Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

Спецификой становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее важность.

Содержание работы

1. Формы социального партнерства………………………………….………3
2. Незаконные забастовки…………………………………………………..…9
3. Рекомендации по развитию социального партнерства………………...….14
Список использованной литературы………………………………………….22

Файлы: 1 файл

социальное партнерство.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

         1. Формы социального партнерства………………………………….………3

         2. Незаконные забастовки…………………………………………………..…9

3. Рекомендации по развитию социального партнерства………………...….14

Список использованной литературы………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы социального  партнерства

 

В современных  условиях преобладающим способом регулирования  отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между  трудом и капиталом, получивший наименование "социальное партнерство". Данный термин условен, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов имеет место и их общность: обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

Наличие как  противоположных, так и общих  интересов обусловливает, с одной  стороны, конфликтность взаимоотношений  между работниками и работодателем, с прочий, необходимость заключения соглашения о "социальном мире", выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных аспектов в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать "социальный диалог" или "социальное партнерство" (термин, принятый в РФ).

Спецификой  становления отношений социального  партнерства на современном этапе  является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования  трудовых отношений. Ослабление вмешательства  государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее важность.

ТК РФ Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 09.05.2005) - первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось лишь в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей (заключение коллективных контрактов и соглашений, дело трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений).

Социальное  партнерство представляет собой  совокупность способов, с помощью  которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются "формы социального партнерства".

Универсальными  сторонами отношений социального  партнерства являются работники  и работодатели. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей. Соответственно к регулированию данных отношений не применяются нормы раздела 2 ТК РФ. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести соглашение, во-первых, между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, во-вторых, между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

Отношения социального  партнерства, сторонами которых  являются работники и работодатели, принято именовать "отношениями  двусторонними" или "бипартизмом". Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, именуют "отношениями трехсторонними" или "трипартизмом".

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства: 1) когда они выступают в качестве работодателей или их представителей; 2) в других случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, участие Правительства РФ в отношениях социального партнерства предусматривается Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Основными принципами социального партнерства являются:

- равноправие  сторон;

- уважение и  учет интересов сторон;

- заинтересованность  сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

- соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных  правовых актов; 

- полномочность  представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами; 

- обязательность  выполнения коллективных контрактов, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных контрактов, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных контрактов, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Социальное  партнерство может осуществляться на пяти уровнях: 1) федеральном (РФ в целом); 2) региональном (субъекта РФ); 3) отраслевом (определенной сферы экономической деятельности); 4) территориальном (муниципальных образований); 5) конкретной организации.

Взаимодействие  сторон на указанных уровнях создает  целостную систему социального партнерства, способную обеспечить социальный мир в обществе.

На федеральном  уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

На региональном уровне стороны взаимодействуют  также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального  соглашения).

Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта Федерации или муниципального образования.

На региональном уровне отношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).

В конкретной организации  отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного  контракта, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действо которых ограничено рамками соответствующей организации).

Формы социального партнерства - это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное  партнерство осуществляется в формах:

- коллективных  переговоров по подготовке проектов  коллективных контрактов, соглашений  и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в менеджменте  организацией;

- участия представителей  работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основной и  наиболее распространенной формой социального  партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом  которых является заключение коллективных контрактов, соглашений.

Не менее  значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и за пределами процедуры осуществления контроля, за выполнением коллективного контракта, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций может быть в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового контракта по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

Участие работников, их представителей в менеджменте  организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального партнерства  объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров - комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя на паритетной основе, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.

Формы социального  партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны  социального партнерства по соглашению между собой могут избрать  и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

Специальные правила  взаимодействия работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений могут быть установлены  исключительно федеральным законом  в отношении: а) государственных  служащих; б) работников военных и военизированных органов и организаций; в) работников органов внутренних дел; г) работников учреждений и органов безопасности; д) работников органов уголовно-исполнительной системы; е) работников таможенных органов; ж) работников дипломатических представительств РФ.

В настоящее  час федеральные законы, устанавливающие  соответствующие особенности, отсутствуют.

Применительно к работникам иных категорий особые правила взаимодействия работников и работодателей установлены  быть не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Незаконные  забастовки

 

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, Закона о коллективных трудовых спорах и Трудового кодекса являются незаконными и не допускаются  забастовки:

а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

б) в организациях, связанных  с обеспечением жизнедеятельности  населения (энергообеспечение, отопление  и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку может  быть ограничено федеральным законом.

Забастовка при наличии  коллективного трудового спора  является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Так, директор МУП ПАТП-3 г. Новосибирска, обратился в суд с заявлением о признании проведенной забастовки с участием местного комитета Соцпрофа незаконной в связи с несоблюдением процедуры предварительного разрешения коллективного трудового спора, предусмотренного ст.3-8, 12-16 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"... В судебном заседании представители истца дополнили обоснования незаконности забастовки тем, что был нарушен принцип добровольности отказа работников от выполнения трудовых обязанностей и тем, что председателем МК Соцпрофа выдвигались в ходе забастовки и иные требования к администрации помимо погашения задолженности по заработной плате, которые относятся к вопросу установления и изменения условий труда, а потому спорные правоотношения регулируются указанным выше Законом.

Информация о работе Социальное партнерство