Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
Социально-экономическая политика Российской Федерации_______________________________________________________5
Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ__________________________________5
Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ________________________________________________________8
Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ_________________________________11
Региональная социально-экономическая политика в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения___13
Основные задачи региональной социально-экономической политики в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения_________________________________________________16
Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона_____________________________18
Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе___________________________________________________22
Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению________________________24
Заключение________________________________________________________36
Список литературы__________________________________________________37

Файлы: 1 файл

социально-экономическая политика КУРСОВИК.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

Законодательной деятельностью  Государственной Думы и нормотворческой  деятельностью Правительства Российской Федерации формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики. Тем самым создано общероссийское правовое пространство действий органов власти разных уровней в социальной сфере. Главное место отводится регламентации бюджетных финансовых ресурсов. Это сфера внимания в первую очередь федеральных законов о федеральном бюджете, налогового законодательства, других нормативных актов.

Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.

Основная часть общегосударственных регламентации по управлению социальной сферой создается исполнительной властью — правительством, отдельными министерствами и ведомствами.

Содержание деятельности региональных и местных властей  в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.

    1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

Организация региональной социально-экономической  политики - это определенная форма  правового взаимодействия органов  власти, предприятий и некоммерческих обществ, связанных между собой  едиными целями и задачами развития региона на основе высокой конкурентоспособности  и достижения мирового качества жизни.

Анализ организации региональной социально-экономической политики в развитых государствах показывает многообразие особенностей и применяемых  методов. Весь спектр современных подходов можно условно подразделить на несколько  видов:

1) политика специализации  территорий;

2) политика выравнивания;

3) саморегулирование. 

В качестве инструментария здесь ведущие страны используют: стратегическое планирование и развитие, индикативное планирование, развитие территории с учетом ситуации, опережающее  воздействие.

Организационный механизм социально-экономической политики включает следующие элементы и методы достижения программных целей: организационно-административное регулирование, регулирование республиканской налогово-бюджетной и финансово-кредитной системы, использование инструментов республиканской инвестиционной политики, реализацию мероприятий федеральных и республиканских целевых программ, привлечение средств из дополнительных внебюджетных источников; оценка текущего состояния экономики и прогнозирование темпов и пропорций развития хозяйственного комплекса республики, обеспечение эффективной государственной поддержки и стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Эффективность механизма  реализации социально-экономической  политики на определенный год выражается в достижении более высокого уровня показателей, утвержденных Комиссией  при Президенте РФ по вопросам совершенствования  государственного управления и правосудия в соответствии с Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 2007 г. (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».

 

 

  1. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

При поддержке Президента, Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики ежегодно увеличивается доля бюджетных средств, направляемых в отрасль социальной защиты, так за 2012 год из республиканского бюджета, с учетом средств федерального бюджета, направлено 4,0 млрд. руб., что на 12% больше, чем в 2010 году (3,57 млрд. рублей). Из них 27% составили средства федерального бюджета и 73% - средства республиканского бюджета.

Удмуртия выполняет все  обязательства в отношении предоставления социальных гарантий различным категориям граждан. Объем бюджетных средств  на эти цели равен – 2,8 млрд. руб.

Посредством предоставления мер социальной поддержки ежегодно улучшают материальное положение более 500 тысяч жителей республики.

Территориальными органами Министерства в течение года своевременно производились выплаты 35 видов пособий, компенсаций и других социальных выплат. Структура отрасли системы социальной защиты населения Удмуртии представлена на рис. 2.

Более 270 тысяч льготников, относящихся к федеральным и  региональным льготникам, являются получателями денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг. На эти цели из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики направлено 1 млн. 932 тыс. рублей.

Сохранены, установленные  законодательством Удмуртской Республики, дополнительные меры социальной поддержки  по проезду. Для повышения уровня доходов малоимущих граждан, органами социальной защиты населения предоставляется денежная и натуральная адресная социальная помощь. В 2011 году такой вид помощи получили 2 тыс. 599 малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на общую сумму 5,7 млн. рублей, выделенную из республиканского бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме этого за счет Республиканской целевой программы «Старшее поколение» оказана материальная помощь на зубопротезирование, ремонт жилья, оплату дорогостоящего лечения 863 пожилым гражданам на сумму 3 млн. 300 рублей.

Рис. 2 – Структура отрасли системы социальной защиты населения УР

С целью укрепления семейных ценностей в республике проводятся награждения многодетных матерей  знаком отличия «Материнская слава», достойно воспитавших своих детей. В 2011 году этим знаком награждены70 женщин.

В 2011 году 2 тыс.149 семей отпраздновали  торжественные даты совместной жизни (2010г. - 1 тыс. 841 семья), получив единовременную выплату по 2 тысячи рублей. Указом Президента Удмуртской Республики с 2012 года единовременная выплата «Золотым юбилярам» составляет 3 тысячи рублей.

