Социальное управление: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение социального управления.
Задачи:
изучить социальное управление как самостоятельную отрасль научного знания
обозначить законы и принципы социального управления
изучить сущность и содержание социального управления
проанализировать методы социального управления
сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теория социального управления
1.1 Социальное управление как самостоятельная
отрасль научного знания
1.2 Законы и принципы социального управления
Глава 2. Основы социального управления
2.1 Сущность и содержание социального управления
2.2 Методы социального управления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальное управление 2.docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)

Следует заметить, что в России идет процесс формирования современной  социальной доктрины развития общества как теоретической основы общих  исходных положений не только социальной, но и остальных видов политики. Социальная доктрина раскрывает наиболее общие представления о социальной сфере, о социальных целях общества и принципиальных механизмах ее реализации.

Логика построения социальной доктрины включает несколько этапов:

1) определение границ социальной  сферы, которая является объектом  управленческих воздействий;

2) оценка проблемной ситуации  в этой области;

3) раскрытие алгоритма разработки  социальной программы действий, как долгосрочных, так и среднесрочных;

4) выявление принципиальных механизмов  социального обустройства общества, которыми руководствуются при  разработке концепции социальной  безопасности.

Общим вектором разработки современной  социальной доктрины российского общества и пути ее реализации, на наш взгляд, является корпоратизм.

Само слово «корпоратизм» происходит от «корпорация» (лат. corporatio -- объединение, сообщество). В литературе корпорация преимущественно до сих пор была известна как экономическая, т. е. такой вид взаимодействия людей, который характеризуется акционерными началами, где капитал образуется путем продажи акций и облигаций. Однако по мере развития и утверждения корпоративной собственности как одной из ведущих во всем многообразии ее форм корпорация все в большей мере рассматривается не только как определенный тип экономической и социальной организации, со своими нормами, специфическими интересами и целями деятельности, но и как особый тип обустройства всей общественной жизни (не только экономической, но и политической, духовной). Он основан на принципах совладения и сораспоряжения корпоративной собственностью, подлинно народного самоуправления, договорных отношений между центральной и местной властью, возрождения духовности и культуры в каждом местном сообществе, которому центр делегирует все права распоряжения ресурсами, в том числе интеллектуальными. Таким образом, корпоратизм сегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, где пирамида общественной жизни, наконец, принимает устойчивое положение, не только центр инициирует развитие, а сами местные сообщества, социальные организации, хозяйственные субъекты, люди, проживающие на территориях, включаются в активную общественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они сами создают властные структуры, зарабатывают на свои социальные нужды, финансируют науку, культуру, образование на территориях и, наконец, сами решают местные проблемы под свою ответственность, располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.

Одним из важнейших законов современного социального управления является передача функций управления (функций, прав, полномочий, ресурсов) народным органам  самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными  делами, всемерное развертывание  сил саморегулирования и саморазвития.

Поэтому самоуправление -- основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют затраты на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития, у подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни, собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: попытка реформировать Россию в интересах общества зашла в тупик, теория и практика социального управления пока крайне несовершенны.

Особое внимание следует обратить на единство теории и практики: в  практике социального управления должны реализовываться такие закономерности управления;

-- система социального управления  целостна, что обусловлено культурными,  политическими и экономическими  факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной  цепи отношений управления (от  высших органов управления до  низших его звеньев), в единстве  социального управления со всеми  его составными частями на  основе гармонизации разных целей  и интересов общества, в сочетании  основных функций и методов  управления;

-- между управляемой и управляющей  подсистемами социальной системы  должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность  внутри них, а также между  ними с целью обеспечения наиболее  эффективного функционирования  этих подсистем;

-- между централизацией и децентрализацией  функций социального управления  должно соблюдаться оптимальное  соотношение. Уровень централизации  управления меняется в процессе  общественного развития, и это  изменение является законом социального  управления. Для каждого этапа  общественного развития должен  быть свой оптимальный уровень  централизации (децентрализации);

-- различные слои населения должны  принимать участие в социальном  управлении, в повышении его эффективности  и ответственности, поскольку  общественное производство материальных  и духовных благ подчинено  цели удовлетворения потребностей  населения.

Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся  в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и  механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления -- это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают -- им следуют.

К основным принципам социального  управления относят принципы:

* единоначалия в принятии решений  и коллегиальности при их обсуждении;

* единства воздействия всех  методов управления для поддержания  целостности социальной системы;

* сочетания отраслевого и территориального  управления;

* приоритетности в достижении  стратегических целей;

* научности социального управления;

* прогнозирования социального  управления;

* мотивации (стимулирования) труда;

* ответственности за результаты  социального управления;

* рационального подбора, подготовки, расстановки и использования  кадров;

* экономичности и эффективности  управления;

* системности (рассмотрение объекта  или субъекта управления как  системы, состоящей из различных  звеньев);

* иерархичности (рассмотрение систем  как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на  элементы; при этом каждая ступень  управляет нижестоящей ступенью  и одновременно является объектом  управления по отношению к  вышестоящему уровню);

* необходимого разнообразия (управляющая  система должна обладать не  меньшей сложностью и разнообразием,  чем управляемая система);

* обязательности обратной связи  (получение информации о результатах  воздействия управляющей системы  на управляемую систему путем  сравнения фактического состояния  с заданным);

* сочетания единоначалия и коллегиальности;

* ситуационного управления по  прогнозированию возмущений;

* программно-целевого обеспечения;

* делегирования полномочий;

* гуманизма и нравственности  в управлении;

* гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют  формировать систему методов  и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального  управления должны:

* основываться на законах развития  общества, на законах управления;

* соответствовать целям социального  управления и отражать основные  свойства, связи и отношения управления;

* учитывать временные и территориальные  аспекты процессов социального  управления;

* в необходимых случаях иметь  правовое оформление, получать закрепление  в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального  управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть  не могут, так как выражают общие  требования к системе социального  управления. Формы же и методы использования  этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

 

Глава 2. Основы социального управления

2.1 Сущность и содержание социального  управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую  природу, живую природу и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают  процессы развития, осуществляемые под  воздействием определенных факторов и  условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических  системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается  в основном техническими науками.

Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие  на социальные процессы, коллективы, классы относят к социальному управлению. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

Наиболее общие законы и принципы управления рассматривает наука  кибернетика. В соответствии с делением окружающего нас мира на неживую  природу, живую природу и человеческое общество кибернетика разделяется  на техническую, биологическую и  социальную История политических и  правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. М., 1988. С. 232--233..

Понятие «социальное управление»  рассматривается в узком и  широком значении слова Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. М, 1997. С. 17 и др..

В узком значении социальное управление определяется как процесс воздействия  на социальные процессы для достижения поставленных целей.

В сферу деятельности людей по социальному  управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в  сфере социального управления, а  также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение  квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления -- воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана  с государственной властью, которая  тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все  же первое и отличительное свойство социального управления состоит  в том, что это -- процесс целенаправленного  воздействия управляющей системы  на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

Следовательно, основным элементом  управления, с чего оно начинается, является целеполагание.

Цель управления -- желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления -- главный и начальный этап управления.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, стратегических) наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Информация о работе Социальное управление: понятие и содержание