Социальное партнерство за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования контрольной работы является проанализировать социальное партнерство в Российской Федерации и за рубежом.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1.Дать понятие социального партнерства и выявить его субъекты.
2.Определить систему социального партнерства и его формы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социальное партнерство, его понятие, система и формы
1.1 Понятие социального партнерства и его субъекты
1.2 Система социального партнерства и его формы
Глава 2. Социальное партнерство за рубежом
2.1 Международно-правовое регулирование социального партнерства
2.2 Модели социального партнерства в зарубежных странах
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

соц парт контр раб.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Социальное партнерство, его понятие, система и формы

1.1 Понятие социального партнерства и его субъекты

1.2 Система социального  партнерства и его формы

Глава 2. Социальное партнерство за рубежом

2.1 Международно-правовое  регулирование социального партнерства

2.2 Модели социального партнерства в зарубежных странах

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

В России сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.

Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства.

Таким образом, в Трудовой Кодекс Российской Федерации впервые включается раздел II «Социальное партнерство в сфере труда», который содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству.

Хотелось бы обратить внимание, что именно в ТК РФ впервые было закреплено понятие «социальное партнерство». Это, несомненно, должно поднять значимость социально - трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (далее МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально - трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.

В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально - трудовой сфере.

Целью исследования контрольной работы является проанализировать социальное партнерство в Российской Федерации и за рубежом.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1.Дать понятие социального  партнерства и выявить его  субъекты.

2.Определить систему социального  партнерства и его формы.

В данной работе использовались источники, представленные в списке литературы.

Глава 1. Социальное партнерство, его понятие, система и формы

1.1 Понятие социального партнерства и его субъекты

Идеология социального партнерства формировалась в годы Первой мировой войны и должна была стать противовесом учения о классовой борьбе, возникшего в середине XIX века и притязавшего на интенсификацию социальных конфликтов. Основатели идеологии социального партнерства, опираясь на этику Л. Фейербаха, на идеи Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля и Э. Бернштейна, на концепции либерального реформизма (М. Вирт, О. Михаэлис и др.), усматривали в солидарности классов решающую форму социального взаимодействия и реформирования индустриального общества.

Что же такое «социальное партнерство»? Социальное партнерство - это путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности МОТ, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально - экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства.

Данное определение «социальное партнерство» не дает четкого понятия о данном термине, поскольку не только профсоюзные организации могут быть представителями работников. В статье 31 ТК РФ предусматривается избирание работниками иного (непрофсоюзного) представителя (представительного органа) в следующих случаях:

когда работники не объединены в какие - либо первичные профсоюзные организации;

когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя;

когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Из этого можно сделать вывод, что данное определение не может в полной мере ответить на вопрос, что такое социальное партнерство.

Наиболее полные и точные понятия социального партнерства, представлены авторами Смоленским М. Б., Мажинской Н. Г. Они говорят о том, что социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально - трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально - экономического и политического развития.

Социальное партнерство появилось благодаря развитию трудовых отношений и регулирует социально - трудовую сферу жизни работников и работодателей. В этой сфере всегда будут возникать и развиваться конфликты и конфликтные ситуации, которые по мере их неразрешения, будут приносить лишь дополнительные неудобства в развитии трудовых отношений между работником и работодателем. Для преодоления этой проблемы государство должно регулировать отношения между ними путем принятия различных законов и соглашений для гармоничного социально - экономического и политического развития трудовых отношений в стране.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что из двух представленных понятий социального партнерства, в полной мере ответить на вопрос, может лишь второе понятие авторов Смоленского М. Б. и Мажинской Н. Г., поскольку оно говорит о том, где зарождается социальное партнерство и ради чего заключаются различные соглашения и договоры.

В социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений.

К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:

. Со стороны работников:

профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;

общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;

полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;

многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно - демократической ориентации, появившиеся в результате применения СКТ.

. Со стороны работодателей:

директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;

собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;

общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.

. Со стороны государства:

общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;

государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры и особыми методами решения спорных вопросов.

Государство же в социальном партнерстве через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально - трудовых отношений, а точнее управления ими.

1.2 Система социального  партнерства и его формы

Согласно статье 26 ТК РФ система социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительство РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонним комиссии по регулированию социально-трудовых отношении, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Социальное партнерство может осуществляться в формах:

) коллективных переговоров  по подготовке проектов коллективных  договоров, соглашению и их заключению;

) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных  непосредственно связанных с  ними отношений, обеспечения гарантий  трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства;

З) участия работников, их представителей в управлении организацией;

) участия представителей  работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров.

Согласно статье 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемый работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Представлять интересы работников в сфере социального партнерства могут любые профессиональные союзы, созданные и зарегистрированные в соответствии с требованиями Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дёятельности» от 12 января 1996 г. 10-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.).

В соответствии со статьей 29 ТК РФ интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет, что первичная профсоюзная организация - это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, организации не зависимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с Уставом или общим положением о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Информация о работе Социальное партнерство за рубежом