Социальное здоровье молодёжи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальное здоровье молодежи в России и обобщить основные подходы в данном направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ 5
1.1. Сущность и содержание понятия «социальное здоровье» 5
1.2. Молодежь как особая социальная группа, уровень ее социального здоровья 13
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ 18
2.1. Социальная политика России в области обеспечения улучшения социального здоровья молодежи 18
2.2. Деятельность общественных организаций по совершенствованию социального здоровья молодежи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Filatova (1).docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

В предложенной классификации наглядно показан один из факторов здоровья, определяющий эффективность функционирования любой социально-экономической системы, а также результат формирования процесса взаимодействия личности с социальной средой. Данный фактор отображает уровень этого взаимодействия. Социальное здоровье индивида, под которым понимается социальная активность, поведение в обществе, личное восприятие мира, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом, на сегодняшний день провозглашено национальной идеей России [19,с.106].

Понятие «социальное здоровье населения» тесно связано с таким  понятием как «качество жизни  населения». Качество жизни населения  — это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Исходные мнения об уровне благосостояния как определенных стандартах жизни, определялись в научных работах А. Смита и Д. Риккардо. Смена механизма социального развития общества явилась причиной появления и распространения термина «социальное здоровье» в обществах с высоким уровнем потребления.

Происхождение концепции  «качество жизни» связывают с зарубежной социологией. Прежде всего, американской, где она получила развитие в 60-х годах XX века.

Закономерный процесс  развития общества предполагает существование различных точек зрения о качестве жизни населения. Но, несмотря на разное понимание качества жизни Дж. Гэлдрейта, Ж. Фурастье, П. Пракера, многие исследователи считали, что переход к обществу нового качества жизни возможен только при научно-техническом прогрессе. Согласно их точке зрения, отмечают С.И. Григорьев и Т.Г. Гуслякова, решение социальных проблем возможно только в обществе нового качества жизни. Реальность и возможность решения социальных проблем только в сверхиндустриальном обществе они объясняют тем, что только такое общество может создать условия для психологического удовлетворения личности [3,с.128].

По мнению исследователей (Т. Адорнз, Г. Маркузе, Э. Мишан, Л. Мэмфорд, и др.), наука и техника, ухудшающие окружающую среду, оказывают отрицательное воздействие на жизнь человека. Эти ученые считают, что человечество должно замедлить или даже остановить экономический рост, сократить потребление материальных благ, потому что человек, потеряв материальное, приобретает духовное [26,с.62].

Из этого следует, что теоретики, которые критикуют современное общество, предполагали, что общество подавляет личность, её духовные и творческие силы.

Основной причиной широкого распространения и даже появления термина «социальное здоровье» явилась смена механизма всего социального развития. В наиболее развитых странах мира очевидной стала ограниченность использования термина «уровень жизни», поскольку реальность убедительно показала, что достижение высокого уровня потребления и экономический рост не избавляют общество от нищеты, наркомании, преступности, загрязнения окружающей среды и техногенных катастроф, не гарантируют его от глубоких социальных потрясений [31,с.379].

В современный стандарт уровня жизни входят такие показатели, которые характеризуют занятость и социальную защиту населения, индивидуальный статус и свободу личности, правовые, этические, социальные, медицинские нормы, уровень образования и культуры, обеспечение граждан основными материальными и духовными благами, в том числе санитарно-природоохранными.

В современных условиях на социальное здоровье общества влияют как биологические свойства каждого отдельного человека, различные компоненты среды обитания, так и их совокупность.

Ведущая роль в воздействии  на уровень социального здоровья населения принадлежит социальным и экономическим факторам, включающим:

- жилищно-бытовые условия;

- степень урбанизации  территории;

- вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания и т.п.);

- величина доходов населения;

- развитие социальной помощи нуждающимся слоям населения;

- наличие или отсутствию  достойной работы;

- доступность и качество  образования;

- проблемы семьи и нравственности и т.п. [26,с.63].

В основе данного предположения  лежат представления о механизмах связи социального здоровья с  неравенством в социально-экономическом  положении. В некоторых случаях  эти механизмы достаточно очевидны, иногда представляют некоторую сложность. Так, уровень доходов определяет различия в жизненных стандартах - количестве и качестве потребляемых товаров и услуг. Различия в жизненных условиях формируют неодинаковые возможности адаптации, способность справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Неравенство в жизненных стандартах определяет неравенство возможностей в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими отклонениями от здоровья [6,с.138].

Таким образом, на научном  и практическом уровне наличие связи  между материальным благополучием  и не только физическим, но и социальным здоровьем населения не вызывает сомнений.

Из этого следует, что социальное здоровье - это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Однако с каждым годом растут националистические настроения, насилие, пассивность и равнодушие, неуважение к истории и традициям своей семьи, края, страны, стремление к богатству, лень и нежелание отдавать всего себя безвозмездному служению стране – это отрицательные факторы общественной среды, которые влияют на становление молодого общества сегодня [12].

В таком случае, обеспечение улучшения социального здоровья населения, его отдельных групп может быть достигнуто посредством осуществления социальной работы. Социальная работа помогает достигать максимального уровня здоровья, адаптации и функционирования социально неблагополучных лиц, a так же лиц с физическими и психическими отклонениями. Специалисты по социальной работе выявляют данные проблемы в обществе и решают их в соответствии с уровнем их важности и распространения (работают с трудными подростками, наркоманами, инвалидами, алкоголиками, сиротами, так же с подростками попавшими в кризисную ситуацию медицинского, экономического или социального характера и т. д.).

