Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
выявление основных направлений социальной политики в России;
исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения.
Введение___________________________________________________________3
Социально-экономическая политика Российской Федерации_______________________________________________________5
Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ__________________________________5
Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ________________________________________________________8
Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ_________________________________11
Региональная социально-экономическая политика в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения___13
Основные задачи региональной социально-экономической политики в области совершенствования структуры системы социальной защиты населения_________________________________________________16
Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона_____________________________18
Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе___________________________________________________22
Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению________________________24
Заключение________________________________________________________36
Список литературы__________________________________________________37
Законодательной деятельностью
Государственной Думы и нормотворческой
деятельностью Правительства
Важную роль играют законы, регламентирующие решение на первый взгляд далеких от социальной сферы проблем, например, военной реформы и статуса военнослужащих, земельной реформы и развития сельского хозяйства. Такие законы косвенно, но весьма ощутимо корректируют предмет ведения и полномочия в социальной сфере региональных, а особенно местных органов власти. Свою роль в разграничении полномочий в социальной сфере между федеральной и региональной властью играют и специальные договоры, предусмотренные ст. 11 Конституции России.
Основная часть
Содержание деятельности региональных и местных властей в социальной сфере (региональные и местные компоненты государственных стандартов, перечень региональных социальных программ, содержание и организация деятельности в конкретной отрасли социальной сферы, учредители организаций и учреждений, полномочия законодательных и исполнительных органов власти в конкретной отрасли социальной сферы и многое другое) определяется законами органов законодательной власти и постановлениями правительств (администраций) субъектов Федерации.
Организация региональной социально-экономической политики - это определенная форма правового взаимодействия органов власти, предприятий и некоммерческих обществ, связанных между собой едиными целями и задачами развития региона на основе высокой конкурентоспособности и достижения мирового качества жизни.
Анализ организации
1) политика специализации территорий;
2) политика выравнивания;
3) саморегулирование.
В качестве инструментария здесь ведущие страны используют: стратегическое планирование и развитие, индикативное планирование, развитие территории с учетом ситуации, опережающее воздействие.
Организационный механизм социально-экономической
политики включает следующие элементы
и методы достижения программных целей:
организационно-
Эффективность механизма реализации социально-экономической политики на определенный год выражается в достижении более высокого уровня показателей, утвержденных Комиссией при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия в соответствии с Указом Президента РФ № 825 от 28 июня 2007 г. (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
При поддержке Президента,
Правительства и
Удмуртия выполняет все
обязательства в отношении
Посредством предоставления мер социальной поддержки ежегодно улучшают материальное положение более 500 тысяч жителей республики.
Территориальными органами Министерства в течение года своевременно производились выплаты 35 видов пособий, компенсаций и других социальных выплат. Структура отрасли системы социальной защиты населения Удмуртии представлена на рис. 2.
Более 270 тысяч льготников, относящихся к федеральным и региональным льготникам, являются получателями денежных выплат на оплату жилищно-коммунальных услуг. На эти цели из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики направлено 1 млн. 932 тыс. рублей.
Сохранены, установленные законодательством Удмуртской Республики, дополнительные меры социальной поддержки по проезду. Для повышения уровня доходов малоимущих граждан, органами социальной защиты населения предоставляется денежная и натуральная адресная социальная помощь. В 2011 году такой вид помощи получили 2 тыс. 599 малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, на общую сумму 5,7 млн. рублей, выделенную из республиканского бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме этого за счет Республиканской целевой программы «Старшее поколение» оказана материальная помощь на зубопротезирование, ремонт жилья, оплату дорогостоящего лечения 863 пожилым гражданам на сумму 3 млн. 300 рублей.
Рис. 2 – Структура отрасли системы социальной защиты населения УР
С целью укрепления семейных
ценностей в республике проводятся
награждения многодетных
В 2011 году 2 тыс.149 семей отпраздновали торжественные даты совместной жизни (2010г. - 1 тыс. 841 семья), получив единовременную выплату по 2 тысячи рублей. Указом Президента Удмуртской Республики с 2012 года единовременная выплата «Золотым юбилярам» составляет 3 тысячи рублей.
Важным элементом социальной
защиты пожилых, инвалидов остаётся
развивающаяся сеть учреждений и
служб социального
Сегодня социальное обслуживание должно быть доступно всем пожилым людям без исключения, и организовать его необходимо таким образом, чтобы обеспечить проведение мероприятий, как по предоставлению Перечня гарантированных социальных услуг, так и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.
Принятое 8 августа 2011 года постановление Правительства Удмуртской Республики № 273 «О Типовом положении о бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения», позволило установить единую структуру учреждений социального обслуживания на территории Удмуртской Республики.
Реорганизованы
Вместо этих отделений
на базе центров социального
Внедряются новые виды домашнего ухода: службы сиделок при отделениях срочного социального обслуживания; для оказания социально-медицинских услуг вводятся ставки медицинских работников отделениях социального обслуживания на дому.
Преимущественным становится развитие отделений социального обслуживания на дому как более экономичных и приближенных к реальным нуждам пожилых и инвалидов. Первоочередной задачей является предоставление помощи для надомного социально – бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, и, страдающим тяжелыми заболеваниями.
Ежегодно отделениями социального обслуживания на дому предоставляется комплекс социальных услуг более 10 тысячам граждан пожилого возраста и инвалидам.
Востребованными сегодня являются социально-психологические и социально-правовые услуги. В 2011 году психологическую помощь в центрах социального обслуживания получили - 26 тыс. человек, правовую помощь получили - 12 тыс. человек.
В продолжение преемственности курса нынешнего руководства по вопросам социальной политики перед Министерством и отраслью социальной защиты населения стоят следующие задачи:
• модернизация учреждений социального обслуживания, эффективное использования ресурсов обеспечивающих их деятельность, повышение качества социальных услуг, улучшение условий проживания и обслуживания, осуществление контроля по предоставлению социальных услуг в соответствии со стандартами социального обслуживания населения;
• совершенствование системы
реабилитации, повышение качества,
эффективности доступности
• своевременное и качественное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
• реализация мероприятий
республиканских целевых и
• дальнейшая разработка и принятие административных регламентов предоставления государственных услуг;
• подготовка информационных
систем отрасли к предоставлению
государственных услуг
Социальная поддержка пенсионеров, повышение качества их жизни, предоставление социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание достойных условий для отдыха и досуга – одна из приоритетных задач социальной политики.
Это обусловлено основополагающими нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законами Удмуртской Республики.
В Удмуртской Республике, как и в целом по России, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности граждан старшего поколения, их проживает свыше 411 тысяч.
Основными задачами Министерства социальной защиты населения УР являются:
реализация государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики;
реализация государственной политики по обеспечению отдельных категорий граждан пособиями, компенсациями и иными выплатами, возложенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики на органы социальной защиты населения;
реализация государственной политики по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам;
реализация государственной политики по пенсионному обеспечению, предоставляемому за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
реализация государственной политики в области социального обслуживания населения;
участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территории Удмуртской Республики;
участие в реализации государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
реализация государственной политики по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан.
Рассмотрим полномочия местного самоуправления (МСУ) в социальной сфере.