Для предотвращения дальнейшего роста
численности бедного населения также необходимо
обеспечить соблюдение следующих правил:
Прохождение всех масштабных
реформ через процедуру экспертизы
социальных последствий. В случае, если
реформы приводят к ухудшению положения
уязвимых категорий граждан, они не могут
быть одобрены без наличия компенсационной
социальной компоненты.
До тех пор, пока положительная
динамика уровня жизни не приведет
к существенному сокращению масштабов
бедности, следует воздержаться от
принятия новых методологических принципов
определения и измерения бедности,
следствием которых является рост численности
бедных. В условиях, когда такие
шаги не подкреплены адекватными
мерами социальной поддержки, существенно
затрудняется доступ к социальной помощи
самых уязвимых категорий граждан.
Содержание и направленность
программ борьбы с бедностью во многом
будет зависеть от принципиально выбранной стратегии,
которая имеет две альтернативы. Первая
состоит в том, что эффективная борьба
с бедностью, исходя из мирового опыта,
возможна только в условиях оживления
национального производства и роста источников
самообеспечения: труда и предпринимательства.
Все экономические, финансовые и иные
инструменты макроэкономической и региональной
политики должны быть направлены на это
оживление. Однако, стоит подчеркнуть,
что нет автоматической связи между экономическим
и социальным прогрессом, важна политическая
идеология, - либо опора национального
роста и развития на дифференциацию и
конкуренцию в обществе и на активность
частного капитала, либо - на социальное
рыночное хозяйство, государство благосостояния,
социальное государство с высокой долей
социальных вложений в человеческий капитал.
Другая альтернатива
борьбы с бедностью - введение пособий
по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного
минимума. Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны,
предполагает дальнейшее проведение реформ,
направленных на обеспечение устойчивого экономического
роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов
социальной политики в сторону тех, кто
не способен самостоятельно обеспечить
приемлемый уровень жизни. Центральным
звеном приоритетов являются процессы
на рынке труда: как в сфере занятости,
так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных
бедных возможностей получения доходов
- это ключевое звено. Отправной точкой
в реализации данного приоритета является
легализация неформальных моделей поведения
как работников, так и работодателей. Позитивные
перемены в сфере занятости в любом случае
приведут к увеличению официального фонда
оплаты труда. Это в свою очередь не только
сократит потенциальную нагрузку на программы
социальной поддержки уязвимых групп
населения, но и увеличит социальные отчисления,
что будет способствовать укреплению
финансовой базы социальных трансфертов.
Компоненты благосостояния находятся
в прямой и достаточно жесткой
взаимозависимости между собой,
и отрицательная динамика показателей
одной из них, как правило,
рано или поздно, может приводить
к снижению всех остальных.
Как благосостояние является
совокупностью уровня, образа и
условий жизни, и, в конечном
счете, выражается в определенном
качестве жизни, так и расслоение
общества необходимо рассматривать
с позиции дифференциации качества
жизни, отклонения уровня и
динамики благосостояния (материального,
социокультурного и физиологического)
отдельных слоев населения от среднего
или принятого за норму в том или ином
государстве.
Определение качественной составляющей
категории «качества жизни» в
рамках концепции благосостояния
базируется среди прочих компонентов
и на субъективной оценке населения
своего положения в обществе.
Исследование субъективных оценок
способствует получению социальной
информации, которая всегда должна
решать определенную задачу. В
данном случае помочь определить
уровень развития (непременно, имея
некоторый критерий, точку отсчета)
изучаемого социального явления
или процесса.
После избрания Президентом Российской
Федерации В.В.Путина, во многие
законодательные акты, указы и
постановления были внесены изменения,
а некоторые пересмотрены или
дополнены. Приняты законы, которые
предусматривают решение насущных
социально-экономических задач.
Особое значение имеет изменение
отношения к законодательной
деятельности и создание институциональной
базы для подготовки и принятия
законов, статей государственного
бюджета, указов Президента, постановлений
Правительства, значительная часть
которых предусматривает изменение
социального положения населения.
Наиболее
полно это проявилось в разработке
и реализации приоритетных национальных
проектов: «Здоровье», «Образование»,
«Доступное и комфортное жилье
гражданам России», «Развитие
АПК», а также конструктивных
мер в области демографической
политики, в увеличении рождаемости,
поддержки семей с детьми и
др. Парламент утвердил федеральный
бюджет на три года, в котором
определено финансирование мероприятий
национальных проектов. Вряд ли
целесообразно в данной статье
детально анализировать содержание
проектов. Однако к
некоторым из них будет необходимо
вернуться в дальнейшем при
рассмотрении общей институциональной
базы преодоления бедности.
В некоторых случаях принимаются
решения до внесения изменений
в законодательные акты, кодексы,
постановления, создающие наиболее
благоприятные условия для работодателей
и ущемляющие интересы и удовлетворение
потребностей наемных работников. Например,
в статье 212 Трудового кодекса РФ, предусматривающей
выдачу молока работникам на вредных производствах,
предлагается внести поправки, согласно
которых работники могут получать деньги
вместо молока. Практически это направлено
на облегчение положения хозяев вредных
производств, которые не хотят возиться
с закупками и выдачей молока. А для самих
рабочих возникают негативные последствия,
которые вряд ли будут использовать полученные
копейки на покупку молока для поддержки
здоровья, а наоборот, затрачивать их на
другие нужды, в том числе алкоголь, разрушающее
здоровье.
