Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 14:37, контрольная работа
Целью исследования контрольной работы является проанализировать социальное партнерство в Российской Федерации и за рубежом.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1.Дать понятие социального партнерства и выявить его субъекты.
2.Определить систему социального партнерства и его формы.
Введение
Глава 1. Социальное партнерство, его понятие, система и формы
1.1 Понятие социального партнерства и его субъекты
1.2 Система социального партнерства и его формы
Глава 2. Социальное партнерство за рубежом
2.1 Международно-правовое регулирование социального партнерства
2.2 Модели социального партнерства в зарубежных странах
Заключение
Список используемой литературы
Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, их изменении и контроле представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Согласно статье 30 ТК РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. На основании федерального закона «О профсоюзах», профсоюзы и их органы вправе представлять и защищать права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство.
Право работников на объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых нрав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников ТК РФ.
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному принципу (общероссийские, межрегиональные, территориальные).
Все профсоюзы наделяются равными правами и независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, то есть они ими не контролируются.
Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников закреплены законом и не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.
В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.
В правовую основу деятельности профсоюзов входят Конституция РФ, ТК РФ, другие федеральные законы, законы субъектов РФ, и подзаконные акты, в том числе соглашения и коллективные договоры (их нормы о правах профсоюзов).
Среди федеральных законов после Конституции РФ и ТК РФ первостепенное значение в регулировании отношений с участием профсоюзов имеют Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», международные акты. ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и указывает на иных представителей лишь при определенных условиях.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает, что отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации строятся на основе сотрудничества.
Наличие иных представительных органов работников в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с законом. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза.
Гарантией, относящейся к деятельности как профсоюзов, так и иных представителей работников, служит обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие эту деятельность в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (статья 32 ТК РФ). Такие обязанности предусматриваются не только ТК РФ, законами, но и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
Глава 2. Социальное партнерство за рубежом
2.1 Международно-правовое
регулирование социального
Отсутствие в западном мире на протяжении нескольких десятилетий крупных общественных потрясений - в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости «трехстороннего сотрудничества» - представителей трудящихся, предпринимателей и государства.
Идеей трехстороннего сотрудничества пронизана вся деятельность Международной организации труда (МОТ) со времени ее основания в 1919 году. Принятые МОТ конвенции, в частности Конвенция № 144 (1976) о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, исходят из нескольких важных положений, легших в основание современного трехстороннего сотрудничества:
признание социального плюрализма группами, отстаивающими разнообразные интересы, но готовыми соблюдать принцип сосуществования и не выходить за юридические рамки, определяемые государством.
необходимость совершенствования представительной демократии, поскольку интересы предпринимателей и трудящихся не находят полного выражения на парламентских трибунах.
безусловное соблюдение достигнутых договоренностей всеми сторонами, подразумевая безоговорочное осуждение действий, направленных на срыв соглашений. (например, правительства Бельгии, добившегося в начале 1980-х годов принятия королевских указов об ограничении заработной платы).
Международная Организация Труда является специализированным учреждением ООН и представляет международную межправительственную организацию универсального характера (ст.57 Устава Организации Объединенных Наций), созданную для достижения целей, направленных на развитие международного сотрудничества в социально-трудовой сфере, действующую на основании учредительного акта (Устава МОТ). Устав МОТ определяет компетенцию и организационную структуру МОТ, устанавливает права и обязанности МОТ, правовое положение ее членов, цели создания, учреждает ее органы и определяет их компетенцию.
МОТ давно занимается содействием одному из ключевых аспектов надлежащих методов управления - социальному партнерству. Сама трехсторонняя структура МОТ должна рассматриваться как признание значения социального партнерства для достижения социальной справедливости, экономического и социального развития.
Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС (без Великобритании) был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.
Модель трипартизма была поддержана и на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение полной занятости, а также борьба с бедностью. Средством для этого названы вложения в «развитие человеческих ресурсов».
Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность государства зафиксирована в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать следующие права граждан: на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.
Основные принципы реализации трехстороннего партнерства закреплены во многих рекомендациях МОТ. Так, на своей Генеральной конференции в 1960 г. МОТ приняла рекомендации о трехсторонних консультациях в каждой стране - члене МОТ, как на общенациональном, так и на отраслевом уровне. В 1976 г. МОТ приняла Конвенцию № 144, определяющую равное представительство работников и работодателей в общенациональной Консультативной комиссии.
