Социальное планирование как функция органов власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Являясь главным субъектом управления, оно должно решать актуальные проблемы социальной сферы. Свои функции оно реализует через органы власти. К одной из таких функций можно отнести социальное планирование.
Социальное планирование можно отнести к четырем основным функциям органов власти, среди которых также находятся организация, мотивация и контроль. Все вместе они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

Содержание работы

Введение
3
1.
Теоретические основы планирования
3
1.1
Понятие и сущность социального планирования
4
1.2
Функции социального планирования
7
1.3
Объект и субъект социального планирования
9
2.
Социальное планирование на региональном уровне
10
3.
Социальное планирование на государственном уровне
12

Заключение
15

Список литературы
16

Файлы: 1 файл

СУ 2.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Функции социального управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций социального управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния.

Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

 • особенностей процесса управления, т. е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;

 • процесса социального  развития, направленности управления  на конкретные элементы этого  процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества.

 В силу этого процесса  мы можем выделить основные  и конкретные функции социального  управления.

К основным функциям социального управления относятся такие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей:

 • планирование (прогнозирование) — выработка и постановка целей  и задач в сфере социального  управления, а также определение  путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

 • организация —  создание новых и упорядочение  функционирующих организационных  структур менеджмента как элементов  процесса реализации планов и  целей социального управления;

 • координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;

 • стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — побуждение  и подготовка людей к действию  путем обеспечения повышения эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления;

 • контроль (анализ  и учет) — систематическое наблюдение  за деятельностью людей с целью  выявления отклонений от установленных  норм, правил и требований в  процессе реализации намеченных целей.

Перечисленные основные функции социального управления действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т. д.).

Конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может подразделяться на три стадии: подготовительную, производственную и заключительную, каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и охватывает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия.

Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций. Основные требования, предъявляемые к анализу управленческих функций:

 • четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;

 • выделение конкретных  функций управления, видов работ  и операций;

 • четкое разделение  труда между функциональными  и линейными звеньями управляющей  системы;

 • наличие положений  о структурных звеньях и должностных  инструкций;

 • разработка модели  процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;

 • обоснование путем  сравнения модели процесса управления  с фактически осуществляемой  управленческой деятельностью основных  направлений совершенствования  системы управления.

Анализ функций социального управления предусматривает четыре основных этапа:

 • выделение объектов  и конкретных функций управления;

 • построение модели  процесса управления;

 • выявление фактически  выполняемого состава работ и  операций по реализации функций  менеджмента;

 • сопоставление фактического  состава управленческих работ  с объективно необходимыми и  выявление расхождений с построенной  моделью.

 

    1.   Объект и субъект социального планирования

 

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование - это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как общественный  индивид и субъект исторического  процесса и социальных отношений  с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы  и подсистемы социальной структуры  общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные  отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Это совокупность социальных общностей, больших социальных групп и классов, представляющих всю палитру социально-стратификационной структуры.

Важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.) Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

  1. Социальное планирование на региональном уровне.

 

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

На региональном уровне социальное планирование решает проблемы выравнивания уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей. Главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание инфраструктуры для трудовой и повседневной жизни.

Социальное планирование считается  ключевой моделью социальной работы в органах местного самоуправления, направленной на уравновешенность условий жизни уязвимых групп населения и достижения социальной стабильности.

Стратегия действий в рамках социального планирования выходит из того, что нужно найти факты, которые свидетельствуют об актуальности для населения той или иной проблемы, и логически прийти к возможным альтернативам решения этих проблем (определением надлежащих услуг, программ и мероприятий).

Модель социального планирования предусматривает:

- привлечение общественности к определению потребностей, путей их решения и к выполнению мероприятий;

- оценивание потребностей населения региона;

- оценивание ресурсов и возможностей местных органов в целом, имеющихся социальных служб и организаций;

- разработка планов, которые отвечают ключевым принципам организации предоставления услуг в территориальной единице и которые поддерживаются самими органами местного управления;

- социальное контрактирование (социальная договоренность), направленное на привлечение общественных и частных организаций к предоставлению услуг за бюджетные средства (во многих случаях), право клиента на выбор социальной службы.

Планирование и инициирование социальных программ в регионах предусматривает:

- создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора;

- выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения: совещательный комитет или надзирательный совет, рабочая группа или коалиция, ведущее учреждение или организация, неформальная сеть и т.п.;

- поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будет внедрять программы в регионе;

- определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения.

Социальное планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы, над чем должна на работать местная власть. Для этого могут быть использованы разные методы привлечения общественности к обсуждению планов развития населенного пункта, а именно:

- углубленное интервьюирование  ключевых лиц для определения  конкретных вопросов, над которыми  нужно работать, и построения основания для дальнейшего консенсуса, создание организационного комитета;

- выборочные и/или сплошные  опрашивания об отношении к  определенной проблеме, что дает  возможность выделить основные  проблемы и возможные пути  их решения.

Социальное планирование на местном уровне классифицируют по тем изменениям, которые оно вносит у жизнь населения региона при внедрении социальных программ:

- пассивное планирование (разрабатываемые социальные программы  направлены на сохранение статус-кво, предотвращение возможных или предполагаемых изменений);

- реактивное планирование (разрабатываемые социальные программы  должны удовлетворить выявленные  социальные нужды в регионе);

- проактивное, опережающее  планирование (социальные программы  направлены на предотвращение  социальных трудностей в будущем);

- деятельное планирование (цель программ - достижение в  будущем социальной справедливости, направленность на существенное  изменение системы).

Вместе с тем планы должны отражать определенные принципы предоставления социальных услуг на местном уровне, подчинятся местной законодательной базе, что регулирует социальные стандарты. Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований.

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах:

- ориентация на саморазвитие  территории, на мобилизацию собственных  возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;

- содействие формированию  рыночной инфраструктуры, обеспечивающей  развитие рыночных отношений  в экономике;

- приоритетное решение  наиболее острых проблем жизнеобеспечения  населения муниципального образования.

 

  1. Социальное планирование на государственном уровне

 

Государственное планирование есть планово-управленческая деятельность на макроэкономическом уровне, охватывающая хозяйство страны в целом, объекты государственного сектора, государственной собственности. 

Социальное планирование распространяет свое действие на процессы и объекты социальной природы, связанные с такими понятиями, как «уровень жизни», «образ жизни», «удовлетворение материальных и духовных потребностей народа», «доходы и расходы человека, семьи», составляющие потребительский бюджет.     Социальное планирование характеризуется следующими параметрами:

- минимальные и средние денежные доходы в расчете на человека, семью, дифференциация доходов.

Экономическое планирование являет собой выражение воли планирующего субъекта достичь желаемых целей, связанных с удовлетворением потребностей и решением насущных проблем:

Информация о работе Социальное планирование как функция органов власти