Социальное здоровье молодёжи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальное здоровье молодежи в России и обобщить основные подходы в данном направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ 5
1.1. Сущность и содержание понятия «социальное здоровье» 5
1.2. Молодежь как особая социальная группа, уровень ее социального здоровья 13
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ 18
2.1. Социальная политика России в области обеспечения улучшения социального здоровья молодежи 18
2.2. Деятельность общественных организаций по совершенствованию социального здоровья молодежи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Filatova (1).docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Забайкальский государственный университет»

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Социальное здоровье молодёжи в России»

 

 

 

 

Выполнила: студентка ФСНПП

группа: 1130 Филатова О.А

Руководитель: асс. каф. СиСР

Бахаровская Е.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ                                                                                            5

1.1. Сущность и содержание  понятия «социальное здоровье»                             5

1.2. Молодежь как особая социальная группа, уровень ее социального здоровья                                                                                                                    13

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ                                                                                                           18

2.1. Социальная политика  России в области обеспечения  улучшения социального здоровья  молодежи                                                                           18

2.2. Деятельность общественных  организаций по совершенствованию  социального здоровья молодежи                                                                           25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                        30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                       31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из самых актуальных проблем отечественной социологической  науки является внимание к молодёжи в контексте исследования её социального  здоровья, т.к. именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, a так же социализации последующих поколений. К сожалению, современная российская молодёжь находится в сложных условиях общественного развития в целом, причиной тому является социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране. К нему можно отнести: неопределённость будущего, которое негативно влияет на социальное и физическое здоровье молодёжи, вследствие чего появляется стратегия исключения из общества, также распространение различных отклонений от норм. По современным данным здоровье подростков и молодёжи ухудшается. Например, за последние двенадцать лет заболеваемость среди молодёжи увеличилась на две четверти.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в настоящее время четко обозначилась потребность в качественно новом решении проблем и задач в области социального здоровья российской молодежи, a так же всего населения в целом.

Условия состояния социального здоровья молодежи России требуют создания механизма эффективного воздействия на процессы, связанные с оздоровлением общества, с повышением его духовного и физического потенциала.

В связи с этим, важнейшей задачей становится поиск средств, которые бы способствовали улучшению социального здоровья молодежи как необходимого условия обеспечения стабильного общественного развития.

Эффективность мер в области  повышения социального здоровья молодежи во многом зависит от точности и достоверности информации о  реальном положении дел, от управления в области социальной политики и социологического обеспечения деятельности системы здравоохранения.

Социальная работа же позволяет решать широкий круг задач социального здоровья молодёжи. Специалисты по социальной работе должны иметь чёткие представления о здоровом образе жизни и социальном здоровье в целом. Без таких представлений социальная работа является неполноценной. В связи с этим, существует необходимость рассмотреть здоровье молодёжи с точки зрения социальной работы.

Объект курсовой работы: социальное положение молодёжи.

Предмет курсовой работы: социальное здоровье молодежи в России.

Цель: проанализировать социальное здоровье молодежи в России и обобщить основные подходы в данном направлении.

Задачи:

1. рассмотреть сущность и содержание понятия «социальное здоровье»;

2. проанализировать молодежь, как особую социальную группу, уровень ее социального здоровья;

3. изучить социальную политику России в области обеспечения улучшения социального здоровья молодежи;

4. обобщить деятельность общественных организаций по совершенствованию социального здоровья молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ

    1. Сущность и содержание понятия «социальное здоровье»

 

Здоровье человека позволяет  успешно осуществлять биологические  и социальные функции, удовлетворять все необходимые жизненные потребности. Здоровье формируется в процессе развития человека. Развития физиологического, психического, социального и духовного. У каждого человека есть возможность быть здоровым, но реализация этой возможности требует определённых знаний и усилий.

Во все времена общество осознавало, на сколько важно здоровье для человека, для его полноценной жизни. Еще в V веке до н.э. в Греции государственный деятель Перикл говорил о том, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды» [15,с.67].

Здоровье включает в себя различные компоненты, к которым относится активность человека. Активность социальная, двигательная, трудовая, a так же способы удовлетворения материальных и духовных потребностей, форма участия людей в общественной жизни, познавательная деятельность и др.

Существует множество  определений понятия «здоровье».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье трактуется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние  функциональных возможностей организма.

Психическое здоровье рассматривается  как состояние психической сферы  человека, которое характеризуется душевным комфортом и обусловлено потребностями биологического и социального характера, обеспечивает адекватное регулирование поведения.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок  и мотивов поведения в социальной среде [28].

