Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:12, диссертация
Социальное партнерство— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.
Академия Труда и Социальных Отношений
Доклад на тему: ”Социальное партнерство в сфере труда”
Выполнил :.
Факультет : Мировой Экономики,
Финансов и Страхования.
Специальность : Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
4 курс, 1 группа
Москва 2013
Понятие, система и формы социального партнерства
Социальное партнерство— система
взаимоотношений между
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Социальное партнерство в
Целью социального партнерства
признается согласование интересов
работников и работодателей, т.е. принятие
решений, которые в равной степени
учитывают необходимость
Система социального партнерства включает несколько уровней:
федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальный уровень, устанавливающий
конкретные взаимные обязательства
в сфере труда между
Социальное партнерство
Ведение коллективных переговоров
по подготовке проектов коллективных
договоров, соглашений и их заключению
— это реализация работниками
в лице их представителей и работодателями
права на осуществление коллективно-
Осуществление на федеральном, региональном,
территориальном уровнях в
Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).
Кроме указанных форм, учитывая сложившуюся
практику, возможно создание на паритетных
началах постоянно действующих
совещательных, координирующих органов,
рассмотрение и учет работодателями
и органами государственной власти
предложений профсоюзных
Основные принципы социального партнерства и их характеристика
Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.
Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.
Уважение и учет интересов сторон.
Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
Содействие государства в
Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.
Полномочность представителей сторон (представители сторон обязаны иметь письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение переговоров и подписание соглашений).
Свобода выбора при обсуждении вопросов,
входящих в сферу труда (содержание
и структура договоров
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров).
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть при влечена к ответственности).
Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (все коллективные договоры и соглашения обладают юридической силой, за их неисполнение предусматривается юридическая ответственность).
Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляется сторонами).
Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений (предусмотрена в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ).
Представители работников и работодателей как социальные партнеры
Главными субъектами социального партнерства являются работники и работодатели в лице своих представителей.
Согласно ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве выступают профессиональные союзы и их объединения, различные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении
коллективных переговоров о заключении
и об изменении соглашений, разрешении
коллективных трудовых споров по поводу
заключения или изменения соглашений,
осуществлении контроля за их выполнением,
а также при формировании и
осуществлении деятельности комиссий
по регулированию социально-
Работники, состоящие в профсоюзе,
имеют право уполномочить орган
первичной профсоюзной
При отсутствии в организации первичной
профсоюзной организации, а также
при наличии профсоюзной
В соответствии со ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель-индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров,
заключении или изменении соглашений,
разрешении коллективных трудовых споров
по поводу их заключения или изменения,
а также при формировании и
осуществлении деятельности комиссий
по регулированию социально-
Объединение работодателей — некоммерческая
организация, объединяющая на добровольной
основе работодателей для
Представлять работодателей в
лице государственных и
Органами социального