 

    1. Молодежь как особая социальная группа, уровень её социального здоровья

 

Изучение социальных групп российского общества, её основных элементов является одной из важных проблем современных наук об обществе. К числу таких элементов принадлежит молодёжь, занимающая заметное место в жизни страны и играющая существенную роль в её развитии [11,с.28].

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии и др., а также отдельной отрасли научного знания – ювенологии («науки о молодежи»).

Молодежь является это наиболее динамичной социальной группой во всех обществах. В межкультурных коммуникациях российская молодежь усваивает образцы поведения, культурные стереотипы, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений [17,с.186].

Молодёжь является социально-демографической  группой, которая выделена на основе обусловленных возрастными особенностями социального положения людей, их функций и места в социальной структуре общества, интересов и ценностей. Молодежь часто рассматривают как группу, переживающую переходный период между детством и взрослой жизнью. Выделяются две стадии молодости: отрочество (подростковый возраст) и юность. Хронологические границы молодости определяются в зависимости от особенностей исторического развития, культуры, способов и форм социализации данного человеческого сообщества. На протяжении всей истории человечества возрастная периодизация молодости часто изменялась. Существенные коррективы в определение возрастных границ вносит акселерация. В современном мире к молодежи относят людей в возрасте от 14-16 до 25-30 лет [21,с.59].

Социальный статус молодежи связан с их деятельностью: работой  или учёбой. Существуют группы молодежи: учащиеся (школьники и студенты) и рабочие (служащие). Часть молодых людей совмещают учёбу (в формах вечернего обучения и заочного обучения) с работой на производстве. В Российской Федерации работающие подростки (15-18 лет) имеют особый юридический статус, им предоставлены определённые льготы (укороченный рабочий день, дополнительные дни отпуска и пр.) [2,с.116].

Большую роль в исследовании молодежи и ее социальных проблем  играет социология молодежи, которая сформировалась как самостоятельная наука в 60-ые годы ХХ века. Однако, её провозглашение, как самостоятельной отрасли, состоялось на Международном социологическом конгрессе в Варне (1970 г.), когда было принято решение о создании специального исследовательского комитета. Это решение означало, что в данной отрасли научного знания был накоплен значительный объем информации как теоретического, так и прикладного плана [29,с.215].

Многообразие теоретических  концепций в исследовании молодёжи определили и различие в понимании молодёжи.

В советском обществознании понятие «молодёжь» употреблялось  в широком значении – как одно из поколений, часть общества, которая объединена общностью ценностей и целей. И для этого были веские основания. Так как в социалистическом обществе молодёжь как социальное образование имела более выраженную целостность, обеспеченную комсомолом и относительно равными, стабильными социальными условиями [1,с.54].

В конце 80-х – начале 90-х  гг. ХХ века произошло существенное изменение процессов групповой интеграции молодёжи. Как отмечают А. Сапранов и П. Кравчук, усиливающаяся дифференциация молодёжи актуализирует проблему выявления интегрирующих факторов, признаков её целостности, а методологическая ограниченность традиционного обществознания (вне зависимости от идеологических, мировоззренческих позиций) не позволяет создать адекватный социальный портрет молодёжи [24,с.140].

Подходов к определению  понятия «молодёжь» в современной научной литературе довольно много.

С точки зрения психофизиологического  подхода: молодость – это период развития человеческой личности между зрелостью половой и зрелостью полной.

Социально-психологический подход трактует молодёжь как определённый возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого – всеми особенностями возрастного класса [22,с.82].

В рамках конфликтного подхода молодость является трудным полным стрессов и чрезвычайно важным периодом жизни.

В ролевом подходе молодость рассматривается как особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они больше не играют роли ребёнка и не являются полноправными носителями роли взрослого.

Субкультурный подход рассматривает молодёжь как группу со своим определённым специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями.

Стратификационный подход определяет молодёжь как особую социально-демографическую группу, которая ограниченна возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусами и ролями.

Социализационный подход рассматривает молодость как  период первичной социализации, социального роста. Главная цель юности – это персонализация и самоопределение. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности [12,с.93].

Интеракционистический подход указывает, что молодость – это  одно из состояний души, которое присуще каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (нормативное поведение) и «взрослый» (принятие разумных решений), оно проявляется в непосредственности, спонтанности, нестандартности поведения.

Субъективный подход определяет молодость как особое мироощущение, устремлённость в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости  от реального возраста.

Процессуальный подход подчеркивает то, что молодые – это кто не интегрирован, кто находится в состоянии становления, формирования [5,с.92].

Сопоставление множества  подходов к определению понятия «молодёжь» показывает, что каждый из них фиксирует её реальные и значимые черты и особенности, но ни один, не является исчерпывающим.

А.И. Ковалёва и В.А. Луков  предлагали раскрываемое поэтапно определение  молодёжи как социокультурного явления. По их мнению молодежь – это:

1. особая социально-демографическая  группа, состоящая из людей,

осваивающих и присваивающих  социальную субъективность, т.е. объективно связанных на определённом этапе  своей жизни переходом от преимущественного  свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть активным началом (деятелем, творцом) социальной реальности;

2. имеющие социальный  статус молодые люди, являющиеся по самоидентификации молодыми, а также ценности этой социальной группы;

3. выражающий символический и предметный мир молодого общества [11,с.146].

Данный подход к определению  понятия «молодёжь» позволяет выделить те компоненты, которые должны включать определение молодёжи как объекта и субъекта какой либо деятельности, в том числе и социальной работы.

Социальное здоровье так  же является способностью молодёжи раскрывать себя, оптимизировать своё социальное пространство в соответствии с личными качествами, ставить и реализовывать задачи, основанные на осознании собственной ответственности за происходящее [18].

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Информация о работе Социальное здоровье молодёжи в России