Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:37, контрольная работа
Целью исследования контрольной работы является проанализировать социальное партнерство в Российской Федерации и за рубежом.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1.Дать понятие социального партнерства и выявить его субъекты.
2.Определить систему социального партнерства и его формы.
Введение
Глава 1. Социальное партнерство, его понятие, система и формы
1.1 Понятие социального партнерства и его субъекты
1.2 Система социального партнерства и его формы
Глава 2. Социальное партнерство за рубежом
2.1 Международно-правовое регулирование социального партнерства
2.2 Модели социального партнерства в зарубежных странах
Заключение
Список используемой литературы
2.2 Модели социального партнерства в зарубежных странах
Формирование социального партнерства могло реально начаться и началось тогда, когда появилась организованность рабочих, их профессиональные союзы. До того момента работодатели могли диктовать все свои условия работнику.
Когда же сформировались профсоюзы, капиталистам труднее стало пользоваться своими односторонними преимуществами по отношению к наемным рабочим и они вынуждены были пойти на определенные уступки.
В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов выявили ряд общих черт.
На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнерства, сформировавшегося в зарубежных странах.
Так, в зависимости от уровня переговорных
процессов можно выделить три основные модели социального
партнерства. Первая
модель сформировалась на севере Европы
— в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии.
Она характеризуется активным вмешательством
государства в трудовые отношения и их
регулирование. Кроме того, в этой модели
считается важным трехуровневость партнер
В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трех партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются "паритетные комиссии". На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели — профсоюзы.
Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929—1933 гг. и сразу после него. Считается, что во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.
Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки.
Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него — на отношения между социальными партнерами.
Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными.
Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им.
Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии. В Голландии 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их работников. В Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 млн работников.
Если первым критерием классификации социального партнерства выше рассмотрен уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели.
Модель
профсоюзного представительства характеризуе
Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда:
а) профсоюзы ориентированы
на сотрудничество с властью;
б) профсоюзы нацелены на конфликтность
с государственной властью.
Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах.
Модель смешанного представительства выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением.
Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету (совету) доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), оно может быть аннулировано в судебном порядке.
Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.
Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.
Заключение
В заключении кратко можно отметить следующее. Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально - трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально - экономического и политического развития.
Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, их изменении и контроле представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, то есть они ими не контролируются.
Государство в социальном партнерстве через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально - трудовых отношений, а точнее управления ими.
Социальное партнерство - это сотрудничество и взаимодействие заинтересованных сторон. Такой подход к социальному партнерству признает, что профсоюзы заинтересованы в успешной работе организации, так как это обеспечивает гарантированные рабочие места; сотрудничество являются способом решения проблем, возникающих между работниками и работодателями. И хотя развитие социального партнерства в России наталкивается на целый ряд трудностей, будущее видится именно за ним.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
4. Васильев В., Костромина Е. Непрофсоюзные представители работников в России и за рубежом// Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2011. - № 7
5. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Проспект, 2012.
6. Никулина И.А., Кожевникова С.В. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование», 2011.
7. Смоленский М.Б., Мажинская Н.Г. Трудовое право Российской Федерации: Учебник. - М.: Пресс, 2013.
8. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2012.
9. Толкунова В.Н. Трудовое
право: курс лекций. М.: Проспект, 2013.
10. Труд и социальное
развитие: словарь / Е.В. Белкин [и др.]. М.:
Инфра-М, 2011.
11. Трудовое право:
учебник. Под общ. ред. В.И. Семенкова. Минск:
Амалфея, 2012.
12. Фишер Р. Путь к согласию,
или переговоры без поражения / Роджер
Фишер. М.: Наука,2007.
13. Яковчук В.Н. Теоретические
основы социального партнерства. Минск:
МИТСО , 2010.
14. Якупова О.В. Управление
социальным развитием организации: учебное
пособие; Федер. Агентство по образованию,
Гос. образоват. учреждение высш.проф.
образования "Перм. гос. техн. ун-т".
Пермь: Изд-во Пермского государственного
технического университета, 2009.