Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа
Впервые социальное партнерство как институт общей части трудового права получил прямое и полноценное законодательное закрепление в основном трудовом законе Российской Федерации – ТК РФ[1]. В нем выделен специальный разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», включающий 33 статьи, объединенные в 7 глав.
Введение……………………………………………………………..
3
1. Понятие и признаки социального партнерства……………..
5
2. Система социального партнерства и его формы……………
6
3. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения)………………………………………………………...
9
4. Ответственность сторон социального партнерства………...
11
Заключение………………………………………………………….
14
Список использованных источников и литературы…………..
18
При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Но поскольку заинтересованным участником социального партнерства, особенно на уровне Российской Федерации и ее субъектов, являются и органы государственной власти, то контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений возложен на соответствующие органы – от Министерства труда и социального развития РФ до органов по труду, действующих на уровне муниципальных образований[3].
В частности, формой такого контроля является государственная регистрация коллективного договора, соглашения (ст. 50 ТК РФ).
Представители работодателя (работодателей) должны в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить их на уведомительную регистрацию в орган по труду соответствующего уровня.
Контроль органов по труду имеет правовой характер и направлен на обеспечение законности заключенных коллективных договоров, соглашений. При осуществлении их регистрации орган по труду прежде всего выявляет условия, которые могут ухудшить положение работников по сравнению с условиями, определенными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При выявлении таких условий орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда для принятия необходимых мер по приведению содержания этих правовых актов социального партнерства в соответствие с трудовым законодательством. Выявленные при регистрации условия, ухудшающие положение работников, считаются недействительными и не подлежат применению.
Но нужно иметь в виду, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, вступают в силу и подлежат применению со дня подписания коллективного договора, соглашения либо со дня, установленного этими договорными правовыми актами.
4. Ответственность сторон социального партнерства
Учитывая значение и роль социального партнерства как фактора, обеспечивающего согласование интересов работников и работодателей и социальный мир в их взаимоотношениях, законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за правонарушения, совершаемые в этой системе общественных отношений.
В ст. 54 и 55 ТК РФ, имеющих отсылочный характер, указаны составы правонарушений в сфере социального партнерства, круг лиц, представляющих работодателей и работников, виновных в совершении этих правонарушений, а также меры правовой ответственности, которые могут быть применены к этим лицам.
В данных статьях предусмотрено, что подвергаются штрафу в размере и порядке, который установлен федеральным законом:
1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;
2) лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;
3) лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.
Федеральным законом, который предусматривает применение штрафа к лицам за указанные правонарушения, является КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г.
Помимо составов правонарушений, предусмотренных ст. 54, 55 ТК РФ, КоАП РФ устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с коллективными трудовыми спорами. К таким правонарушениям относятся:
1) уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (конференции);
2) невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры;
3) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
Во всех перечисленных случаях орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с их подведомственностью, имеет право при установлении факта совершения правонарушения в сфере социально-партнерских отношений применить административные наказания, предусмотренные ТК РФ и КоАП РФ.
К числу органов и лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся судьи, федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда в лице главного государственного инспектора труда РФ, его заместителей, главного государственного правового инспектора труда РФ, главного государственного инспектора РФ по охране труда и других должностных лиц, указанных в ст. 23.12 КоАП РФ[4].
Размер штрафа как меры административного наказания за правонарушения в сфере социально-партнерских отношений устанавливается в зависимости от вида административного правонарушения, но не может превышать размера, установленного за соответствующий вид правонарушения. Наибольший размер штрафа (от 30 до 50 МРОТ) установлен за такие административные правонарушения, как необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения и нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Установление административной ответственности за нарушение или невыполнение правовых норм, регулирующих сферу социально-партнерских отношений, предоставляет возможность для превращения социального партнерства в действенный инструмент согласования экономических и социальных интересов сторон в бесконфликтном порядке и в рамках процедур, установленных законодательством. Тем самым созданы предпосылки к реализации одного из важнейших принципов социального партнерства – равноправия сторон, а также соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (ст. 24 ТК РФ)[5].
В заключение хотелось бы отметить то что анализ международного опыта показывает, что состояние социального партнерства соответствует уровню развития всех сфер общественной жизни.
В сфере экономики такой основой служат:
— многообразие форм собственности при доминирующей роли, незыблемости и неприкосновенности частной собственности;
— современное состояние производительных сил, базирующихся на передовой технологии;
— насыщение рынка товарами и услугами;
— участие наемных работников в делах фирмы, в распределении доходов через акции и другие ценные бумаги.
