Социальное расслоение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Задачи данной курсовой работы:
исследовать особенности и характерные черты бедности и расслоения общества в России;
рассмотреть последствия бедности для российской экономики;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ……2-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ
1.1 Природа социального неравенства и его последствия……….……… …….5-11
1.2 Тенденция изменения неравенства…………………………………. ……...12-15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
2.1 Теоретический аспект понятия бедности…………………………...............16-23
2.2. Количественные оценки, причины и последствия бедности в России…...24-34
2.3 Способы преодоления бедности в современном российском обществе.....34-39
Заключение………………………………………………………………..............40-41
Список использованных источников и литературы………………....................42-43

Файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!.docx

— 119.30 Кб (Скачать файл)

Уменьшается государственное  финансирование образования. Если в 1992 году доля расходов на образование  в федеральном бюджете составляла 5,85 %, то в последние годы она неуклонно  снижалась, составив в 2007 году лишь 2,45 %. Это означает то, что образование  в России все больше и больше переходит  на платный уровень. В престижных средне специальных, средне технических и высших учебных заведениях на одно бюджетное место приходится до 45 претендентов. Можно, конечно, попробовать рискнуть и попытать счастье на следующий год, но кто даст гарантии, что на следующий год юноша или девушка поступит в лицей, техникум, ВУЗ. Можно попробовать поступить в более скромное учебное заведение, но престижное учебное заведение дает много преимуществ на рынке труда, на котором сейчас царит большая конкуренция. Приходится поступать на платное отделение. Но не у всех категорий людей есть финансовая возможность обучаться на платном отделении. К примеру, молодым людям из неполных семей, детям-инвалидам, детям из малоимущих семей вряд ли по силам платить за свое обучение. Приходится добиваться бюджетного места. К сожалению, государство не предусматривает помощи таким категориям людей и они на равных со всеми основаниях стараются поступить на бюджетное место. 

           Перед отечественным образованием  стоит задача определения того, какого рода культурная компетентность  требуется ныне живущим и последующим  поколениям россиян, то есть  какой социокультурный тип общества с соответствующими параметрами социальной солидарности и личностной идентичности наше образование должно обеспечивать. Стремление России войти в мировое сообщество развитых индустриальных государств должно подкрепляться высокой доступностью качественного образования. Ведь в современном обществе для профессий, требующих низкой квалификации, снижается, а доля профессий, требующих высокой квалификации, увеличивается. Динамика возрастающих требований к члену современного развитого общества приводит к экспансии культурного образца, характерного для наиболее прогрессивного общественного слоя, через образовательную систему. При этом традиционные статусные маркеры личности: социальное происхождение, национальность, вероисповедание постепенно теряют свою социальную значимость для формирования социокультурной идентичности.

           Степень доступности образовательных услуг разным слоям населения и отличие потребительских стандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательными услугами выглядит примерно следующим образом:

- бизнесмены с высоким  уровнем доходов;

- мелкие и средние предприниматели;

- специалисты, занятые  интеллектуальным трудом;

- работники физического  труда в промышленности;

- занятые трудом в сельском хозяйстве;

- работники сферы услуг;

- занятые на временной, случайной работе.

           Как показал опрос органов управления образования по проблемам доступности и эффективности образовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудниками лаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, в стране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному и школьному воспитанию и образованию.

          Так, дети бизнесменов с высоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов, занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка. В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охвачены медицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителей получают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляют также основной контингент негосударственных образовательных учреждений.

Полным спектром дополнительных услуг по уходу, воспитанию и образованию  детей могут воспользоваться  лишь бизнесмены с высоким уровнем  доходов. В этом слое наиболее популярны  услуги гувернеров и репетиторов. У  мелких и средних предпринимателей наиболее востребованы услуги нянь и  репетиторов. Репетиторство распространено также в семьях специалистов, занятых  интеллектуальным трудом и семьях работников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов  и работников сферы услуг. В целом  опрос показал высокую востребованность нянь, а также репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевидным становится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка, предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательный потенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, что приводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.

