Социальное обслуживание пожилых лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем, связанных с развитием системы социального обслуживания предопределена следующими факторами:
неудовлетворенность кризисных слоев населения;
материальным положением;
востребованность обществом новой социальной политики;
проблемность развития системы социального обслуживания.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Поддержка и защита граждан пожилого возраста…………………...5
1.1. Социальная защита пожилых людей. Предпосылки и пути развития……………………………………………………………………………5
1.2. Законодательные акты, используемые в работе с пожилыми людьми……………………………………………………………………………..8
1.3. Отражение социальных проблем лиц пожилого возраста в государственной социальной политике………………………………………..12
Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли……………………………………………………………17
2.1. Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения……………………………………………………..17
2.2. Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации…………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В трудное время для нашей страны работа социальных служб должна сводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально-бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи (выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовные потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной категории населения являются для них крайне необходимым.

Исходя из опыта работы ЦСО, хотелось бы проанализировать трудности в работе отделения социального обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.

Как правило, пригодность  к работе с пожилыми гражданами и  инвалидами на дому, прежде всего, определяется выносливостью и физической силой  социального работника. Это объясняется  тем, что деятельность работника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками.

По последним нормативным  документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании  или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.

Перечень продуктов, которые  заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников.

Данную проблему можно  было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах:

  • в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только 10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.
  • в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра.

Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка любого центра социального обслуживания. Главная  задача - обеспечение общения пожилых людей, обеспечение их активного образа жизни, адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как вид полу стационарного социального обслуживания он включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организацию их питания и отдыха.

Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания.

Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих  пенсионеров, сразу создают атмосферу  доброжелательности и расположения.

В каждом центре тщательно  продуманно оформление, интерьер создает  домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнь, как самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут ознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведении мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии, посвященные работе ОДП.

Администрация центра, в  лице его директора, знакомится с  группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных  видах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП.

После этого обслуживаемым  предлагают посетить медицинский кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет артериальное давление, рассказывает о различных  медицинских препаратах, применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствия оказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующим вопросам.

Для желающих посещать зал  лечебной физкультуры медицинская  сестра проводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначении различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться физическими упражнениями, необходимыми для восстановления утраченного здоровья вследствие перенесенных операций или стрессовых ситуаций.

Особую благодарность  пенсионеры высказывают за организацию горячего питания в центрах. Для посещающих отделение дневного пребывания, вывешивается меню-калькуляция с указанием веса порций, стоимости блюда и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств, для пенсионеров формируются дополнительные продуктовые наборы, а по праздничным датам сотрудники отделения стараются сделать эти обеды действительно праздничными.

В условиях резкого взлета цен и обеднения населения, в  особо тяжелом положении оказались пенсионеры.

Для лиц, попавших в экстремальные  условия и остро нуждающихся  в натуральной или вещевой  помощи, при центрах открыты Отделения  срочного социального обслуживания (ОССО).

Отделения срочного социального  обслуживания на сегодняшний день являются одним из незаменимых видов помощи в структуре ЦСО. Чаще всего развернуто одно ОССО на центр, но возможно его открытие и в филиалах, и в специально выделенных для этих целей помещениях, особенно, если центр обслуживает население большой территории.

Основными направлениями деятельности отделений срочной помощи являются:

  • оказание вещевой помощи (одежда, обувь, постельное белье и тому подобное);
  • оказание продуктовой помощи (наборы продуктов или талоны на бесплатное питание);
  • оказание гуманитарной помощи;
  • оказание психологической помощи;
  • проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.

Важное значение приобретает  для пенсионеров психологическая  помощь и общение, участие в культмассовых  мероприятиях, трудовой и кружковой  деятельности.

В это трудное время как никогда необходимо внимательное, чуткое и доброжелательное отношение ко всем пожилым и нетрудоспособным гражданам, посещающим центры социального обслуживания.

В связи с вышеизложенным, видно, что благодарность и признание  со стороны подопечных зависит, прежде всего, от руководителя центра, от его умения и желания правильно построить свою работу, от его успешного взаимодействия с благотворительными и общественными организациями.

 

2.2. Методы в подходе к работе социальных служб.

Предложения и возможности их реализации

Социальное обслуживание должно быть доступно всем без исключения пожилым людям. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить проведение адекватных мероприятий  не только по обеспечению пожилых  людей гарантированными социальными услугами, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.

Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, одинокие матери и т.д.) в нестационарных формах развивается в сложных  условиях, в первую очередь, в связи с недостаточным ее финансированием. Положение усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки, а также тем, что органы социальной защиты населения на местах все в большей степени вынуждены брать на себя несвойственные им функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан.

Однако, несмотря на все  трудности в целом удалось  не только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере расширить ее.

Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом, так и в организационном планах.

Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная  концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов, многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания социальной помощи.

Налаживается обеспечение  компьютерами и другой вычислительной техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам социального  обслуживания компьютеры практически  не выделяются в централизованном порядке  Минсоцзащиты России причина в основном сводится к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем более отдельные семьи, старыми методами нереально.

Если еще год назад  в центрах социального обслуживания велись журналы с записью желающих устроиться на должность социального работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто бывает обслуживать своего подопечного. В аналогичном положении находится и административно-хозяйственный персонал ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др.

В этой системе еще  довольно многое не совершенно. Но можно с уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у  пожилого человека не возникло чувство  отчужденности, ненужности. И этого  можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Несмотря на сложившуюся  ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой  степени способствует профессиональная подготовка кадров.

В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста  социальной работы.

Все это свидетельствует  о том, что процесс становления  социальной работы как науки и  учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников стоит отметить следующие:

1. Более тесная связь  обучения выпускников с их  будущей профессиональной деятельностью.  Ведь специфика теории и методики  социальной работы как научной  и учебной дисциплины состоит  в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка социальных  работников, которая наряду с  получением общих знаний и  умений предусматривает и узкую  специализацию с учетом объектов  и направлений социальной работы (организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.

3. Расширение географии  подготовки социальных работников.

4. Обновление существующих  программ, создание новых, подготовка  учебников и учебных пособий  по учебным дисциплинам, предусмотренным  обновленным Государственным стандартом.

5. Подготовка социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невозможно.

6. Получение, хранение  и распространение социальной  информации.

Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту  профессию.

Как в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы необходимо, прежде всего (не игнорируя все полезное и ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России.

Системе социального  обслуживания необходимы соответствующее материально-техническое обеспечение и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

При рассмотрении функций  основных структурных подразделений  ЦСО можно сказать о том, что  со временем сеть центров социального обслуживания будет более разнообразной, чем сейчас. Но, несомненно, что какие-то учреждения этого типа будут играть главенствующую роль в административном округе и нести универсальные функции. Такие учреждения можно условно назвать окружными, головными, базовыми и т.п. Они должны иметь в своем составе весь набор структурных подразделений по социальному обслуживанию населения округа и заниматься организационно-методической работой. Все же остальные центры муниципальных округов могут быть узкопрофильными, иметь неполный набор структурных подразделений (в зависимости от потребностей населения) и в функциональном плане подчиняться окружному центру.

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых лиц