Социальное обслуживание пожилых лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
неудовлетворенность кризисных слоев населения;
материальным положением;
востребованность обществом новой социальной политики;
проблемность развития системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поддержка и защита граждан пожилого возраста…………………...5
1.1. Социальная защита пожилых людей. Предпосылки и пути развития……………………………………………………………………………5
1.2. Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми……………………………………………………………………………..8
1.3. Отражение социальных проблем лиц пожилого возраста в государственной социальной политике………………………………………..12
Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли……………………………………………………………17
2.1. Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения……………………………………………………..17
2.2. Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации…………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Направлениями деятельности отделения являются:

  • выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому;
  • оказание социально-бытовой помощи пенсионерам на дому;
  • содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленным действующим законодательством.

К основным социально-бытовым  услугам, оказываемым отделением, относятся:

  • доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
  • оплата жилья, коммунальных и других услуг;
  • сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
  • содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;
  • организация предоставления пенсионерам различных услуг учреждениями и предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений и тому подобное;
  • содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;
  • помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
  • содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких и умерших.

Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

Сегодня каждый пятый  житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей  потребности населения - одна из важнейших  задач государства в период становления  социально- ориентированной рыночной экономики.

 

1.3. Отражение социальных проблем лиц пожилого возраста в государственной социальной политике

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской  сферы, так и вопросы социального  и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "мало мобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

Структурная перестройка  общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

Средняя продолжительность  жизни - величина переменная, свидетельствующая  об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя  продолжительность жизни является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

Первая половина 90-х  годов ознаменовалась в Российской Федерации резким падением средней продолжительности жизни населения.

Несомненно, влияние резкого  ухудшения условий труда и  жизни для многих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось на пенсионерах.

Главная трудность заключается  в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также  и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства, как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых  людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что  привело к тому, что старшее  поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей страны, когда  средняя продолжительность жизни  женщин примерно на 12 лет больше, чем  у мужчин, пожилая семья, чаще всего  заканчивается женским одиночеством.

Хронические заболевания снижают  возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но объективное  положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.

Социальная политика по отношению  к престарелым гражданам, как  и социальная политика нашего государства  в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства  в современных условиях состоит  в переносе центра тяжести при  осуществлении социальной защиты пожилых  и старых людей непосредственно  на места. Социальная защита на ближайший период предоставляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

Анализируя накопленный опыт работы по социальной поддержке граждан  за последние годы можно констатировать следующее.

Принимаемые Правительством РФ в течение ряда лет меры по социальной поддержке граждан позволили  сформировать устойчивую, гарантированную  систему социальной защиты населения, имеющую целенаправленный, адресный характер.

В современных социально-экономических условиях, к сожалению, постоянно снижается жизненный уровень "экономически неактивной части населения". Проводимая Правительством РФ социально ориентированная политика позволяет сохранять в стране необходимую социальную стабильность.

К пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ, инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время, Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности  престарелых граждан в системе  социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

Почти во всех центрах  социального обслуживания функционируют  отделения срочного социального  обслуживания.

Система социального обслуживания пожилых людей - одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики. Существующие законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального

обслуживания и повышение  их роли

2.1. Деятельность Центров социального обслуживания.

 Постановка проблем  и пути их решения

Анализ положения граждан пожилого возраста свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенной категорией населения, нуждающейся в особом внимании и социальной защите со стороны государства.

В связи с этим, главной  задачей учреждений социальной защиты, особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание активного  образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой  и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности.

Нестационарные формы  социального обслуживания созданы  для оказания социальной помощи и  обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них  домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.

Эта форма социального  обслуживания впервые была организована в 1987 году и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания в ЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

Отделения социального  обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным  перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень гарантирует  предоставление следующих услуг:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
  • помощь в приготовлении пищи;
  • покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
  • содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
  • содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
  • обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
  • содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальной профилактическими учреждениями;
  • содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • оказание психологической помощи;
  • посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
  • содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых лиц