Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:13, контрольная работа
Государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Являясь главным субъектом управления, оно должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.
Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль. Все вместе они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Введение
3
1.
Теоретические основы планирования
3
1.1
Понятие и сущность социального планирования
4
1.2
Функции социального планирования
7
1.3
Объект и субъект социального планирования
9
2.
Социальное планирование на региональном уровне
10
3.
Социальное планирование на государственном уровне
12
Заключение
15
Список литературы
16
Уральский институт –
филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Государственное и муниципальное управление
Оценка _________________
Подпись преподавателя _____________
«_____» _________________ 20___ г.
Контрольная работа
по социологии управления
на тему:
«Социальное планирование как функция органов власти»
Выполнил:
студентка 4 курса з/о
ГМУ - 641
Перепечина М.А.
Проверил:
преподаватель
Антонова О.И.
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение |
3 | |
1. |
Теоретические основы планирования |
3 |
1.1 |
Понятие и сущность социального планирования |
4 |
1.2 |
Функции социального планирования |
7 |
1.3 |
Объект и субъект социального планирования |
9 |
2. |
Социальное планирование на региональном уровне |
10 |
3. |
Социальное планирование на государственном уровне |
12 |
Заключение |
15 | |
Список литературы |
16 |
Введение
На современном этапе своего развития государство продолжает сталкиваться с различными социальными проблемами. К их числу можно отнести безработицу, распространение алкоголизма и наркомании, неконтролируемую миграцию и другие последствия социальных и экономических реформ.
Государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Являясь главным субъектом управления, оно должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.
Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль. Все вместе они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.
Социальное планирование является основной социально-экономической базой нормального бюджетного процесса, позволяет более точно определить роль бюджета в социальном развитии страны и региона, конкретные источники бюджетных доходов и направления бюджетных расходов по всем статьям бюджетных классификаций, что и определяет актуальность этой темы.
Для осуществления социального планирования необходимо наличие определенных условий. Во-первых, система государственного регионального управления должна быть способна не только разработать планы, но и обеспечить их реализацию. Во-вторых, необходима современная информационная база. Рассмотрим социальное планирование, как функцию органов государственной власти.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
План - это документ, который содержит
систему показателей и
Планирование в условиях
Планирование является активным управленческим процессом воздействия на систему, посредством которого детерминируются темпы, последовательность и формы развития объекта или процесса для достижения намеченной цели.
Особенность механизма планирования состоит в том, что здесь должна быть конкретно представлена диалектическая связь плановой работы с конечной целью.
Реализация логической схемы процесса управленческой деятельности – потребность – задача – функция – решение (цель) – осуществляется посредством планирования. Планирование присутствует на всех уровнях иерархии управления. Сущность и технология планирования едина для всех объектов управления: области, района, города, предприятия. Планирование работы на локальном уровне повторяет в миниатюре всю технологию планирования работ, например, на государственном уровне.
Планирование состоит из процесса подготовки, обоснования и принятия решения.
План показывает не только то, чего нужно достигнуть в конечном счете, но и как это сделать, каковы основные показатели плана и как должно развертываться его выполнение во времени и пространстве. План всегда должен иметь вид конкретного документа.
Различают следующие виды планирования:
План-прогноз – 15-20 и более лет (долгосрочное прогнозирование). Задача - прогнозирование будущего состояния социально-экономических процессов, определение вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций.
План-модель – 5-7 лет (среднесрочное прогнозирование). Моделирование – научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов, средств и методов их достижения. План-модель предполагает проведение точных расчетов и предоставления путей и способов реализации плана.
План-программа – 1 год, квартал (краткосрочное планирование). Дает конкретное обоснование реализации решений по прогнозам и моделям на годы, кварталы в конкретных отраслях и сферах деятельности. План-программа – это выполнение определенных задач с помощью проверенных на практике средств и методов.
Планирование предполагает выполнение обязательных последовательных операций, имеющих структурно-функциональную зависимость.
Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения.
Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.
Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру;
- качество и уровень жизни населения, в т. ч. уровень реальных доходов в целом и по социальным группам;
- качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность;
- обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
- развитие образования, здравоохранения, культуры;
- определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.
Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг. в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ.
Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).
Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем. Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.
Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.
Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.
В социальном планирования используют:
Нормативный метод - его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.
Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.
Метод вариантов - суть его заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.
Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков. Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.
Проблемно-целевой метод - связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.
Социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.
Экономико-математические методы это количественный анализ при использовании уже перечисленных выше методов планирования.
Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.
Количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т.д. Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач. В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний. Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Количественный и экономико-математический анализ нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.
Сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).
Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.
Информация о работе Социальное планирование как функция органов власти