Социальное расслоение общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности социального расслоения общества.
Для достижения поставленной цели в диссертации определены следующие взаимосвязанные задачи:
- дать понятие социального расслоения общества;
- изучить причины социального расслоения общества;
- проанализировать социальное расслоение общества в современной России;
- проанализировать пути решения проблемы социального расслоения общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социальное расслоение общества: сущность, формы проявления 5
1.1 Системы стратификации 5
1.2 Измерения стратификации 6
1.3 Типы социальной стратификации 8
Глава 2. Социальное расслоение общества в России 12
Глава 3. Решение проблемы социального расслоения 24
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 71.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Социальное расслоение общества: сущность, формы  проявления 5

1.1 Системы  стратификации 5

1.2 Измерения  стратификации 6

1.3 Типы социальной  стратификации 8

Глава 2. Социальное расслоение общества в России 12

Глава 3. Решение  проблемы социального расслоения 24

Заключение 28

Список литературы 30

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Расслоение –  русский понятийный аналог признанного  в мировой социологии термина  «стратификация» – отражает процесс  развития социального неравенства  и иерархического группирования  людей на социальных уровнях, которые  различаются между собой престижем, собственностью и властью. Э. Гидденс  определяет ее как «структурированные неравенства между различными группами людей», каждая из которых различается  объемом и характером социальных привилегий.

Тема исследования является актуальной, так как изучение особенностей социального расслоения общества очень важно для решения проблем данного вопроса с учетом современной экономической ситуации.

Т. Парсонс рассматривает  стратификацию через призму интегративных общественных институтов как главное, хотя отнюдь не единственное, средоточие структурного конфликта в социальных системах, выделяя критерии престижа и власти в качестве ведущих дифференцирующих оснований.

Основы социальной жизни – в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом  контексте по-своему понимать состояние  и поведение друг друга. И чем  больше социальная дистанция между  представителями разных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпретации.

Социальная структура  является общей суммой этих типизаций  и повторяющегося характера взаимодействий, который создается с их помощью. Социальная структура как таковая  является важным элементом действительности в обыденной жизни. Этот мир взаимных стереотипов и приписанных мотивов  суть то же самое структурированное  общественное пространство, в котором  признание, номинация, общественные нормы  и мнения организуют, разводят по четко определенным местам людей и целые общности, определяя их привилегии, обязанности и правила взаимодействия.

В этом ракурсе  изучение социальной структуры и  культуры (в ее социологическом смысле) становятся тождественны.

Цель работы – изучить особенности социального  расслоения общества.

Для достижения поставленной цели в диссертации  определены следующие взаимосвязанные  задачи:

- дать понятие социального расслоения общества;

- изучить причины социального расслоения общества;

- проанализировать  социальное расслоение общества в современной России;

- проанализировать пути решения проблемы социального расслоения общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное расслоение общества: сущность, формы проявления

1.1 Системы  стратификации

Стратификация -  социальная дифференциация и неравенство  на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. Постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в  социальной системе.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации [1, стр.48].

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься  или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая  потребности в квалифицированных  и компетентных специалистах, способных  управлять сложными социальными, политическими  и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов  в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может  служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно  индусское общество разделялось  на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей  и не могли изменить его в течение  жизни. В Индии насчитывались  тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или  касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

1.2 Измерения  стратификации

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации  Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс  считал, что в капиталистических  обществах причиной социального  расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может  продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация  существовала только в одном измерении.

Полагая, что  Маркс чересчур упростил картину  стратификации, Вебер утверждал, что  в обществе существуют и другие линии  раздела, которые не зависят от классовой  принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный  подход к стратификации, выделив  три измерения: класс (экономическое  положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три  измерения взаимосвязаны; они подпитывают  и поддерживают друг друга, но все  же могут не совпадать.

Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень  которых соответствует определенному  социальному статусу. Престиж - явление  неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек  обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая  негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем  почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются  символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.

Престиж большинства  современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ  жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время  наиболее существенную роль в определении  их престижа [2, стр.102].

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

Основы власти подразделяются на три категории  ресурсов.

1. Принуждение - ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения.

2. Побуждающие  мотивы - ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества.

3. Сила убеждения  - ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации.

Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить  себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям  удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.

Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса.

1.3 Типы  социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Существует четыре основных типа социальной стратификации: рабство, касты, кланы  и классы.

Неотъемлемой  чертой рабства является владение одних  людей другими. Рабы были и у древних  римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность  самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для  кочевых народов, особенно охотников  и собирателей [3, стр.261]

Обычно указывают  на три причины рабства:

1. долговое обязательство,  когда человек, оказавшийся не  в состоянии заплатить долги,  попадал в рабство к своему  кредитору. 

2. нарушение  законов, когда казнь убийцы  или грабителя заменяли на  рабство, т.е. виновника передавали  пострадавшей семье в качестве  компенсации за причиненное горе  или ущерб.

3. война, набеги, покорение, когда одна группа  людей завоевывала другую и  победители использовали часть  пленников в качестве рабов. 

В кастовой системе  статус определяется рождением и  является пожизненным; если использовать социологические термины: базой  кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в  состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие  к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь  в жизни.

Общества, для  которых характерна такая форма  стратификации, стремятся к четкому  сохранению границ между кастами, поэтому  здесь практикуется эндогамия - браки  в рамках собственной группы - и  существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между  кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями  низших каст оскверняет высшую касту.

Клановая система  типична для аграрных обществ. В  подобной системе каждый индивид  связан с обширной социальной сетью  родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной  семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому  члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого  его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану  определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между  различными кланами; они даже могут  использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку  обязательства, налагаемые браком на родственников  супругов, способны объединять членов двух кланов.

Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы  в более изменчивые группы, в конце  концов заменяя кланы социальными  классами.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие  людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности  для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более  открыта, поскольку базируется в  первую очередь на деньгах или  материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при  рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его  жизни может измениться в зависимости  от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие  или профессию индивида в зависимости  от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы  социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет  возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального  положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей  хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое  человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком  высоко, и обеспечить ребенку такие  привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

Информация о работе Социальное расслоение общества в России