Но, всё-таки определение понятия «здоровье», которое трактуется экспертами ВОЗ, не раскрывает его важность для человека и цель сохранения. Данные критерии рассматриваются с точки зрения целевой функции здоровья. По мнению В.П. Казначеева, «Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни» [13,с.38].

Из этого определения можно выразить, что целью здоровья является обеспечение максимальной продолжительности активной жизни.

С помощью же анализа существующих определений понятий здоровья можно выявить основные признаки здоровья:

1. нормальное функционирование организма на различных уровнях его организации (клеточном, гистологическом, органном и др.), допустимое течение физиологических и биохимических процессов, способствующих выживанию и воспроизводству индивидов;

2. динамическое равновесие  организма, равновесие его функций и факторов внешней среды или гомеостаз (статическое равновесие) организма и среды;

3. способность к полноценному  выполнению социальных функций,  участие в социальной деятельности, a так же и в общественно полезном труде;

4. способность человека  адаптироваться к стабильно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде;

5. отсутствие болезней  и болезненных состояний;

6. полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, a так же гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства и саморегуляции [7,с.5].

Здоровье человека можно  считать самой важной ценностью в жизни. Оно является главным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества. По своей структуре здоровье, как ценность, включает два основных компонента – объективный и субъективный. Объективный компонент включает в себя совокупность возможностей, реализующихся при наличии полноценного здоровья. Это статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.д. Субъективный компонент здоровья как ценности включает в себя отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации по отношению к здоровью [2, стр. 5].

На сегодняшний день стало ясно, что для полноценной жизни в современном обществе, одного физического здоровья недостаточно. Поэтому здоровье может рассматриваться и как социальная ценность, которая основывается на социальных связях, месте и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности [25,с.37].

Социологический подход к  здоровью основывается на негативном его определении. «Здоровое общество» - это то общество, где минимален  уровень «социальных болезней». Болезнь является биологическим  феноменом, и понятие «социального здоровья» имеет, таким образом, во многом, образное значение [9,с.73].

Так же существуют такие  подходы к здоровью как системный, нормоцентрический, феноменологический, интегративный и др.

Системный подход на сегодняшний день во всех отраслях знания считается наиболее перспективным. Данный подход расценивается как магистральное развитие науки. В него входит и телесное здоровье, и душевное (психологическое) и духовное. Все эти аспекты составляют неразделимое целое. Они включены друг в друга и между ними существуют прямые и обратные связи, которые обеспечивают динамическое равновесие [31,с.23].

В нормоцентрическом подходе, здоровье рассматривается как совокупность норм эмоционального поведения и реагирования, мышления, восприятия, в сочетании с показателями соматического состояния индивида.

В феноменологическом подходе: проблемы здоровья и болезни трактуются как аспекты индивидуального существования человека. Эти способы включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (Ясперс, Бинсвангер, Лэнг). На смену формализованным процедурам исследования приходит феноменологическое описание, основанное на понимании и эмпатии [30,с.88].

В интегративном подходе любые принципы и модели признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого сознания. В настоящее время предпринимается попытка преобразовать эти модели и схемы с учетом их ограничений на единой основе, согласно базовым принципам теории систем [31,с.24].

Говоря о «социальном  здоровье», обычно имеют в виду:

1. социальную значимость  каких-либо заболеваний в силу их распространенности, вызываемых ими экономических потерь, тяжести, т.е. угрозы для существования популяции или страха перед ними;

2. влияние общественного  устройства на причины возникновения  болезней, характер их течения  и исходы (т.е. возможности выздоровления  или смерти);

3. оценку биологического  состояния определенной части  или всей человеческой популяции  на основе интегрированных (агрегированных) статистических показателей, составляющих  так называемую «социальную статистику»  [9,с.73].

По классификации А.А. Ковалевой выделяются 5 групп социального здоровья:

  1. социально здоровые. Эта группа представляет собой идеал, к которому стремится наше общество. В неё входят творческие люди, имеющие духовно-нравственные ценности, не склонные к девиантному поведению;

  2. обыватели. Это самая многочисленная группа, характеризующаяся склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. В данной группе люди толерантны ко всему, что не касается личного;

3. социальные невротики. В данную группу входят люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Они склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности;

4. социальные психопаты.  Данная группа включает в себя лица, имеющие «перевернутые» ценности, или нарушенные социальные нормы;

5. социальные идиоты. Эта же группа характеризуется людьми, которые обладают большими финансовыми ресурсами, но их не используют на решение проблем других людей или общества. Для них характерна такая цель, как накопление денежных средств.

Информация о работе Социальное здоровье молодёжи в России