Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Социальное партнерство — это особая идеология, особое представление о характере взаимодействия классов в условиях рыночно-капиталистического хозяйства, которое сформировалось в рамках социал-демократического, реформистского течения в рабочем движении. Это метод цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов, который призван гарантировать мирную эволюцию капиталистического общества в такое состояние, где исчезают противоречия и противоположность интересов рабочих и собственников, где нет ни диктатуры работодателя, ни, тем более, диктатуры пролетариата, а существует общественный договор и согласие между работниками и работодателями на основе реализации прав и интересов сторон.

Файлы: 1 файл

социальное партнерство.docx

— 56.52 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация

Краснодарский край

 

Негосударственное (частное)

образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

 

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине   Экономика и социология труда

Вариант 9

 

Выполнил студент курса 3, группы 10-ЗСФЭМ-02 шифр 080502

Специальность ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      Фамилия                      Макаренко

      Имя                              Елена

      Отчество                     Евгеньевна

 

 

Рецензент________________________________________________

(ф.и.о.)

 

«_____» ______________20___г.     Подпись___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

2013

 

1. Понятие социального партнерства  

 Социальное партнерство  — это особая идеология, особое  представление о характере взаимодействия  классов в условиях рыночно-капиталистического хозяйства, которое сформировалось в рамках социал-демократического, реформистского течения в рабочем движении. Это метод цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов, который призван гарантировать мирную эволюцию капиталистического общества в такое состояние, где исчезают противоречия и противоположность интересов рабочих и собственников, где нет ни диктатуры работодателя, ни, тем более, диктатуры пролетариата, а существует общественный договор и согласие между работниками и работодателями на основе реализации прав и интересов сторон.  

В качестве основы социального  партнерства законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по своему характеру являются внутриотраслевыми, так как относятся только к институту социального партнерства:  

1) Равноправие сторон. 

2)  Уважение и учет интересов сторон.  

3)  Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. 

4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. 

5)  Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.  

6)  Полномочность представителей сторон. 

7) Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. 

8)  Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. 

9)  Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств. 

10)   Обязательность выполнения коллективных договоров. 

11)   Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. 

12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.   

 Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Уровни  социального партнерства:  

 Система социального  партнерства в соответствии с  трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

  1. федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда;
  2. региональный уровень, на котором субъекты Федерации определяют порядок регулирования в соответствии со своими полномочиями;
  3. отраслевой уровень, на котором осуществляется отраслевое регулирование;
  4. территориальный уровень, который распространяет свое действие на территории муниципального образования (город, район и т.п.);
  5. локальный уровень, на котором происходит регулирование взаимоотношений между работниками и работодателями в рамках конкретной организации.

 

   Трудовое законодательство (гл.4 ТК) в качестве представителей  работников как социальных партнеров  определяет профсоюзы, их организации,  объединения, предусмотренные уставами  общероссийских профсоюзов, или  иные представители, избираемые  работниками в случаях, предусмотренных  Трудовым кодексом (ст.29).  

 Представителями работодателей  в социальном партнерстве согласно  ст. 33 ТК являются: руководитель организации  или уполномоченные им лица  в соответствии с трудовым  законодательством, учредительными  документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.  

 Представителями работодателей  – государства и муниципального  образования – являются их  исполнительные органы.  

 Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях системы партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен законодательно. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.  

 Основное предназначение социального партнерства состоит в том, чтобы путем переговоров достичь согласованности противоположных интересов работников и работодателей, снять острые проблемы. Этим вопросам посвящена гл.6 ТК РФ. Решение принимается при единогласном голосовании сторон комиссии. Если в ходе работы трехсторонней комиссии (на любом уровне) возникают споры по каким-либо вопросам, по таким вопросам составляется протокол разногласий и они разрешаются в соответствии с порядком разрешения споров.  

 Достижение целей социального  партнерства происходит благодаря  использованию различных форм (ст.27 ТК РФ): коллективные переговоры, взаимные консультации, участия работников или их представителей при разрешении трудовых споров в судебном порядке. Одной из форм социального партнерства является также участие работников, их представителей в управлении организацией. Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства. 

 

 

   Выявление двух  противоположных точек зрения  относительно существа социального партнерства (социальное партнерство как антипод классовой борьбе и социальное партнерство как способ согласования противоположных интересов наемных рабочих и работодателей) является очень важным, так как разному пониманию сущности социального партнерства соответствуют и разные представления относительно его содержания и механизма.   

 Согласование интересов наемных  работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений является неотъемлемой характеристикой системы социального партнерства независимо от понимания его существа. Однако различные представления о сущности социального партнерства находят свое проявление в содержании коллективных договоров.  

 Любой коллективный договор в конечном счете фиксирует договоренность сторон по следующим вопросам: 

 — размер заработной платы  и других денежных выплат; 

 — механизм регулирования  заработной платы исходя из  роста цен (индексация заработной платы и доходов); 

 — система денежных компенсаций  за работу в ночное время  или праздничные дни; 

 — занятость и переквалификация;  

 — продолжительность рабочего  дня и рабочей недели; 

 — длительность оплачиваемого  отпуска; 

 — условия труда и охрана  труда; 

 — основные обязанности сторон (администрации и работников);

— контроль за выполнением коллективного договора.  

