Социальное управление: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение социального управления.
Задачи:
изучить социальное управление как самостоятельную отрасль научного знания
обозначить законы и принципы социального управления
изучить сущность и содержание социального управления
проанализировать методы социального управления
сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теория социального управления
1.1 Социальное управление как самостоятельная
отрасль научного знания
1.2 Законы и принципы социального управления
Глава 2. Основы социального управления
2.1 Сущность и содержание социального управления
2.2 Методы социального управления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальное управление 2.docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)

Социальное  управление: понятие и содержание

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теория социального управления

1.1 Социальное управление как  самостоятельная

отрасль научного знания

1.2 Законы и принципы социального  управления

Глава 2. Основы социального управления

2.1 Сущность и содержание социального  управления

2.2 Методы социального управления

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Управление -- это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее -- по принципу обратной связи.

Социальное управление как особый тип управления представляет собой  воздействие одних людей на других главным образом с помощью  информации в целях упорядочения социально значимых процессов, обеспечения  устойчивости, развития социальных систем.

Целью данной работы является изучение социального управления.

Задачи:

изучить социальное управление как  самостоятельную отрасль научного знания

обозначить законы и принципы социального  управления

изучить сущность и содержание социального  управления

проанализировать методы социального  управления

сделать соответствующие выводы.

 

Глава 1. Теория социального управления

1.1 Социальное управление как  самостоятельная отрасль научного  знания

Феномен управления известен еще с  античных времен и изучался многими  общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки  об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Расплывчатость понятия «управление» создает значительные трудности  для субъектов управления при  выборе того или иного подхода  при выборе социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены  руководствоваться собственным  прошлым опытом или сложившимися в организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто  и ущербным.

В настоящее время все острее осознается необходимость разработки современной теории управления. Для этого необходимы, как минимум, во-первых, наличие достаточно четкого представления о предмете науки как самостоятельной отрасли научного знания, не относящейся ни к экономике, ни к политологии, ни к психологии, не растворяющейся ни в какой другой науке, во-вторых, выработка достаточно универсального определения социального управления.

Социальное управление -- предмет  изучения многих наук, прежде всего  социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии, юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики, эргономики и экономики  под углом зрения их управленческих возможностей. Поэтому структура науки, как считают некоторые исследователи, включает в себя разделы: социологии управления, философии управления, психологии управления, политики как искусства управления, экономики, культуры и права в аспектах управления Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 13..

Напомним, что система -- это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.

Системный подход -- это комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Система социального управления, в  которой реализуются разные функции  управления: а) включает разных специалистов, объединенных в органах управления; б) использует целую совокупность методов  управления, в том числе и совокупность средств вычислительной и организационной  техники; в) объединяет различные виды информации (экономической, социальной, политической, организационной и  т. п.), которая позволяет установить надежную связь между субъектом  и объектом управления, учесть все  изменения внутренней и внешней  среды.

Однако наука социального управления до сих пор не имеет самостоятельного статуса, не включена в перечень ни научных специальностей, ни специальностей, изучаемых в средних и высших учебных заведениях, что затрудняет формирование профессиональных кадров управления, способных адекватно  действовать в условиях кризиса, неопределенности, находить оптимальные  управленческие решения. Между тем, как свидетельствует мировой  и отечественный опыт, низкий уровень  управленческой культуры, недостаточный  запас «критической массы» управления способствуют деградации частных видов  управления, особенно экономического, политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-экономическая элита в обществе, которая не способна к системному восприятию мира, действует на «корыстных программах», а потому не только не способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, нарастающих потрясений и катастроф, а своими некомпетентными действиями только увеличивает число возникающих проблем, которые требуют своего своевременного и адекватного решения.

1.2 Законы и принципы социального  управления

К законам управления относятся:

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей  системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее  объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая  подсистема должна обладать достаточным  разнообразием управляющих воздействий  и пропускной способностью для переработки  информации и выдачи управляющих  решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 133..

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными  делами ведет к расчленению его  функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях  управления, различных направлениях.

Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической  и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных  специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс  в рамках единого социального  организма -- системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов  управления является закон экономии времени, который характеризует  эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение  любого вопроса в управлении в  более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние  на конечный результат.

К числу основополагающих законов  социального управления относятся  также:

Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика  являются целью развития общества и  условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение  качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное  совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело  цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу  в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма  общественного развития -- не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и  интеллектуальности в управлении упреждает  характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений  является то, что, будучи по сути своей  отношениями людей, складывающимися  в процессе управления, все они  в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются  и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных  изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная -- объективно-субъективная Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996..

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью  разных субъектов управления (государственный  орган, общественный институт, отдельный  человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и  управленческой культуры (ее наличия  или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той  или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень  управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования  генеральной цели общества. Закон  доминирования глобальной цели в  развитии социальной системы является основополагающим для социального  управления. Суть его заключается  в том, что каждая социальная система  состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем  единстве они составляют целостный  организм, но поддержание целостности  возможно только при доминировании  генеральной главной цели над  целями каждой подсистемы.

В целом в теории управления понятие  закономерность обычно рассматривается  как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей  теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное  изучение законов общественного  развития и управления сложными системами, социального и биологического мира, социального и технического, информационного, стихийных и сознательных процессов. Интегральное исследование этих закономерностей -- во многом дело будущего, но уже сегодня можно сказать, что обеспечение сбалансированного развития социального и биологического, достижение гармонического развития социальной и природной среды, предотвращение экологической катастрофы -- одна из важнейших закономерностей социального управления.

Это, в свою очередь, актуализирует  такую закономерность социального  управления, как ее доктринальность, разработка и реализация которой в процессе управления позволяет на деле осуществить системный характер управленческого воздействия. Поэтому ее разработка и реализация являются универсальной закономерностью современного социального управления.

Доктрина социальная -- разновидность  глобальной технологии, которая определяет место социальной системы в геополитическом  пространстве, -- выделяет приоритеты в  реализации коренных социальных интересов  той или иной нации, содержит механизмы  их реализации (экономические, международные, культурно-духовные, экологические, военные) и является основополагающей для  определения стратегических целей  социальной политики, определения социальных ориентиров реформирования, выработки  любого вида политики, выражающей интересы граждан. Процесс ее выработки предполагает объективный научный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, трезвую оценку прошлого исторического опыта, изучение внешних факторов, ведущих тенденций мирового развития, формирования геополитического пространства. На этой основе социальная доктрина, во-первых, выделяет главные национальные интересы, соответствующие перспективным целям данной страны и всего человечества; во-вторых, среди них определяет ряд интересов, от удовлетворения которых, в первую очередь, зависят национальная безопасность данной страны и возможность существования независимого национального государства; в-третьих, определяет те первоочередные ресурсы, которые могут быть использованы для достижения стратегических социальных целей, сохранения и развития генофонда нации, увеличения продолжительности жизни людей, снижения смертности, повышения рождаемости, словом, для повышения качества жизни своих граждан.

Информация о работе Социальное управление: понятие и содержание