Хотелось бы подчеркнуть то что партнерские отношения в обществе возможны лишь при условии социальной ориентации рыночной экономики, когда “бал правит” не жажда прибыли любой ценой, а удовлетворение потребностей общества, обеспечение высокого уровня благосостояния его членов. Другими словами, должен быть достигнут такой уровень жизни, при котором большинству людей было бы что терять в случае резкого обострения социально-политической ситуации, угрозы социального взрыва.
В социальной сфере базой партнерских отношении служит такое состояние общества, которое принято называть гражданским. При таком состоянии человек, его благополучие, социальный комфорт являются главными критериями общественного развития. Государство не стоит над обществом, а служит ему.
Политическую основу социального партнерства представляют развитые формы демократии. Диктаторские или авторитарные режимы по определению не могут обеспечивать партнерских отношений.
При демократических формах правления декларируются и гарантируются основные права и свободы личности в соответствии с международными нормами. Государство носит правовой характер, четко и строго, определены сферы его компетенции, характер воздействия на жизнь общества, личности.
Духовный, социально-психологический аспект отношений партнерства состоит в том, что в массовом сознании, психологии общества доминирующую роль занимает образ не “классового врага”, а заботливого хозяина, вникающего в нужды своих работников, оказывающего им помощь. В повседневной жизни, через средства массовой информации активно проводится мысль о том, что личное благополучие каждого зависит от успеха фирмы. Создана система, стимулирующая сотрудников к такому участию в делах, которое вело бы к процветанию организации.
Не последнюю роль в развитии партнерства непосредственно на уровне предприятия, фирмы, организации играет система человеческих отношений, ее гуманизация.
Совокупное действие указанных факторов социального партнерства придает обществу в развитых странах качественно новое состояние, характеризуемое прежде всего социальной устойчивостью, общественно-политической стабильностью. Партнерские отношения не избавляют общество от острых и сложнейших проблем, но являются одним из путей их разрешения.
Если же говорить о России, на мой взгляд следует отметить то, что она только начала свой путь к рынку, который оказался для нее крайне противоречивым и мучительным. Тяжелое наследие прошлого, масштабность и сложность проводимых реформ, допущенные на начальном этапе крупные ошибки стали причинами глубочайшего кризиса, охватившего все сферы российского общества. Преодоление этого кризиса с настоятельной необходимостью ставит вопрос о формировании общенационального согласия, установлении партнерских отношений между различными общественными силами. Этой нарождающейся тенденции, выступающей пока как историческая необходимость, предстоит преодолеть социальное, политическое противостояние. Оно носит объективный характер. Россия в очередной раз находится на крутом историческом переломе. Вновь в повестку дня поставлены вопросы о выборе пути развития, о власти, о собственности. История учит, что всякий раз, когда эти вопросы вставали перед обществом, оно оказывалось расколотым. Ожидание, что раскол будет легко преодолен, а на смену ему придет согласие и партнерство, как показали события, не оправдалось.
Сложившаяся ситуация побуждает государственные и общественные структуры, политиков и ученых искать пути и способы преодоления кризисных явлений, добиваться присущими им формами и методами интеграции и политической стабилизации российского общества через установление паритетных, партнерских отношений.
Между тем деятельность субъектов партнерских отношений, несмотря на декларируемые терпимость к чужому мнению и уважение иной гражданской позиции во взаимоотношениях друг с другом, во многом; затруднена остротой возникающих разногласий. Само существование больших групп населения с разными интересами в обществе и на производстве уже предполагает определенные противоречия между ними. Зачастую эти противоречия вызываются полярными подходами к решению насущных проблем, конфронтационными заявлениями лидеров и диаметрально противоположными акциями общественных объединений. Нередко верх берут политические амбиции, неумение и нежелание понять другую точку зрения. Во многом это происходит из-за отсутствия навыков политического диалога, политической культуры. Все это сдерживает эффективное формирование деловых партнерских отношений, препятствует достижению согласованных совместных действий, обусловливает усиление конфронтации, не способствует стабилизации обстановки в стране. На мой взгляд, в сегодняшней сложной российской ситуации требуется добрая воля, конструктивные встречные усилия всех социальных партнеров в обществе, их энергичные действия, направленные на решение жизненно важных проблем, затрагивающих интересы больших групп населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литература
1. Общая социология.: Учебное пособие / Под. Общей ред. проф.А.Г. Эфендиева. -М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 654 – 667.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. . Социология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики. 2000. - С. 432 – 433.
3. Хохлова Т.П. Организационное поведение: учебное пособие – М.: Экономистъ, 2005. – С. 167.
4. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2005. – С. 727.
5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. М., 2004.
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002.
2. Адреса Интернет-ресурсов