В 1998 г. по инициативе Дании состоялась международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалась модель социального партнерства для обеспечения социального благосостояния в третьем тысячелетии. Большое внимание уделялось новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. Анализ развития социальной ответственности предприятий и компаний, включавший социологический опрос показал «…рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда работников, их творческую отдачу, повышение репутации фирмы и, как следствие, ее прибыльность».
Идея социального партнерства получила правовую материализацию, закрепившись в конституциях и законодательстве многих западных государств, например Бельгии - в 1948 году, ФРГ - в 1952 году, Австрии - в 1957 году, Франции - в 1958 году, странах Северной Европы - в 1970-х годах.
Социальную политику ЕС отличает широкий арсенал инструментов, посредством которых институты ЕС осуществляют «унификацию и гармонизацию социальной сферы», содействуют расширению гарантий социальной защиты граждан Европейского Союза. В первую очередь это касается нормативных правовых актов Европейского Сообщества. В сфере трудового права принимаются два вида нормативных правовых актов – регламенты и директивы.
На уровне ЕС законодательство представило ряд требований по вовлечению работников в странах-членах и учредило новые органы по представительству работников, а именно:
Директива о Европейских советах предприятия ввела общеевропейские структуры по информированию и консультированию работников и их представителей по вопросам бизнеса и занятости в транснациональных компаниях выше определенного размера, функционирующих в ЕС23.
Директива (2002), создавшая общие рамки для информирования и консультирования работников, потребовала от руководства всех предприятий с численностью работников не менее 50 человек (всех учреждений с численностью не менее 20 человек) предоставлять представителям работников информацию и/или консультации по вопросам бизнеса, занятости и организации работы.
Директивы, посвященные большему вовлечению работников в управление компанией, связанные с Уставом Европейской компании 2001 г. и с Уставом Европейского кооперативного общества 2003 г.
Попутно отметим, что ни по линии
МОТ, ни в национальных законодательствах
государств – ее членов не было принято
каких-либо правовых документов о социальном
партнерстве как особом методе регулирования
трудовых отношений. Зато существуют нормативные
акты, касающиеся главных субъектов социального
партнерства (т. е. профсоюзов и работодателей-
Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международно-правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении.
Российский Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах) полностью соответствует международным стандартам и, в частности, положениям основополагающих конвенций МОТ № 87 (о свободе ассоциации и защите права на организацию) и № 98 (о применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров).
Кроме того, Российская Федерация ратифицировала ряд других конвенций МОТ, имеющих прямое отношение к вопросам социального партнерства, а именно: № 100 (о равном вознаграждении), № 111 (о дискриминации в области труда и занятий), № 122 (о политике в области занятости) и № 150 (о регулировании вопросов труда).
В то же время остаются без ратификации такие важные для реализации на практике институтов социального партнерства конвенции МОТ, как № 135 (о представителях трудящихся), № 144 (о трехсторонних консультациях) и № 154 (о коллективных переговорах), хотя объективные основания для присоединения России к указанным документам у нас уже имеются.
В июне 2008 года Международная конференция труда приняла знаковую Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации и дополняющую ее резолюцию об укреплении потенциальных возможностей МОТ по оказанию содействия государствам-членам в достижении своих целей в контексте глобализации.
В Декларации подчеркивается значение согласования позиций, которые государства-члены занимают на соответствующих международных форумах, и отмечается исключительно важный вклад других международных и региональных организаций в реализацию комплексного подхода к достойному труду. Декларация 2008 года закладывает основу для разработки комплексного подхода МОТ к противодействию кризису, где центральными элементами экономической и социальной политики являются полная и продуктивная занятость и достойный труд.
Таким образом, изучив основы международно-правового регулирования социального партнерства, можно сделать следующие выводы:
Очередной этап развития социального партнерства связан с появлением современной теории трипартизма, или трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями и государством. В настоящее время она успешно реализуется во многих западных странах под влиянием МОТ. Таким образом, на Западе в ходу два разных понятия – социальное партнерство и трипартизм («трехсторонность»), но при этом второе представляет собой производное от первого, являясь как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.
В мировой практике пока нет примера принятия национальных законов о социальном партнерстве как о едином целом, зато действуют многочисленные нормативные и законодательные акты об отдельных слагаемых (институтах) его механизма, включая консультативные органы, социальные планы, мирные и судебные формы урегулирования трудовых споров и конфликтов.