Важным элементом социальной защиты пожилых, инвалидов остаётся развивающаяся сеть учреждений и  служб социального обслуживания, насчитывающая 65 самостоятельных учреждений, в которых ежегодно получают социальные услуги 250 тысяч пожилых граждан, инвалидов.

Сегодня социальное обслуживание должно быть доступно всем пожилым  людям без исключения, и организовать его необходимо таким образом, чтобы  обеспечить проведение мероприятий, как  по предоставлению Перечня гарантированных  социальных услуг, так и по созданию условий для реализации личностного  потенциала в старости.

Принятое 8 августа 2011 года постановление  Правительства Удмуртской Республики № 273 «О Типовом положении о бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения», позволило установить единую структуру учреждений социального обслуживания на территории Удмуртской Республики.

Реорганизованы малоэффективные  отделения, деятельность которых не носит профилактического и реабилитационного  характера: отделения дневного и  временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сестринского ухода, организационно-методические.

Вместо этих отделений  на базе центров социального обслуживания созданы отделения реабилитации для граждан пожилого возраста и  инвалидов (со стационаром и без  стационара).

Внедряются новые виды домашнего ухода: службы сиделок  при отделениях срочного социального  обслуживания; для оказания социально-медицинских  услуг вводятся ставки медицинских  работников отделениях социального  обслуживания на дому.

Преимущественным становится развитие отделений социального  обслуживания на дому как более экономичных  и приближенных к реальным нуждам пожилых и инвалидов. Первоочередной задачей является предоставление помощи для надомного социально –  бытового обслуживания и оказания доврачебной  медицинской помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, и, страдающим тяжелыми заболеваниями.

Ежегодно отделениями  социального обслуживания на дому предоставляется  комплекс социальных услуг более 10 тысячам граждан пожилого возраста и инвалидам.

Востребованными сегодня  являются социально-психологические  и социально-правовые услуги. В 2011 году психологическую помощь в центрах  социального обслуживания получили - 26 тыс. человек, правовую помощь получили - 12 тыс. человек.

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

В продолжение преемственности  курса нынешнего руководства  по вопросам социальной политики перед  Министерством и отраслью социальной защиты населения стоят следующие задачи:

• модернизация учреждений социального обслуживания, эффективное  использования ресурсов обеспечивающих их деятельность, повышение качества социальных услуг, улучшение условий  проживания и обслуживания, осуществление  контроля по предоставлению социальных услуг в соответствии со стандартами  социального обслуживания населения;

• совершенствование системы  реабилитации, повышение качества, эффективности доступности реабилитационных, образовательных и других видов  услуг; создание условий для формирования доступной среды жизнедеятельности  инвалидов, проведение организационных  мероприятий по повышению качества закупаемых технических средств  реабилитации;

• своевременное и качественное предоставление мер социальной поддержки  отдельным категориям граждан;

• реализация мероприятий  республиканских целевых и ведомственных  программ: «Улучшение положения и качества жизни пожилых людей в Удмуртской Республике на 2011 - 2013 годы»; «Доступная среда на 2011 – 2015 годы»; «Пожарная безопасность в органах и учреждениях социальной защиты населения в Удмуртской Республике на 2012 – 2014 годы»; демографического развития Удмуртской Республики на 2011 – 2015 годы;

• дальнейшая разработка и  принятие административных регламентов  предоставления государственных услуг;

• подготовка информационных систем отрасли к предоставлению государственных услуг гражданам  в электронном виде;

Социальная поддержка  пенсионеров, повышение качества их жизни, предоставление социальных услуг  на дому и в стационарных учреждениях  социального обслуживания, создание достойных условий для отдыха и досуга – одна из приоритетных задач социальной политики.

Это обусловлено основополагающими  нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов  и законами Удмуртской Республики.

В Удмуртской Республике, как  и в целом по России, наблюдается  устойчивая тенденция к увеличению численности граждан старшего поколения, их проживает свыше 411 тысяч.

Основными задачами Министерства социальной защиты населения УР являются:

реализация государственной  политики по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  Удмуртской Республики;

реализация государственной  политики по обеспечению отдельных  категорий граждан пособиями, компенсациями  и иными выплатами, возложенными в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики на органы социальной защиты населения;

реализация государственной  политики по предоставлению государственной  социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам;

реализация государственной  политики по пенсионному обеспечению, предоставляемому за счет средств бюджета  Удмуртской Республики;

реализация государственной  политики в области социального  обслуживания населения;

участие в реализации государственной  политики в отношении инвалидов  на территории Удмуртской Республики;

участие в реализации государственной  политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

реализация государственной  политики по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.

 

 

    1. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

 

Рассмотрим полномочия местного самоуправления (МСУ) в социальной сфере.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства и региона в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения