Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:20, реферат
Под системой социально-экономического прогнозирования понимается определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающих их согласованность, преемственность и непрерывность. Национальное прогнозирование носит комплексный характер, охватывая все уровни и аспекты расширенного воспроизводства. Те или иные частные национальные прогнозы, описывающие различные стороны экономического роста, характеризуются относительной обособленностью и имеют собственное специфическое содержание. Однако они тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему, которая может быть представлена в виде следующих групп прогнозов.
1 Что понимается под системой социально-экономического прогнозирования
2 В чем состоит поисковое прогнозирование
3 Что позволяют получить интуитивные методы прогнозирования
4 Какие методы входят в состав формализованных методов прогнозирования
5 В чем заключается сущность эвристического метода прогнозирования
6 Что является основой принятия государственных решений в научно-технической сфере
7 Что является объектом прогноза при использовании стабилизационной модели менеджмента
8 С чем связан морфологический подход прогнозирования
9 На что направлены процессы общественных преобразований в нашей стране
10 Что является специфической чертой концепции социально ориентированной экономики
Список использованной литературы
В морфологическом
В соответствии с морфологическим
подходом при построении системы
прогнозирования возникают
Социальная функция - это
деятельность государства, направленная
на минимизацию различий в доступе
членов государства к общественным
благам с целью обеспечения
Современное социальное государство
- это этап развития социального
государства, следующий за патерналистским
социальным государством. Социальное
государство - это не этап развития
правового государства, а этап развития
государственно-
Современное неопатерналистское социальное государство - это модернизированная форма социального государства, отвечающая требованиям времени. Но следует отметить, что видоизменяющаяся роль органов публичной власти в реализации социальной функции влечет за собой обретение общественными отношениями иного формата. Социальная функция в рамках неопатерналистского социального государства побуждает людей с ограниченными возможностями, женщин с малолетними детьми и безработных вести активную трудовую жизнь. И если относительно безработных такая политика может быть оправдана и государственно-организованное общество только выиграет от нее, то в отношении таких социальных групп, как женщины с малолетними детьми и лица с ограниченными возможностями (инвалиды, пенсионеры по старости), дело обстоит весьма проблематично. В отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети - это проблема и обременение будущих поколений, зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения.
Идея новой исторической формы социального государства должна консолидировать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться. Реакция общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной, меры по сокращению государственного финансирования социальной деятельности воспринимались бы и реципиентами, и спонсорами как новаторские и вместе с тем необходимые и справедливые.
Надо отметить, что и
приватизация социальной функции не
может быть полной, всеохватывающей.
Потребности тех групп
Идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, что требует своего научного осмысления. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент Российской Федерации, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа "Семью для каждого ребенка", а с другой - "монетизация льгот", которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. "Монетизация льгот" - уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают ситуацию по реформированию образования, здравоохранения, науки, культуры весьма пессимистично: "Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным законом принципы социального государства5". Конечно, можно сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, можно публично возмущаться, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но задача ученых - беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, современные методы ее осуществления6.
У истоков социального рыночного хозяйства стояли профессора Франц Бём, Вальтер Ойкен и Ганс Гросман-Дёрт, которые сформулировали принципы неолиберализма. На основе их идей и была разработана эта концепция (Альфред Мюллер-Армак, Александер Рюстов, Вильгельм Рёпке и Людвиг Эрхард).
Ойкен предлагал два основных направления государственной экономической политики. Прежде всего, это формирование хозяйственного строя. Эти меры сводятся к установлению единых для всех экономических субъектов «правил игры» и контролю над тем, чтобы все эти правила соблюдали. К таким мерам относится обеспечение максимальной свободы конкуренции и борьба с монополиями. При этом должны выдерживаться известные пропорции между частной и государственной собственностью, прямыми и косвенными формами вмешательства. Установление и поддержание хозяйственного порядка предполагает выработку законодательной, правовой основы хозяйствования. Вторым направлением государственной экономической политики Ойкен называл воздействие на реальный процесс воспроизводства, если этот процесс по каким-то причинам отклоняется от намеченного. Сюда относится комплекс государственных мероприятий по регулированию экономического роста7.
В 60-е гг. последователи Ойкена немного изменили его теорию «строя конкуренции», в результате чего сформировалась модель «социального рыночного хозяйства». Одим из главных его теоретиков был Мюллер-Армак, который не считал регулирование монополии и конкуренции главным средством стабилизации капитализма. Признавая общие принципы ордолиберализма, он отказался от возрождения свободы конкуренции путем ограничения монополий. Он поставил акцент на вопросы сознательной социальной политики. У Ойкена эти вопросы не имели большого значения, так как он ставил социальную справедливость в зависимость от свободы рынка. Мюллер-Армак говорил о том, что цель деятельности национальной экономики заключается в том, чтобы на основе высокоэффективной и гибкой экономической системы, базирующейся на конкуренции, добиваться социального развития. Путем к такому «экономическому гуманизму» должно стать «социальное рыночное хозяйство».
В связи с этим Мюллер-Армак главной составляющей своей модели объявляет социальную политику, основанную на принципе «социальной компенсации»; она, прежде всего, должна обеспечить «социальный мир» в обществе, атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что является благоприятными факторами для развития рыночной системы. Главными инструментами такой политики «компенсации» он называл:
Концепция социального рыночного
хозяйства — это попытка
Эта модель экономики в
ФРГ показала себя достаточно успешной
и впоследствии её стали называть
«немецким экономическим чудом»
Информация о работе Социальное планирование и прогнозирование