Социальное партнерство в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:12, диссертация

Описание работы

Социальное партнерство— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Файлы: 1 файл

Академия Труда и Социальных Отношений.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

 

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей  отрасли, в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с  выборным органом первичной профсоюзной  организации, объединяющей работников данного работодателя.

 

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной  организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители  сторон соглашения обязаны принимать  участие в указанных консультациях.

 

Порядок опубликования заключенных  на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения  о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования  иных соглашений определяется их сторонами.

 

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися  участниками указанных переговоров.

 

Если в ходе коллективных переговоров  не принято согласованное решение  по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся предложения  сторон для устранения причин этих разногласий и указывается срок возобновления переговоров. Затем  в течение трех дней сторонами  из своего состава создается рабочая  комиссия, разрешающая спор путем  применения установленных законом  примирительных процедур.

 

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного  договора, соглашения, имеют гарантии и компенсации. Так, они освобождаются  от основной работы с сохранением  среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более  трех месяцев.

 

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено  коллективным договором, соглашением.

 

Представители работников, участвующие  в коллективных переговорах, на период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты  дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением  случаев расторжения трудового  договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ предусмотрено увольнение с работы.

 

Соглашение подписывается представителями  сторон. Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию  в соответствующий орган по труду.

 

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

 

Представители сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах  по заключению, изменению коллективного  договора, соглашения или неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и  порядке, установленных федеральным  законом.

 

Лица, виновные в непредставлении  информации, необходимой для ведения  коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, определенных законом.

 

Так, к дисциплинарной ответственности  привлекаются лица, в трудовые обязанности  которых входит соблюдение трудового  законодательства, в том числе  законодательства о коллективных договорах  и соглашениях. На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, налагаются дисциплинарные взыскания  в соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ. Освобожденные  от основной работы выборные члены  профсоюзных органов, совершившие  подобные правонарушения, привлекаются к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным  органом). Право наложения дисциплинарного  взыскания в таких случаях  принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым  выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям  вышестоящих профсоюзных органов.

 

К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением  или ненадлежащим исполнением коллективного  договора, соглашения.

 

Кроме того, если нарушены нормы по охране труда, включенные в коллективный договор, соглашение, то за это может  последовать применение мер уголовной  ответственности при наличии  в действиях (бездействии) лица признаков  преступления.

 

К административной ответственности  привлекаются указанные в законе лица, нарушения которых признаются административным проступком и наказываются в соответствии с КоАП РФ. В настоящее  время предусмотрена ответственность  за следующие правонарушения.

 

В соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ за уклонение  от участия в переговорах о  заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) привлекаются работодатель или  лица, его представляющие.

 

В ст. 5.28 КоАП предусмотрена административная ответственность работодателя или  его представителя за нарушение  установленного законом срока проведения переговоров, а также за необеспечение  работы комиссии по заключению коллективного  договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

 

В соответствии со ст. 5.29 КоАП РФ административное наказание за непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  договора, соглашения несет работодатель или лицо, его представляющее. При  этом в КоАП РФ содержится указание на нарушение срока, установленного законом для предоставления информации.

 

В соответствии с КоАП РФ необоснованный отказ от заключения коллективного  договора, соглашения может повлечь  административное наказание только для работодателя или лица, его  представляющего (ст. 5.30 КоАП РФ).

 

По КоАП РФ (ст. 5.31) нарушение или  невыполнение обязательств по коллективному  договору, соглашению влечет наложение  административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее (но не на лиц, представляющих работников).

 

Вопрос о различиях в субъектах  административной ответственности, имеющих  место в ТК РФ и КоАП Рф, следует  разрешать в пользу приоритета административного, а не трудового законодательства.

 

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными нормами, рассматривают Федеральная инспекция  труда и подведомственные ей государственные  инспекции труда.

 

Участие работников в управлении организацией

Участие работников, их представителей в управлении организацией закреплено в ст. 52 ТК РФ. Такое взаимодействие работников и (или) их представителей с  работодателем возможно только на уровне организации.

 

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

 

учет мнения представительного  органа работников в случаях, предусмотренных  действующим законодательством, коллективным договором;

 

проведение представительными  органами работников консультаций с  работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

 

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим  интересы работников;

 

обсуждение с работодателем  вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

 

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

 

иные формы, определенные законом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным  нормативным актом организации.

 

Представители работников имеют право  получать от работодателя информацию по вопросам:

 

реорганизации или ликвидации организации;

 

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий  труда работников;

 

профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и т.д.

 

Представители работников также имеют  право вносить по этим вопросам в  органы управления организацией соответствующие  предложения и участвовать в  заседаниях указанных органов при  их рассмотрении.

 

Изучая сущность социального  партнерства мы приходим к выводу, что оно является особым типом  социально-трудовых отношений, характеризующих  экономические, психологические и  правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

В условиях российской современной  действительности вопрос социального  партнерства в сфере труда  стоит наиболее остро. Очень важно, чтобы не смотря на финансовый кризис, социальное партнерство и далее развивалось в нашей стране, так как несет в себе гарантию прав работодателя и работника.

Первым и необходимым  условием осуществления социального  партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском  смысле, субъектов трудовых отношений, т.е. профессиональных организаций  и работников, и работодателей (предпринимателей). А так же незримое участие государства  как третьей стороны.

В работе мы раскрыли понятие социального партнерства, принципы формы и уровни. А так  же проследили развитие социального  партнерства в Российской




Информация о работе Социальное партнерство в сфере труда