Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа
Впервые социальное партнерство как институт общей части трудового права получил прямое и полноценное законодательное закрепление в основном трудовом законе Российской Федерации – ТК РФ[1]. В нем выделен специальный разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», включающий 33 статьи, объединенные в 7 глав.
Введение……………………………………………………………..
3
1. Понятие и признаки социального партнерства……………..
5
2. Система социального партнерства и его формы……………
6
3. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения)………………………………………………………...
9
4. Ответственность сторон социального партнерства………...
11
Заключение………………………………………………………….
14
Список использованных источников и литературы…………..
18
18
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Российский государственный
гуманитарный университет»в г. Великий Новгород
Направление 080200 «Менеджмент» |
ГУСЯКОВА ДАРЬЯ ГЕОРГИЕВНА
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Контрольная работа по дисциплине «Основы социального государства»
студентки 1-го курса заочного отделения группы 1112 с
|
Проверил: к.и.н., доцент
|
______________ Е.А. Макарова |
«_____»_____________________ 2012
|
Великий Новгород 2012
Введение………………………………………………………… | 3 |
|
|
1. Понятие и признаки социального партнерства…………….. | 5 |
|
|
2. Система социального партнерства и его формы…………… | 6 |
|
|
3. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения)……………………………………………… | 9 |
|
|
4. Ответственность сторон социального партнерства………... | 11 |
|
|
Заключение…………………………………………………… | 14 |
Список использованных источников и литературы………….. | 18 |
Введение
Впервые социальное партнерство как институт общей части трудового права получил прямое и полноценное законодательное закрепление в основном трудовом законе Российской Федерации – ТК РФ[1]. В нем выделен специальный разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», включающий 33 статьи, объединенные в 7 глав.
По существу институт социального партнерства начал формироваться после отмены крепостного права с переходом России в конце XIX в. к рыночной экономике. Зачатки социального партнерства и законодательное его признание можно увязать с принятием таких законов Российской империи, как Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной и Устав о промышленном труде.
В Устав о промышленности в 1906 г. были внесены дополнения в виде гл. III «Об обществах», включающей отделение первое «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий», т.е. правила как для профессиональных обществ работников, так и работодателей (ст. 46–66 Устава).
КЗоТ РСФСР 1922 г., принятый в период введения новой экономической политики, допускавшей частное предпринимательство, предусматривал социальный диалог между профсоюзами как представителями работников и нанимателями, на основе которого в процессе коллективных переговоров заключались коллективные договоры, устанавливающие условия труда на конкретном предприятии (в организации).
Однако с конца 30-х гг. XX в. практика заключения коллективных трудовых договоров приобрела формальный характер, поскольку их содержание определялось не сторонами трудовых отношений, а государством как генеральным работодателем путем разработки и утверждения типовых (примерных) коллективных договоров[2].
Лишь в 90-х гг. XX в., когда был взят курс на развитие рыночной экономики, по инициативе профессиональных союзов и при поддержке государства стал формироваться механизм социального партнерства.
Раздел II ТК РФ «Социальное партнерство в сфере труда» знаменует новый этап в развитии законодательства о социальном партнерстве, для которого характерно комплексное правовое регулирование, охватывающее все стороны социально-партнерских отношений с учетом исторически накопленного опыта и традиций, сформировавшихся на различных этапах российской государственности (от дореволюционной Российской империи до Российской Федерации наших дней).
В данном разделе ТК РФ впервые даны официальные определения основных понятий, характеризующих социальное партнерство как специфическую категорию и самостоятельный институт общей части трудового права, содержание которых будет рассмотрено далее. В нем также урегулированы процедурные вопросы, определяющие взаимоотношения между участниками (субъектами) социально-партнерских отношений: порядок ведения коллективных переговоров, урегулирование разногласий, возникающих в ходе этих переговоров, порядок разработки проекта коллективного договора или соглашения, их заключения, осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения, а также ответственность сторон социального партнерства, в частности за уклонение от участия в коллективных переговорах и за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Именно социальному партнерству, как институту трудового права, его сущности, формам и содержанию посвящена данная работа.
1. Понятие и принципы социального партнерства
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Основными принципами социального партнерства являются:
1) равноправие сторон; 2) уважение и учет интересов сторон;
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; 6) полномочность представителей сторон;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
2. Система социального партнерства и его формы
Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.
Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
3. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения)
Заключение коллективного договора, соглашения и их подписание являются начальным моментом действия достигнутых сторонами договоренностей. Чтобы эти договоренности не остались на бумаге, а обеспечили решение проблем, являющихся предметом взаимных обязательств сторон в области регулирования социально-трудовых отношений, ТК РФ предусматривает организацию контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.
В соответствии со ст. 51 ТК РФ осуществление контроля за выполнением достигнутых договоренностей, оформленных коллективным договором, соглашением, возлагается прежде всего на стороны социального партнерства, их представителей, интересы которых по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отражены в этих договорных правовых актах.