 При заключении коллективных  договоров упор делается не  на различие интересов наемных  рабочих и работодателей, а  на их совпадение. Работников пытаются убедить в том, что они представляют собой единое целое с работодателями и у них один общий интерес — сохранение и развитие предприятия, на котором они трудятся. Поэтому, по возможности, в процессе переговоров они должны выработать общую систему ценностей, основанных на согласии, уважении и взаимных уступках. На тех предприятиях, где реализуется такая идеология социального партнерства, интересы наемных работников могут представлять не только профсоюзы, но и любые другие выборные органы, вплоть до «рабочих директоров», как это имеет место в Германии.  

 Как правило, в таких случаях  роль государства в системе  социального партнерства ограничивается лишь созданием необходимой правовой основы регулирования социально-трудовых отношений, созданием общей системы регламентации трудовых отношений. При этом государство не только устанавливает «правила игры», но и выступает гарантом свободы действий сторон, соблюдения ими взятых на себя обязательств, разрабатывает процедуры ведения переговоров и определяет юридический статус соглашений.  

 В большинстве стран система  социального партнерства реализуется посредством заключения не только коллективных договоров на предприятиях, но и соглашений на уровне общества в целом или отдельных регионов (вертикальная система договоров и соглашений). Такие соглашения заключаются между организациями, представляющими интересы наемных работников, объединениями работодателей и государством. На уровне общества предметом переговоров становятся основные направления социально-экономической политики, включая разработку показателей и индикаторов социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, а также мер по защите интересов субъектов трудовых отношений.  

 

 

 

   2 Практическая  часть. Задачи 

   Задача 1. Определить численность мужчин и женщин в                                                трудоспособном   возрасте                                                                                         

Возраст

Вариант

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Мужчины, тыс.чел.

14-15

9,6

9,5

9,0

8,6

6,4

5,0

6,0

5,0

3,5

4,0

16-17

9,7

9,3

9,1

8,5

6,2

5,1

6,1

5,2

3,7

4,3

18-19

9,4

9,2

9,3

8,2

6,0

5,0

6,0

5,0

3,5

4,0

20-49

10,4

10,2

10,0

10,1

10,0

10,1

10,0

10,0

8,5

6,0

50-54

10,7

10,7

10,5

10,4

10,2

10,2

10,3

10,4

10,3

10,2

55-59

11,8

11,5

11,0

11,0

11,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

60-70

13,9

13,4

13,0

12,0

12,0

12,0

12,4

12,0

12,1

11,0

Более 70

17,0

17,0

15,0

15,0

14,0

13,0

15,0

14,0

11,0

13,0

Женщины,тыс.чел.

14-15

10,4

10,5

10,1

9,1

8,1

7,1

6,1

  5,1

4,1

3,3

16-17

10,3

10,4

10,2

9,2

8,0

7,0

6,0

5,0

4,0

3,2

18-19

10,2

10,1

9,8

9,0

7,8

6,8

5,8

4,3

3,9

3,9

20-49

15,1

15,2

12,4

11,8

10,2

10,1

10,1

11,7

12,0

7,0

50-54

15,2

15,8

12,0

11,9

9,4

10,1

10,0

12,1

13,4

8,0

55-59

16,8

16,7

13,0

12,0

9,5

11,2

9,0

13,2

13,3

14,3

60-70

17,2

17,2

16,0

13,4

10,1

12,3

7,2

13,3

14,2

14,4

Более 70

20,0

20,4

19,0

18,3

15,2

16,4

9,4

16,4

17,1

16,5


 

Трудоспособный возраст  мужчин 16-59 лет.

4,3+4,0+6,0+10,2+10,0 = 34,5 (тыс.чел)

Трудоспособный возраст  женщин 16-54 года.

3,2+3,9+7,0+8,0 = 22,1 (тыс.чел)

 

   Задача 2. Определить на сколько изменилась численность населения и трудовых ресурсов на конец года

 

Вариант

Показатели

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Численность  на начало года, тыс.чел.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- населения

                   

-населения

20

30

40

50

60

70

80

90

100

200

- трудовых ресурсов

12

18

24

25

36

42

48

45

60

120

2. Умерло в течение  года, всего,  тыс.чел.

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

в т.ч. трудоспособного возраста

0,05

0,06

0,07

0,1

0,08

0,1

0,2

0,15

0,8

0,4

3. Работающих подростков, тыс.чел.:

                   

-на начало года

0,8

0,7

0,4

0,3

0,8

0,7

0,6

0,7

0,4

0,9

- на конец года

0,5

0,1

0,3

0,2

0,6

0,4

0,8

0,2

0,3

0,6

4. Работающих пенсионеров,  тыс.чел.

                   

- на начало года

7

8

6

5

2

4

3

5

1

4

- на конец года

6

7

5

6

3

3

4

2

2

5

5. Число родившихся в  течение года, тыс. чел.

1,0

1,5

1,0

1,5

1,5

1,0

1,5

1,5

1,0

1,0

Информация о работе Социальное партнерство