Социальное планирование как функция органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Являясь главным субъектом управления, оно должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.
Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль. Все вместе они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

Содержание работы

Введение
3
1.
Теоретические основы планирования
3
1.1
Понятие и сущность социального планирования
4
1.2
Функции социального планирования
7
1.3
Объект и субъект социального планирования
9
2.
Социальное планирование на региональном уровне
10
3.
Социальное планирование на государственном уровне
12

Заключение
15

Список литературы
16

Файлы: 1 файл

СУ 2.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Уральский институт –

филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Государственное и муниципальное управление

 

 

Оценка _________________

Подпись преподавателя _____________

«_____» _________________ 20___ г.

 

 

Контрольная работа

по социологии управления

на тему:

«Социальное планирование как функция органов власти»

 

Выполнил:

студентка 4 курса з/о

ГМУ - 641

Перепечина М.А.

Проверил:

преподаватель

Антонова О.И.

 

Екатеринбург

2014

Содержание

 

Введение

3

1.

Теоретические основы планирования

3

1.1

Понятие  и сущность социального планирования

4

1.2

Функции социального планирования

7

1.3

Объект и субъект социального планирования

9

2.

Социальное планирование на региональном уровне

10

3.

Социальное планирование на государственном уровне

12

 

Заключение

15

 

Список литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе своего развития государство продолжает сталкиваться с различными социальными проблемами. К их числу можно отнести безработицу, распространение алкоголизма и наркомании, неконтролируемую миграцию и другие последствия социальных и экономических реформ.

Государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Являясь главным субъектом управления, оно должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.

Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль. Все вместе они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность этой темы.

Для осуществления социального планирования необходимо наличие определенных условий. Во-первых, система государственного регионального управления должна быть способна не только разработать планы, но и обеспечить их реализацию. Во-вторых, необходима современная информационная база. Рассмотрим социальное планирование, как функцию органов государственной власти.

 

  1. Теоретические основы планирования

 

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

         План - это документ, который содержит  систему показателей и комплекс  различных мероприятий по решению  социально-экономических задач. В  нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

         Планирование в условиях рыночной  экономики нацелено на обоснование  принятия и практической реализации  управляющих решений.

Планирование является активным управленческим процессом воздействия на систему, посредством которого детерминируются темпы, последовательность и формы развития объекта или процесса для достижения намеченной цели.

Особенность механизма планирования состоит в том, что здесь должна быть конкретно представлена диалектическая связь плановой работы с конечной целью.

Реализация логической схемы процесса управленческой деятельности – потребность – задача – функция – решение (цель) – осуществляется посредством планирования. Планирование присутствует на всех уровнях иерархии управления. Сущность и технология планирования едина для всех объектов управления: области, района, города, предприятия. Планирование работы на локальном уровне повторяет в миниатюре всю технологию планирования работ, например, на государственном уровне.

Планирование состоит из процесса подготовки, обоснования и принятия решения.

План показывает не только то, чего нужно достигнуть в конечном счете, но и как это сделать, каковы основные показатели плана и как должно развертываться его выполнение во времени и пространстве. План всегда должен иметь вид конкретного документа.

Различают следующие виды планирования:

План-прогноз – 15-20 и более лет (долгосрочное прогнозирование).  Задача - прогнозирование будущего состояния социально-экономических процессов, определение вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций.

План-модель – 5-7 лет (среднесрочное прогнозирование). Моделирование – научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов, средств и методов их достижения. План-модель предполагает проведение точных расчетов и предоставления путей и способов реализации плана.

План-программа – 1 год, квартал (краткосрочное планирование). Дает конкретное обоснование реализации решений по прогнозам и моделям на годы, кварталы в конкретных отраслях и сферах деятельности. План-программа – это выполнение определенных задач с помощью проверенных на практике средств и методов.

Планирование предполагает выполнение обязательных последовательных операций, имеющих структурно-функциональную зависимость.

 

    1. Понятие  и сущность социального планирования.

 

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения.

Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру;

- качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам;

- качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность;

- обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;

- развитие образования, здравоохранения, культуры;

- определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

В социальном планирования  используют:

Нормативный метод - его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Метод вариантов - суть его заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

Проблемно-целевой метод - связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Экономико-математические методы это количественный анализ при использовании уже перечисленных выше методов планирования.

Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

Количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач. В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Количественный и экономико-математический анализ нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

    1. Функции социального планирования

 

Сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Информация о работе Социальное планирование как функция органов власти