Таким
образом, первостепенное значение
приобретает разработка и осуществление
стратегии преодоления в обозримом
будущем социального расслоения
и сокращения социального неравенства.
На это должны быть направлены
усилия всех ветвей власти
и гражданского общества с
привлечением средств государственного
бюджета, муниципальных структур,
бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев понятия социальное
расслоение и бедность, можно
прийти к выводу и сделать
несколько обобщений. Понятие
бедность трактуется по-разному:
и как низкий уровень доходов
и расходов, и как невозможность
поддержания желаемых жизненных
стандартов, и как невозможность
поддержания желаемых жизненных
стандартов, и как определенное
самоощущение себя в социуме.
Это зависит от автора и
от концепции, которой он придерживается
при рассмотрении этого вопроса.
Государство ведет борьбу с
бедностью, назначая различные
социальные пособия и выплаты
малоимущим, поощрением трудовой
деятельности, укреплением законодательства
о социальной защите и т.д.
Таким образом, по мере развития
рыночных отношений в российском
обществе происходят значительные
изменения как позитивного, так
и негативного характера. Происходит
расслоение общества на богатых
и бедных, значительно усиливая
процесс социальной дифференциации,
а также социальной мобильности,
когда большие массы людей
переходят в силу разных причин
из одного социального слоя
в другой и т.д. Можно констатировать
в нашей стране формирование
стабильного узкого слоя элиты.
В недрах обостренного социального расслоения
постепенно растет средний класс, тоже
дифференцирующийся на нижний и верхний
слои. Наиболее активны в нем молодежь,
получающая профессиональное образование,
специалисты. Однако социальное расслоение
современного российского общества носит
неравновесный характер, поскольку основную
часть его составляет базовый слой, находящийся
в крайне неблагоприятном положении. Низкий
статус и трудное материальное положение
не позволяют ему найти достойное место
в рыночной экономике, приспособиться
к новым экономическим условиям. Дальнейшее
ухудшение положения базового и нижнего
слоев может поставить под угрозу социальную
стабильность общества. Остро стоит проблема
социальной справедливости, социальной
защиты интересов малоимущих слоев населения,
людей, оказавшихся в результате этих
явлений неспособными быстро адаптироваться
и развиваться в данной среде, - пенсионеров,
студентов, военнослужащих и т.д. Социальное
расслоение российского общества носит
сложный характер, когда выделяются различные
по своей роли социальные общности, складываются
неоднозначные взаимосвязи между ними.
Однако бедность по-прежнему остается
важной проблемой у нас в стране и во всем
мире. Её, я думаю, нельзя искоренить, но
можно уменьшить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева Л.А. Материальное неравенство в
России. Реальность и тенденции.// Социс
- социологические исследования. - 2007. -
№11
2. Вечканов Г.С. «Экономическая
теория», учебник для вузов, 2-е
издание, Питер-Пресс, 2009.
3. Волков Ю.Г., А.В. Попов
Социология: Учебник / Под редакцией профессора
Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М:
Гардарики, 2008, 547 с.
4. Газета «Российская газета»
В области качества жизни. №5130 (51) 7 декабря
2007 г.
5. Денисов, Н.А. Проблема
бедности в России в контексте
макроэкономической политики/ Н.А.
Денисов// Уровень жизни населения
регионов России.- 2009.- № 1-2.- с.54-69.
6. Коломак Е.А. Взаимосвязь
между уровнем экономического
развития и бедностью населения
в регионах России // Регион: экономика
и социология - 2007г.
7. Кравченко А.И.. Социология:
Учебник.- М.: ТК Велби, 2007.- С.121.
8.Лебедева Л.Ф. Проблемы
измерения и динамика уровня
бедности (мировой опыт и особенности
России). М., 2010.
9. Перспективы социально-экономического
развития России.//Экономист. - 2009.- №1
10. Печенкин В.В., Зайцев
Д.В. Проблемы образования в
России// Социс. – 2008. - № 3. – С. 134
11. Савченко П., Федорова М., Шелкова
Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы,
современное состояние в России //Российский
экономический журнал. - 2009. - № 7.
12. Сорокин П.А. Социальная
и культурная мобильность// Человек.
Цивилизация. Общество. М.: Издательство
«Омега». 2007, 430 с.
13. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж
или реальность. //Социологические исследования.
2009.№ 1
14. Суринов А.А. Проблемы измерения
социального неравенства и бедности в
России/ А.А. Суринов// Общество и экономика.-
2011.- № 3.- с.142-144.
15. Шевяков А.В. Социальное неравенство,
бедность и экономический рост/ Шевяков
А.В. // Общество и экономика.- 2011.- № 2.- с.86-89.
16. Шкаратан, Овсей Ирмович. Социология неравенства. Теория
и реальность; Нац. исслед. ун-т "Высшая
школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2012. - 526 с.
17. Рисунок 1 − http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/lorenz_curve.html