Социальное управление: понятие и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение социального управления.
Задачи:
изучить социальное управление как самостоятельную отрасль научного знания
обозначить законы и принципы социального управления
изучить сущность и содержание социального управления
проанализировать методы социального управления
сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теория социального управления
1.1 Социальное управление как самостоятельная
отрасль научного знания
1.2 Законы и принципы социального управления
Глава 2. Основы социального управления
2.1 Сущность и содержание социального управления
2.2 Методы социального управления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Социальное управление 2.docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)

Феномен управления тесно связан с  понятием социальная организация. В  самом деле, в течение многих веков  управление из бессознательной деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения  в поколение передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление -- это во многом продукт социальных организаций.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и  функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как  набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств  целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку  всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние  и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно -- сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать Социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность является информационной, потому что  связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей  социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности  в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой задач и организацией их достижения.

Управленческие отношения отличаются исключительной сложностью, представляя  собой единство объективного и субъективного, и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической  системы.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую  и управляемую, каждая из которых  может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими  ей особенностями. Они имеют многоуровневую иерархическую структуру, в каждом звене (подсистеме) имеются свои направления  прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

Итак, основные задачи управления и  его составной части -- организации -- решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

2.2 Методы социального управления

Реализация рассмотренных ранее  законов и принципов управления осуществляется применением различных  методов управления.

Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos -- в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму Колпаков И.И. Методы управления. Киев, 1997..

Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.

Содержание -- это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма -- специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии  динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

-- социальные и социально-психологические,  применяемые с целью повышения  социальной активности людей;

-- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

-- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-- самоуправление как разновидность  саморегулирования социальной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального  управления отражают требования различных  объективных законов социального  развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических  и т. д.

Социальные методы управления связаны  со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными  способами мотивации человеческого  поведения, но и непосредственно: через  постановку социальных целей, повышение  качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных  структур, управленцев, в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим  стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к  делам фирмы и т. п.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между  людьми путем оптимального подбора  и расстановки персонала. К ним  относятся методы комплектования малых  групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т. д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и  ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих  основных видах:

-- прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым  объектам или лицам, воздействует  на конкретно сложившуюся ситуацию;

-- установление правил, регулирующих  деятельность подчиненных (нормативное  регулирование), выработка стандартных  процедур административного воздействия;

-- разработка и внедрение рекомендаций  по организации и совершенствованию  тех или иных процессов, подвергаемых  организационно-административному  воздействию;

-- контроль и надзор за деятельностью  организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно-административных методов  управления является распорядительство  и оперативное вмешательство  в процесс управления в целях  координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.

Важное место в управлении социальными  системами в настоящее время  занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элементарное, решение предполагает определенное предвидение, поскольку  этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных  решений, особенно глобального и  стратегического характера, требует  умения предвидеть главные направления  развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно  с их закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями. Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно неуправляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную  и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых  можно реализовать прогностическую  модель, предупреждают о возможных  отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый  элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Роль и значение прогнозирования  особенно сильно проявляются в условиях научно-технической революции, которая  усложняет связи в социальном организме и повышает динамику общества. Научно-техническая революция требует  еще в большей степени, чем  прежде, идеального опережения, верного  предвидения возможного развития последствий деятельности субъекта управления.

 

Заключение

1. Необходимость социального управления прежде всего обусловлена разделением труда и потребностью в его кооперации. Как совместный труд составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым условием существования и развития общества.

2. Ключевое понятие управления -- воздействие. Воздействие в социальных системах носит осознанный характер, и поэтому может быть понято как такое воздействие субъекта управления на объект, при котором имеется цель перевода последнего в желаемое состояние. Поэтому основным элементом управления является целеполагание.

3. Новой парадигмой управления  является все более полное  включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта  общества в содержание субъекта  управления, что позволяет формировать  управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную  миссию общества, -- создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.

4. В процессе осуществления управленческой  деятельности создаются особого  рода управленческие отношения.  Они имеют свою сложную внутреннюю  структуру. Система управления, которая  складывается в процессе реализации  управленческой деятельности и  функций управления, состоит из  объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных  связей внутри системы, источников  саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развитая системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.

 

Список используемой литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в  управлении обществом. С. 133.

2. Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов  Ю.В. Теория управления. Учебный  курс. М., 1997. С. 13.

3. История политических и правовых  учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. М., 1988. С. 232--233.

4. Колпаков И.И. Методы управления. Киев, 1997.

5. Радченко А.И. Основы государственного  и муниципального управления: системный  подход. М, 1997. С. 17 и др.

Информация о работе Социальное управление: понятие и содержание