          Многие родители и педагоги в настоящее время озабочены влиянием предшкольного и школьного обучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональное развитие. Востребованность специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состояния физического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинской поддержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательных учреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детских психиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учреждений валеологами и социальными педагогами.

          Немало проблем доставляют педагогам и психологически пассивные учащиеся и бурными физиологическими реакциями (не вызванными физическими нагрузками). Часто взрослые, в том числе родители и учителя, прибегают по отношению к таким детям к авторитарным формам воздействия, не учитывая, что именно эти воспитанники отличаются повышенным уровнем тревожности и чаще других оказываются в стадии нервного истощения. Преемственность разноуровневых образовательных учреждений в этом плане значительно упростила бы задачу школьных учителей, существенно облегчила бы процесс адаптации ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения.  Во время выполнения работы, каждый ребенок находится в своем уникальном функциональном состоянии. Все учащиеся справляются с нагрузкой, выполняют задания, но их психофизиологическое состояние, мотивация и отношение к занятиям могут существенно разниться, что и определяет индивидуальный стиль деятельности. Ребенок самостоятельно «избирает» конкретную тактику адаптации. Выбор этот делается неосознанно. Отсутствие физиологической диагностики в образовательных учреждениях существенно снижает возможности индивидуального подхода к воспитанникам и дифференциации форм образовательной и воспитательной работы. Также необходимо повысить квалификацию педагогического состава в плане внедрения рекомендаций медицинского персонала и психологов в образовательный процесс. Все участники опроса отметили необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий, поскольку в настоящее время общество выдвигает новые задачи воспитания детей, и решить их необходимо с учетом современного состояния здоровья и особенностей развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Количественные оценки, причины и последствия бедности  в России.

             С точки зрения доходов населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

           Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Различные эксперты в области  экономики выделяют множество причин возникновения бедности в обществе, ниже перечислены основные из них: 

  • экономические, составляют такие факторы как безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли.
  • социально-медицинские, включают инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости.
  • демографические, вызваны существованием неполных семей, большим количеством иждивенцев в семье.
  • социально-экономические, возникают при низком уровне социальных гарантий в стране.
  • образовательно-квалификационные, то есть низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка.
  • политические, возникают вследствие военных конфликтов и вынужденной миграции.
  • регионально-географические, вызваны неравномерным развитием регионов.

 
          В экономической психологии при анализе отношения к бедности выделяют три группы причин бедности:  

  • структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество, плохое управление и экономические силы); 
  • индивидуалистические или личностные (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных); 
  • фаталистические (причина бедности видится в отсутствие удачи и поворотах судьбы).

 
При рассмотрении проблемы бедности как  социального явления, можно выделить две причины ее возникновения: 

культурная, для среды  бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и  фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя  к "наследованию" бедности.

структурная, наличие бедности связывается со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д. Бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. 

         Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в "порочный круг нищеты". Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Значительная часть населения  России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Особенно значительной была численность такого населения на первом этапе реформ. Можно сказать, что именно в этот период сложилось положение, когда  численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла ежегодно более 30 млн. человек, а в  отдельные годы этого периода  свыше 40 млн. человек. В этот же период сложились существенные различия в  уровне жизни и в прожиточном  минимуме по регионам. На новом этапе  преобразований созданы определённые предпосылки для устранения деформации первого этапа, что нашло в конечном счёте выражение в значительном сокращении численности и доли населения, которая живёт ниже черты прожиточного минимума. В 2009 г. Эта доля уменьшилась до 17,8%.

К примеру,  величина прожиточного минимума за II квартал 2012г. в целом  по Российской Федерации, в расчете  на душу населения составила:

(рублей в месяц)

                   

 

 

Таблица 1.

 

Все 
население

В том числе

трудоспособное  
население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного  
минимума

6385

6913

5020

6146

в том числе:

       

стоимость потребительской  
корзины

5927

6166

5020

6146

из нее минимальный 
набор:

       

продуктов питания

2374

2434

2102

2480

непродовольственных  
товаров

1026

991

909

1276

услуг

2527

2741

2009

2390

расходы по обязательным  
платежам и сборам

458

747

х

х

Информация о работе Социальное расслоение