Социальное здоровье молодёжи в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальное здоровье молодежи в России и обобщить основные подходы в данном направлении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ В РОССИИ 5
1.1. Сущность и содержание понятия «социальное здоровье» 5
1.2. Молодежь как особая социальная группа, уровень ее социального здоровья 13
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ 18
2.1. Социальная политика России в области обеспечения улучшения социального здоровья молодежи 18
2.2. Деятельность общественных организаций по совершенствованию социального здоровья молодежи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Filatova (1).docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

Таким образом, подводя итог, можно определить, что молодёжь –  это особая социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, обладающая определёнными  физиологическими, психологическими и  социальными чертами и как  таковая имеет свои нужды, запросы, предъявляет обществу особые требования, ведь положение молодёжи определено социально-экономическим состоянием общества [13,с.88].

У молодежи существует множество социальных проблем (криминализация молодежи, материальные трудности, невозможность для многих получения образования, неорганизованность досуга и проч.). все это приводит к ухудшению соц. здоровья, а разрешить эти проблемы должна социальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ

2.1. Социальная политика России в обеспечении улучшения социального здоровья молодежи

 

В российском обществе остро стоят проблемы социальной поддержки молодежи, профилактики детской беспризорности и безнадзорности, а также роста социальных болезней. Основными причинами их возникновения и роста являются разрушение бывшей государственной инфраструктуры, социализации и общественного воспитания детей без формирования эффективной новой, адаптированной к условиям рыночных отношений, рост бедности и имущественного расслоения населения. В связи с этим чрезвычайно актуальными остаются вопросы, связанные с формированием эффективной молодежной политики, особенно в аспекте улучшения ее социального здоровья, от которого зависит социальное самочувствие молодежи, ее жизнеспособность, трудовая и социальная активность.

Специалистами отмечается, что на сегодняшний день в России задача государственной молодежной политики в сфере распределения и обмена состоит в выработке мер, экономических и социальных, направленных на кардинальное перераспределение каналов пополнения этой сферы [14,с.94].

В настоящее время дефицит государственного участия в социальной сфере способствует общему снижению качества человеческого потенциала, что нашло отражение в следующих показателях:

- прогрессирующее и катастрофическое  сокращение продолжительности жизни,  которое обусловлено социальной  незащищенностью, низким уровнем  страхового здравоохранения и  охраны труда, алкоголизмом и наркотизацией населения, падением общей культуры;

- катастрофическое падение  рождаемости, связанное с кризисом  института семьи и в целом  социокультурным кризисом, а также  отсутствием продуманной демографической политики государства;

- слабое физическое развитие  и здоровье подрастающего поколения  как результат снижения уровня  жизни семей и отсутствия государственного  финансирования физической культуры масс;

- понижение образовательного  и интеллектуального потенциала вследствие общего упадка системы образования и сворачивания государственного обеспечения науки; падение общей культуры и нравственности населения [30,с.86].

В рамках распространения  социальных болезней и их роста следует выделить проблемы, которые связаны с ростом наркомании и алкоголизма. При этом самое страшное заключается в том, что большинством потребителей наркотиков и алкоголя являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков, число наркоманов в России составляет от 3 до 8 млн. человек.

Специалисты спрогнозировали, что только половина сегодняшних  подростков доживет до пенсионного  возраста. Потому что на сегодняшний день, из-за доступности алкогольных напитков, отсутствия системной воспитательной работы и эффективной социальной политики государства в области поддержания, и сохранения здоровья молодежи, вне риска алкоголизации находятся только около 70 % юношей, и 70 – 90 % девушек. A у страны, населенной немощными и больными молодыми людьми, хорошего будущего быть не может. Вероятно, ответственность за реализацию идейно-духовного и культурного возрождения российского общества ложится на российское государство в плане выстраивания соответствующей социальной политики (политики в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп) [8,с.129].

В свою очередь, эти меры должна реализовывать ГМП. (определение)

Социологи определяют молодежную политику как систему мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального статуса группы молодежи, которая по каким-либо причинам оказалась в трудном положении по сравнению с другими слоями населения, и при этом не в состоянии улучшить свое положение только собственными силами. Эта система мер, способствуя социальному развитию молодежи, реализуется через деятельность государства, политических партий, общественных объединений, непосредственно определяет характер будущего состояния российского общества.

Успешное реформирование государства возможно только при  активном участии молодежи. Это требует  новых подходов к разработке и  осуществлению молодежной политики. Только на основе объективных данных о положении молодежи может быть осуществлена молодежная политика. Однако на сегодняшний день нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующейся молодежной политике нужно опираться на теоретические разработки в данной области [10,с.73].

Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с здоровьем, образованием, занятостью, отдыхом молодежи и т.д.

Сделать молодежную политику эффективной (чтобы она соответствовала современным требованиям), учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти как исполнительной, так и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому  капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом социального развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления  молодежи, и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, которые будут ориентироваться на вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной  молодежной политики могут быть решены только с применением проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованы в молодежной среде и обществе [20,с.37].

Все это, должно сформировать устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на конституционных гарантиях  равенства прав и свобод граждан, реализация которых осуществляется в отношении молодежи на следующих принципах:

- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, образования, выбора жизненного пути, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;

- ответственности молодых  граждан за реализацию ими  конституционных прав и обязанностей  в процессе деятельности в  основных сферах государственной  и общественной жизни;

- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

- обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере воспитания, образования, культурного, духовного и физического развития, в области трудоустройства, охраны здоровья, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, неправительственных организаций, органов местного самоуправления, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [20,с.39].

Государственная молодежная политика в РФ осуществляется в правовых целях (возрождение России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и развитие молодёжи; создание правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей), социально-культурных (содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; создание условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества), образовательных (воспитание и образование молодежи; недопущение дискриминации по защите прав и интересов молодых людей; реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений).

Цели государственной  молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и другие юридические и физические лица.

Координация деятельности федеральных  органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Деятельность осуществляется с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной  молодежной политики в Российской Федерации  в соответствии с их компетенцией.

Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение приоритетных направлений  и основных механизмов реализации государственной  молодежной политики строится с учетом:

- конкретных задач и целей государственной политики; признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально- экономического развития; укрепления правового демократического государства и гражданского общества; обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;

- реальных возможностей  государства, результатов, достигнутых  в осуществлении социально- экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;

- актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан [16,с.273].

С учетом названных положений  приоритетами государственных интересов  в отношении молодежи являются:

- воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

- воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в общественной и государственной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

- воспитание гражданина - труженика, имеющего образование,  соответствующее потребностям современного духовного и материального производства, который обладает качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способен проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

- воспитание нравственного и развитого физически гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений [16,с.275].

Таким образом, социальное здоровье молодежи должно стать непосредственным объектом социальной политики российского  государства, в центре которой, в  качестве обязательного компонента стала бы концепция формирования самосохранительного поведения  молодежи. Разрушение духовных ценностей  российской культуры оказало непосредственное влияние на социальное здоровье молодежи, особенно русской, в наибольшей степени  подверженной алкоголизации,  наркотизации по сравнению с молодежью иных этнических групп, сохранивших приверженность своим культурным ценностям, обычаям и традициям.

Информация о работе Социальное здоровье молодёжи в России