  и престарелых граждан на современном  уровне осуществляется по трем основным направлениям:

  • социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ);
  • социальное обслуживание;
  • организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется  на государственном (федеральном) и  региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень  социальной защиты обеспечивает гарантированное  предоставление законодательно установленных  пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и  социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие, несвойственные для нее задачи.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и  создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный  переход от всеобщей распределительной  системы к смешенной системе  пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы финансирования пенсий.

В долгосрочной перспективе  в качестве альтернативы действующей  распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного  обеспечения, которая включает в себя:

  • государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
  • государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных страховых взносов.

Развитие ситуации с  пенсионным обеспечением за время, прошедшее  с момента одобрения Правительством Российской Федерации реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело к необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

 

1.2. Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения  в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан указанной категории, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Следует признать, что  правотворчество государства в  области социального обслуживания развивается в последнее время  довольно интенсивно. Важной вехой  в формировании системы социального  обеспечения явилось принятие Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года.

По степени концентрации законодательного материала данный Закон можно рассматривать как  нормативный акт кодификационного значения.

Он отличается актуальностью  нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой. Что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.

Этот Закон, по существу, является базовым для института  социального обслуживания, двух наиболее слабо социально защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов. Указанный Закон закрепляет следующие формы социального обеспечения этих категорий граждан:

  • стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
  • полу стационарное социальное обслуживание;
  • социально-медицинское обслуживание на дому;
  • срочное социальное обслуживание.

Указанные акты носят  программный характер и отражают основные принципы государственной  политики в области социального  обслуживания. Их реализация требует принятия специальных нормативных актов, направленных на социальную поддержку и защиту малообеспеченных слоев населения, расширение видов их социального обслуживания.

Государство гарантирует  гражданам пожилого возраста возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Создаются отделения  социальной помощи на дому для осуществления  постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию. Отделение создаются для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 пенсионеров - в городской местности и возглавляется заведующим отделением, назначенным директором Центра.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых лиц