Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:20, реферат
Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее важность.
1. Формы социального партнерства………………………………….………3
2. Незаконные забастовки…………………………………………………..…9
3. Рекомендации по развитию социального партнерства………………...….14
Список использованной литературы………………………………………….22
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Формы социального партнерства………………………………….………3
2. Незаконные забастовки………………………………………………….
3. Рекомендации по развитию социального партнерства………………...….14
Список использованной литературы………………………………………….22
1. Формы социального партнерства
В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование "социальное партнерство". Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
Наличие как
противоположных, так и общих
интересов обусловливает, с одной
стороны, конфликтность взаимоотношений
между работниками и
Спецификой
становления отношений
ТК РФ Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных контрактов и соглашений, дело трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).
Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются "формы социального партнерства".
Универсальными
сторонами отношений
Отношения социального
партнерства, сторонами которых
являются работники и работодатели,
принято именовать "отношениями
двусторонними" или "бипартизмом".
Отношения социального
Органы государственной власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства: 1) когда они выступают в качестве работодателей или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Основными принципами
социального партнерства
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие
государства в укреплении и
развитии социального
- соблюдение
сторонами и их
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность
выполнения коллективных
- контроль за выполнением принятых коллективных контрактов, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных контрактов, соглашений (ст. 24 ТК РФ).
Социальное
партнерство может
Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.
На федеральном
уровне взаимодействие сторон осуществляется
на трехсторонней основе (деятельность
Российской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
На региональном
уровне стороны взаимодействуют
также на трехсторонней основе (деятельность
Региональной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-
Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации или муниципального образования.
На региональном уровне отношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).
В конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного контракта, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действо которых ограничено рамками соответствующей организации).
Формы социального партнерства - это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных
переговоров по подготовке
- взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
- участия работников,
их представителей в
- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Основной и
наиболее распространенной формой социального
партнерства выступает
Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и за пределами процедуры осуществления контроля, за выполнением коллективного контракта, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций может быть в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового контракта по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
Участие работников, их представителей в менеджменте организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.
Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.
Специальные правила
взаимодействия работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых
и иных непосредственно связанных
с ними отношений могут быть установлены
исключительно федеральным
В настоящее час федеральные законы, устанавливающие соответствующие особенности, отсутствуют.
Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены быть не могут.
2. Незаконные забастовки
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, Закона о коллективных трудовых спорах и Трудового кодекса являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.
Забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Так, директор МУП ПАТП-3 г. Новосибирска, обратился в суд с заявлением о признании проведенной забастовки с участием местного комитета Соцпрофа незаконной в связи с несоблюдением процедуры предварительного разрешения коллективного трудового спора, предусмотренного ст.3-8, 12-16 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"... В судебном заседании представители истца дополнили обоснования незаконности забастовки тем, что был нарушен принцип добровольности отказа работников от выполнения трудовых обязанностей и тем, что председателем МК Соцпрофа выдвигались в ходе забастовки и иные требования к администрации помимо погашения задолженности по заработной плате, которые относятся к вопросу установления и изменения условий труда, а потому спорные правоотношения регулируются указанным выше Законом.